Вопрос о практике использования материалов СМИ духовной направленности в преподавании Основ духовно-нравственных культуры в светском вузе
Данная статья представляет собой выдержки из исследовательской работы соискателя на степень кандидата педагогических наук Бамблевского Л.И., в которой разбираются некоторые аспекты актуального вопроса преподавания духовно-нравственных дисциплин в светской системе образования.
Статья

В настоящее время наблюдается значительное снижение уровня нравственности и духовного здоровья в российском обществе, в особенности среди молодежи.

Многолетнее отчуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры привело к кризису общественного сознания, выразившемуся в крайне неблагоприятной общественной атмосфере: усилении криминогенности общества, росте преступности, насилия, открытой пропаганде распущенности нравов.

Ослабление внимания государства и общества к целенаправленному формированию общественного сознания, к вопросам воспитания привело к изменению психологии современных молодых людей. Исследователи отмечают в их среде такие тенденции, как нарастание индивидуализма, противопоставление себя другим людям, прагматизм. Наряду с девальвацией ценностей, связанных со служением обществу, государству, происходит снижение доверия к старшему поколению, переориентация на личное благополучие, идет усиление процесса индивидуализации, отчуждения. Материальные блага стали занимать значительно больше места в желаниях молодого поколения, культура и образование отодвигаются на периферию их ценностной ориентации.

Средства массовой информации, как зеркало происходящих в обществе процессов, отражают в том числе данное положение дел. Однако материалы периодики могут и должны являться не только показателем, но и информационной базой для последующего анализа и практического применения наиболее актуальных публикаций в процессе воспитания и образования.

Социальная адаптация и близость к жизненным позициям обывателей, а также мобильность в отражении изменений различных социальных процессов делает материалы СМИ, по сути, уникальным источником для практического применения педагогов высшей школы с целью более продуктивного восприятия студентами различных духовно-нравственных категорий.

Можно сказать, что материалы СМИ духовной направленности могут во многом повысить степень восприятия учащимися отвлеченных норм морали. Участвуя в разборе такого рода публикаций, студент не остается только сторонним наблюдателем, следящим за теоретическими выкладками преподавателя. Он вовлекается непосредственно в процесс решения той или иной нравственной проблемы современности, получая тем самым свой личный духовный, социальный и культурный опыт, восстанавливая тем самым разрушенные связи общества.

В ходе изучения данного вопроса впервые был проведен системный анализ применения материалов СМИ духовной направленности в процессе преподавания Основ духовно-нравственный культуры в светском вузе, который включал в себя:

- выявление учебных и воспитательных задач при освоении знаний о религии в высших светских образовательных учреждениях;

- уточнение ключевых понятий образование и воспитание в контексте духовно-нравственных категорий личности;

- разработка научной классификации проблемно-тематических направлений общего массива публикаций периодики в духовной сфере жизни общества;

- согласно выделенным проблемно-тематическим направлениям, определение ключевых векторов использования материалов духовной направленности СМИ в практике преподавания профильных дисциплин;

- разработка методики системного усвоения учащимися вуза сложных духовно-нравственных категорий на примере конкретных публикаций по принципу смежности с другими сферами общественной жизни: политической, экономисткой, социальной, а также иных культурных парадигм.

В настоящее время освоение в светской высшей школе знаний о традиционных духовно-нравственных ценностях, о религиозной культуре, как основополагающей части национальной культуры, обусловлено образовательным запросом существенных групп населения, в первую очередь молодого поколения, и способствует формированию необходимого уровня компетентности студентов в области морально-этических категорий, стимулирует воспитание социально ценных качеств личности: нравственности, духовной чистоты, гражданственности, патриотизма, уважения к историческому и культурному наследию, коммуникативных навыков, культуры межэтнического и межконфессионального общения и пр.

Необходимо отметить, что светский характер образования в российской высшей школе не означает его антирелигиозной направленности или формирования индифферентного отношения учащихся к духовным вопросам, но заключается в обеспечении полноценного гармоничного развития личности в процессе профессионального становления, для чего необходимо использование инновационных педагогических методов, призванных повысить степень положительного восприятия учащимися сложных духовно-нравственных категорий.

В качестве основного метода успешного усвоения сложных метафизических морально-этических категорий предлагается использование материалов общеполитических СМИ духовной направленности в педагогической практике в высшей школе. Данный подход позволяет не только ярко иллюстрировать различные аспекты духовной сферы жизни общества, но и включает студента в процесс выработки собственной мировоззренческой позиции, согласно традиционной православной системе культурных ценностей.

Все жители нашей страны, и те, кто считает себя верующим, так и те, кто не отождествляет себя с какой-либо религией, хотят видеть в окружающих глубоко нравственных и духовных людей. Однако для достижения этой высокой цели необходимо правильное образование и воспитание. К этому вопросу обращались многие выдающиеся отечественные педагоги: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, С.А. Рачинский, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, И.С. Марьенко, О.С. Богдановой, В.В. Зеньковский, Б.А. Ничипоров, С.С. Куломзина, Т.И. Петракова, В. Парамонова и др. Об этом писали в своих творениях бессмертные христианские авторы: свт. Иоанн Златоуст, свт. Феофан Затворник, прот. Иоанн Кронштадский и др.

Радикальные изменения, происходящие в жизни нашего общества, в том числе в сфере образования, несмотря на то, что уже многие видные исследователи обращались к этим вопросам, требуют дальнейшего всестороннего осмысления. Многолетнее отчуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры, привело к кризису общественного сознания, выразившемуся в крайне неблагоприятной общественной атмосфере: усилении криминогенности общества, росте преступности (в том числе детской), насилия, открытой пропаганде распущенности нравов. Особенно сложная ситуация сложилась в молодежной сфере.

Научные исследования свидетельствуют об изменениях, происходящих на уровне сознания, которые проявляются в утилитарности и примитивности мышления, усилении рассудочного компонента, в наличии «странных духовных образований» (Г.Л. Смирнов), когда в голове одного человека уживаются элементы несовместимых типов мировоззрений: атеистического, православного, языческого, «восточного» и т. п.[1]

Иными словами, можно сказать, что в настоящее время в современном обществе, что особенно ярко видно в молодежной среде, наблюдается «брожение умов». Эта проблема должна решаться комплексно. Немаловажную роль в преодолении подобного нездорового общественного состояния играет процесс воспитания и образования. Одним из эффективных приемов может служить использование ряда материалов СМИ, которые направлены не на разрушение традиционных духовных и культурных ценностей, а напротив, призваны консолидировать общество вокруг них. Общеизвестно, что масс-медиа является инструментом, средством воздействия на общественное сознание. Люди в большинстве своем на подсознательном уровне доверяют материалам периодики, хотя на словах могут и не соглашаться с высказанным тем или иным изданием мнением. Идея, вброшениия через СМИ, заставляет человека думать в заданном направлении, в общем смыслополагающем фарватере при незначительным колебаниях частных мнений. Однако количество публикаций и иных журналистских материалов столь велико, что оно не может в современных объективных условиях поддаваться какому-либо всеобъемлющему контролю, как со стороны государства и общества, так и со стороны той или иной конкретной редакции. Особенно это видно в так называемой культурно-духовной сфере общего контента СМИ, где контроль наблюдается в наименьшей степени. Именно в этом разделе журналисты высказывают достаточно свободные позиции, которые отражают реальные чаяния общества, жившего многие десятилетия в условиях духовного голодания. Имеющиеся ранее пробелы сейчас активно восполняют СМИ. Если в 90-х годах этот процесс имел стихийную форму, то в новом тысячелетии он уже оформился в достаточно стройную систему. Журналисты в большинстве своем понимают важность традиционных духовно-нравственных ценностей, значимость религии в жизни личности и всего государства и пр. Именно такие материалы СМИ, которые нередко пропускаются при чтении общеполитических изданий, необходимо использовать в практике преподавания духовно-нравственных дисциплин в вузах. Это позволит по-новому взглянуть на уже пройденные морально-этические категории, осмыслить их и «закрепить» на новом уровне.

Духовные причины кризиса, по мнению ряда современных исследователей, лежат во многом в языковой сфере и связаны с искажением, подменой или утратой многих важнейших понятий, составляющих ядро личности. На языковую природу этих «беспокоящих явлений» указывает выдающийся философ современности М. Мамардашвили[2]. Как бы конкретизируя эту мысль, психолог Б.Н. Ничипоров пишет о том, что отсутствие в общественном сознании понятия греха привело ко многим грубым нравственным искажениям[3].

Круг основополагающих мировоззренческих понятий требует научного осмысления, строгого отбора понятийного ядра и включения в него целого круга духовно-нравственной лексики (таких слов, например, как добро и зло, добродетель и грех, Бог и диавол и др.). Необходимо выстраивание их в систему, а также возвращение им истинного значения («чистого смысла»).

Поиск выхода общественного сознания из кризисной ситуации ознаменовался возвратом к прежним системам ценностей, что находит свое отражение во многих материалах СМИ.

При этом в педагогической сфере преодоление кризиса происходит первоначально в гуманизации и гуманитаризации образования, а затем в тенденции к «духовности» – углублении интереса к духовно-нравственным аспектам воспитания и образования (как правило, без точного понимания значения этого слова[4]). В результате этого школа, как средняя, так и высшая, согласно закону отделенная от Церкви, не умея отличить истинно духовного от ложного, в 90-е годы прошлого века была заполнена духовной литературой сомнительного содержания эзотерического, сектантского, теософического, лжемистического характера. Эта литература не смогла (да и не могла) удовлетворить «духовной жажды» педагогов и учащихся, представляя собой пример духовной подмены.

Более плодотворной оказалась последующая тенденция к сближению и сотрудничеству светской и православной систем образования[5]. Она была прослежена в докладах и выступлениях, прозвучавших на ежегодных Международных Рождественских образовательных чтениях[6].

Педагогика занимает особое место среди гуманитарных наук, являясь наукой о воспитании человека. Очевидно, что понятие «человек» будет для нее главным, определяющим ее сущность, цели, задачи и закономерности, всю систему ее внутренних и внешних взаимосвязей. Здесь уместно вспомнить ставшие крылатыми слова выдающегося педагога К.Д. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях». Другой выдающийся педагог, наш современник В.А. Сухомлинский, подчеркивая важность этого понятия, писал, что эффективность воспитательного процесса в значительной мере зависит от того, что учащиеся знают о человеке[7].

Мировоззрение представляет собой обобщенную систему взглядов человека на мир в целом, на место человека в мире и на свое собственное место в нем; мировоззрение – это понимание человеком смысла его жизни, деятельности, позиции, а также истории и перспектив развития человеческого рода.[8] Согласно концепции Л.С. Выготского мировоззрение у человека формируется к началу юношеского возраста, однако этот процесс продолжается и в дальнейшем, учитывая в совокупности весь процесс развития личности.

Обучение студента Основам духовно-нравственной культуры (далее ОДНК), учитывающее становление структуры его самосознания позволит решить проблему интериоризации духовного опыта человечества в соответствии с индивидуальной траекторией развития личности. Более того, религиозная культура обладает дополнительным потенциалом, способствующим развитию структуры самосознания.

Изучение курса ОДНК в высшей школе направлено на достижение целей личностной самоидентификации и формирования мировоззрения личности, а также адекватного современного уровня познания и культуры, содействие формированию картины мира, развитие понимания жизни человека и общества, создание необходимых условий для выработки молодым человеком собственной жизненной позиции.

Непосредственно процесс духовно-нравственного воспитания может быть полноценно описан при опоре на методологию антропологического подхода, который предусматривает выделение системообразующих внутренних характеристик личности, определяющих ее сущностную природу и качественное своеобразие. С помощью антропологического подхода удается преодолеть понимание сущности человека как «продукта среды», когда его бытие ограничивается социально-биологическими рамками и отрицается его главная «метафизическая» составляющая – душа.

Эти и другие положения философской антропологии стали основой личностного подхода, имеющего наибольшее значение в гуманистической, субъект-субъектной образовательной парадигме (К.А. Абульханова-Славская, И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.Б. Орлов и др.). Личностный подход предполагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении и раскрытии его возможностей, отношение к нему как субъекту воспитательного взаимодействия. Наиболее продуктивной формой такого взаимодействия является диалог (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Л.И. Богомолова, С.Т. Вайман, И.В. Костенчук, С.Ю. Курганов, Г.С. Померанц, А. Сидоркин, А.У. Хараш). Именно в этом ключе практика использования материалов СМИ религиозной направленности призвана усвоить предмету ОДНК форму диалога, когда студент совместно с преподавателем вырабатывает правильную оценочную позицию, которая становится не привнесенной извне, а его собственной.

Диалогическая сфера бытия человека может быть реализована в педагогическом общении: если смыслы педагога, связанные с изучаемым явлением, пересекаются и взаимодействуют со смыслами ученика, в результате этого образуется общее смысловое поле.

Без сомнения, одной из ключевых проблем научно-педагогического обеспечения освоения учащимися знаний о религии в высшей школе является определение содержания образования и методов его преподавания. Оценка накопленного опыта, определение приоритетов педагогической деятельности в этой области должны основываться на определенных критериях. Мы полагаем, что такими критериями должны быть:

1) соответствие форм и способов изучения духовно-нравственных вопросов, а также религии, методик, содержания и целей образовательных программ духовно-нравственным идеалам, здравому смыслу, традиционным культурным ценностям;

2) значимость учебных и воспитательных методик для решения актуальных социально-педагогических проблем. В оценке сложившегося опыта и педагогических инноваций необходимо исходить из интересов большинства россиян, придерживающихся традиции христианских духовных ценностей, которые заключаются в том, чтобы воспитать подрастающее поколение качественно и широко образованными людьми, любящими свое Отечество. Будущие выпускники российских вузов должны быть достойными гражданами своей страны, усвоившими высокие нравственные ценности и идеалы, дорожащими своей культурой и при этом уважающими культуру других народов;

3) учет требований педагогического принципа культуросообразности, утверждающего преемственность духовного опыта в жизни общества, необходимость развития личности студента в контексте культуры своей семьи, российской нации как гражданско-политической целостности. Эта позиция предполагает приоритет в учебно-воспитательной деятельности традиционных духовно-нравственных ценностей;

4) соответствие содержания и методов обучения и воспитания в процессе освоения знаний о религии образовательным запросам самих обучаемых.

Особое значение процессы освоения знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности приобретают в высшей школе. Именно этот сегмент национальной системы образования является ключевым в процессе профессионального формирования личности, социализации молодого поколения, подготовки будущих специалистов к жизни в нашей стране и современном мире.

Все это наилучшим образом может осуществляться при использовании конкретных материалов СМИ духовной направленности, иллюстрирующих реальные жизненные примеры в процессе преподавания ОДНК в вузе.

Оптимальной моделью освоения знаний о сложных метафизических категориях морали и нравственности с точки зрения педагогической целесообразности и эффективности образования и воспитания мы определили следующую модель: определенная сумма знаний по вопросам духовности и нравственности, предлагаемая в лекционной форме с последующим закреплением ее на конкретных публицистических примерах во время семинарских занятий.

Следует отметить, что современные студенты, которые приходят в вуз после окончания школы, уже имеют в определенной степени сформировавшееся мировоззрение и самоидентификацию. К сожалению, как правило, их воспитание и образование проходило практически при отсутствии каких-либо духовно-нравственных ориентиров, которые бы преподавались им не как отвлеченные понятия, а как жизненная необходимость. Все это крайне усложняет потенциальную возможность привить за короткий курс ОДНК высокие идеалы христианской нравственности и культуры. На первом этапе задачей педагога становится преодоление психологического барьера, который априори имеют студенты и который можно выразить словами: «мне все это не нужно».

Однако в определенной мере большая часть слушателей по прошествии нескольких занятий начинает положительно относиться к преподаваемому материалу. Это вовсе не значит, что они смогут в течение первого года обучения в вузе, когда им читается данная дисциплина, стать другими людьми и внутренне переродиться. Но в ходе занятий по ОДНК у них появляется заинтересованность духовно-нравственной проблематикой, они начитают задаваться вопросом о цели своей жизни, внутреннем совершенствовании, высоких идеалах, самопознании, религиозной жизни, традиционных духовных ценностях и, наконец, о Боге. Учитывая, что студенты вуза уже имеют определенные навыки по сбору, классификации, обработке и интерпретации информации, можно сделать вывод, что они при правильно заданном импульсе на предмете ОДНК, продолжат исследование в этой области в будущем, что приведет их к правильному пониманию нравственной и духовной жизни для них лично и для государства в целом.

Как уже обозначалось ранее, этой непростой задаче во многом способствует предложенная автором методика использования материалов духовной направленности СМИ в практике преподавания Основ духовно-нравственной культуры.

И.А. Ильин в своей работе «Путь к очевидности», подчеркивая главную мысль о том, что человек призван быть на земле духовным существом, писал, что без духа и вне духа мы не имеем истинного бытия, а остаемся, по слову Гоголя, «существователями». Отсюда очевидным становится формирование личности творческой, духовно богатой, ответственной – самое важное в образовании.

Воспроизведение духовного потенциала отдельной личности и всего социума, обогащение нравственными ценностями каждого человека, преобразование жизненных ориентиров на личном уровне и на общественном – это те задачи, которые стоят сегодня перед образованием.

Образование по происхождению социально, но по сути – оно индивидуально. По мнению О.В. Долженко, истоки образования лежат в индивидуальном мироощущении, которое определяет логику жизненного пути и с которым человек вступает в мир образования, надеясь обрести в нем успокоение, индивидуально очищенное понимание своего предназначения в жизни, постичь скрытые пружины, движущие его жизнью и активностью.

Вот потому и необходимо непосредственный опыт студента направлять в русло интеллектуально организованного знания. Формирование новых знаний предполагает перестройку или изменение уже имеющегося обыденного знания, а возможно, и отказ от него.

Знание всегда чье-то, его нельзя купить, украсть у знающего. Сама информация – безлична, ею можно обменяться или украсть. Стремление приобрести знания – «жажда знания» – имеет духовную природу (В.П. Зинченко). Знания о мире, о человеке, о себе имеются у каждого, и они существенно отличаются от научного – это живые знания. И именно живое знание по основам духовности и нравственности наилучшим образом можно приобрести, анализируя материалы СМИ по этому направлению.

Однако остается открытым вопрос, каким образом следует преподносить практический материал СМИ духовно-нравственной направленности в студенческой аудитории. Для этого наиболее подходит системный подход дифференцирования всего массива информации периодики по данной тематике, подразделенный на проблемно-тематические направления. Данный подход позволяет методологически упростить процесс усвоения достаточно сложных морально-этических и философских категорий для учащихся высшей школы.

Итак, обратимся непосредственно к классификации по проблемно-тематическим направлениям материалов СМИ духовной направленности. Весь массив религиозных публикаций в современной отечественной прессе можно разделить на ряд проблемно-тематических направлений (далее ПТН) согласно их содержанию. Некоторые статьи благодаря их большому объему и освещению самых разных аспектов духовной жизни были отнесены сразу к нескольким ПТН.

Стоит отметить, что классификация по ПТН наиболее удобна как для широкого анализа материалов религиозной направленности, так и для дальнейшего методического использования в практике преподавания ОДНК в вузе.

Перечислим основные ПТН современных СМИ, по которым и проводились экспериментальные занятия по Основам духовно-нравственного образования с применением журналистских текстов:

1.               Церковь и общество,

2.               Церковь и политика,

3.               Традиционные религии в России,

4.               Церковь и история,

5.               Церковь и культура,

6.               Другие христианские церкви,

7.               Православие и другие религии в России и за рубежом.

Приходя в вуз за получением определенной суммы знаний, студент при выпуске должен знать, как ею пользоваться, как правильно оценивать свои силы и возможности в сложном и многополярном мире, чтобы не навредить ни себе, ни окружающим людям.

Апробация вкратце обозначенной выше концепции проходила в смешанной группе студентов первого курса в количестве 16 человек Международного гуманитарно-лингвистического института в течение одного семестра согласно следующему учебному плану: 16 академических часов (не считая зачета), построенных по лекционно-семинарскому типу. Занятия проходили два раза в месяц; на первых двух лекциях читался исключительно лекционный теоретический материал, на последующих – вторая половина отводилась для семинарской работы.

Согласно имеющейся концепции учебная «пара» выстаивалась следующим образом: вначале преподаватель обозначал тему лекции, затем раскрывал предмет и основные понятия обозначенной темы, после чего переходил к описательной части. После теоретического монологичного блока начиналась практическая часть занятия, построенная в форме диалога. Раздавались подобранные заранее материалы СМИ духовно-нравственного характера (в количестве 6-8 публикаций), соответствующие заданной теме, студенты самостоятельно парами изучали, анализировали, систематизировали данные журналистские тексты (как правило, это занимало порядка 15-20 минут), после чего от каждой пары выходил представитель, который кратко раскрывал содержание статьи, высказывал свою позицию и давал первые оценки. Затем, совместно с преподавателем, студенты всей аудитории подключались к обсуждению поставленного в материале СМИ вопроса. В ходе дискуссии текст осмысливался с различных сторон, делались окончательные выводы. Таким образом, завершался процесс интерпретации публикации, по итогам которой студенты приходили к тому или иному заключению в русле традиционных христианских духовно-нравственных ценностей, о которых им рассказывалось в теоретической части занятия; данные выводы становились неотъемлемой частью собственного опыта студентов, что, безусловно, положительно сказывалось на формировании их общего мировоззрения.

После обсуждения первого материала следовал анализ последующих текстов. Завершая занятие, преподаватель резюмировал выработанные в ходе дискуссии выводы, соотнося их с теоретическими духовно-нравственными понятиями.

Для примера обратимся к ПТН «Церковь и политика», где говорится о взаимоотношении Церкви и государства и значении этого взаимодействия для всего общества в целом. На лекции рассматривались основные духовно-нравственные законы христианства, как они способствуют нравственному совершенствованию личности, важность высоких моральных качеств большинства граждан для внутренней государственной стабильности и поступательного развития нации. При этом обращается особое внимание на такие духовно-нравственные категории, как любовь к ближним (начиная с вопроса, кто есть ближний), милосердие, доброжелательное отношение ко всем людям при непримиримом отношении к греху, как личному и общественному пороку и пр. Также делается акцент на том, что Церковь в первую очередь ищет взаимодействия с государством и властью с целью нравственного оздоровления общества, поднятия его духовного уровня, и только через призму этих глобальных целей касается конкретно политических, экономических и социальных вопросов. Иными словами, христианство в первую очередь обращается к вопросам духовного здоровья человека, его высшим потребностям, развитию личности через его внутреннее совершенствование, и только с этих позиций рассматриваются любые другие «земные» вопросы, которые, безусловно, имеют большую конкретно-историческую ценность.

Согласно представленным теоретическим положениям преподавателем предлагаются соответствующие журналистские тексты, в данном случае, кроме прочих, статьи о визите Святейшего Патриарха Кирилла в Украину летом 2010 года. Различные материалы СМИ в целом сходятся в едином мнении по данному вопросу, что Русская Православная Церковь, как правило, находится в стороне от различных политических течений. Однако при определенном стечении внешних факторов в государстве начинают происходить процессы, которые подрывают сами устои. В таких случаях Церковь, не прерывая диалога с властью, начинает оказывать прямое воздействие на те или иные политические процессы. Обычно в таких случаях говорят – «Церковь возвысила голос». Иными словами в отличие от различных элит или партий она не ведет политических игр, но твердо и открыто высказывается, что нужно сделать или что следует прекратить для сохранения целостности как отдельной личности, так и всего общества

Подобным примером может служить деятельность преподобного Сергия Радонежского, который, конечно же, не являясь сторонником того или иного князя, и тем более не желая получить какую-либо политическую выгоду, проявлял попечение обо всем государстве и народе, приходя к князьям и уговаривая их своим кротким словом хранить мир и единство, отступив от своих пагубных амбиций во благо своей страны.

Так и в случае с визитом Патриарха Кирилла в 2010 году в Украину: некоторые увидели в этой поездке «руку Кремля», который хочет внедрить своих «агентов» на всех уровнях в политическую и социальную сферу другого государства, используя для этих целей самые святые чувства народа, а другие (и их большинство, что можно увидеть при горизонтальном анализе соответствующих материалов СМИ) восприняли действие Святейшего Патриарха как желание еще раз напомнить двум братским народам, что у нас намного больше общего, чем различного, и в первую очередь – это общая вера и единая культура, а значит и одни духовные ценности, на которых основывается национальное сознание.

К такому же выводу пришли и студенты экспериментальной группы в ходе открытой дискуссии на занятии по ОДНК. Подобно описанному выше примеру проходили занятия по усвоению других духовно-нравственных категорий в соотнесении с ПТН материалов СМИ духовной направленности.

На основании устных и письменных опросов студентов можно сделать вывод, что данная методика хорошо воспринимается и самим студентами. Так, в экспериментальной группе только 6,25% (один из 16) слушателей оценили курс как «ненужный и бесполезный», другие дали весьма высокие оценки как самой дисциплине, так и авторской методике по применению материалов СМИ духовного содержания.

Обратимся непосредственно к некоторым высказываниям студентов, которые были зафиксированы в итоговой письменной работе:

– Понравилось, когда каждому давали статьи, и потом всей группой их обсуждали (по крайней мере, у меня была очень интересная статья);

– Интересно были поставлены уроки с использованием различных статей;

– На наглядных примерах всегда лучше запоминается, – отмечает один студент, говоря о методе использования журналистских текстов при изучении духовно-нравственных категорий.

При сравнении с другими смешанными группами студентов первого курса другого вуза, в которых читался курс ОДНК в предшествующие годы без использования инновационной методики применения материалов СМИ духовной направленности в практике преподавания, можно отметить, что максимум от половины до двух третей от общего числа слушателей, согласно письменным и устным опросам, положительно оценивали предложенный им курс. Это можно объяснить рядом факторов, однако одним из основных видится отсутствие прямой вовлеченности студентов в анализ и изучение тех или иных духовных категорий, что, соответственно, делало их сторонними наблюдателями, которым только предлагались в качестве аксиом те или иные истины, которые не становились их собственной, выработанной лично ими позицией.

Можно сказать, что итогом курса ОДНК в МГЛИ в 2010 году стало реальное переосмысление многими студентами своих жизненных позиций, большинство слушателей отмечали качественные положительные внутренние перемены. Для подтверждения обратимся вновь к итоговым письменным работам студентов экспериментальной группы:

– Предмет помогает понять чувства и намерения окружающих, способствует развитию отношений между людьми. Студенты лучше понимают представителей других наций, относятся к ним с положительной стороны. Предмет позволяет осознать глубину религии и ее важное место в развитии культуры и общества;

– У меня изменился кругозор, я начала воспринимать реальность, как действительность в целом;

– Из курса ОДНК я вынесла много новой и полезной информации о внутреннем мире человека;

– Преподаватель давал на рассмотрение вопросы, которые беспокоят нас в повседневной жизни, поэтому, разбирая все ситуации на «праха», чувствуешь себя теперь увереннее в жизни;

– ОДНК – очень интересная и познавательная дисциплина. Из нее я узнал, как вести себя, как поступать. Я также узнал основные нравственные и духовные законы, по которым следует жить. Я многое узнал о религии, в частности о христианстве: в чем его сущность и определение;

 – После изучения предмета Основы духовно-нравственной культуры мне легче понять себя и других, – выражает мнение большинства староста группы.

Как показало настоящее исследование, вопросы духовности и нравственности являются весьма многогранными. Соприкасаясь со всеми сторонами общественной жизни, духовная сфера объективно влияет на многие процессы, происходящие в нашем государстве.

Процесс воспитания и образования, в том числе и в высшей школе, также во многом зависит от содержания, если так возможно выразиться, духовного компонента.

Бывший ответственный редактор тематического приложения к «Независимой газете», «НГ-Религии» Марк Смирнов говорил о месте журналистики в современной общественной жизни: «Мы, журналисты, сами не делаем историю, мы как секретари, только ее записываем и оставляем в назидание потомкам». Этот принцип отражения в СМИ происходящих в обществе процессов, как в зеркале общественного мнения, лег в основу данной работы. Как показало проведенное исследование, на страницах самых различных общеполитических изданий говорилось практически обо всех основных процессах и явлениях духовно-нравственной жизни нашей страны. Действительно, появление и увеличение объема публикаций на религиозную тему именно в нецерковной, светской прессе является лучшим доказательством того, как в СМИ отражаются происходящие в обществе процессы.

Этот в значительной степени важный информационный материал было бы непростительно оставлять без специального применения. Данный «багаж» возможно использовать в процессе общей профессиональной подготовки студентов вуза в период их личностного становления.

Итак, можно сказать, что усвоение студентами высшей школы сложных духовно-нравственных категорий проходит более успешно, если на занятиях им предлагается возможность работы (анализа, исследования, интерпретации) с журналистскими текстами, которые раскрывают те или иные отвлеченные нравственные и духовные понятия. Поскольку учащиеся уже предварительно получили определенную сумму знаний по той или иной морально-этической категории, им легче ориентироваться в непривычной им области знаний, а также формировать собственное мировоззрение. Таким образом, студент сможет выработать правильное духовно-нравственное понимание, согласное с традиционными культурными ценностями, самостоятельно, то есть его знание будет не привнесенное извне, а его собственное, которое в дальнейшем останется в его сознании и будет обуславливать в известной степени его мысли и действия.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М., 1980.– 268 с.

Азаров Ю. Исповедальная педагогика Л.Н. Толстого: как прожить свою жизнь //Педагогический вестник. –1998, – № 5 – С. 10.

Акмеологические проблемы подготовки преподавателей. Сборник научных трудов. Вып. 1 /Отв. ред. Н.В. Кузьмина, Е.С. Гуртовой. - М.– Шуя: ШГПУ, 1998. – 184 с.

 Александрова В.Г. Христианское учение и развитие педагогической мысли. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 224 с.

 Александрова Ю.В. Методики диагностики отношений взрослого человека: роли, позиции, нравственная сущность: Метод. пособие. – М., 2001. – 96 с.

 Александр (Салтыков). Христианские аспекты эстетического воспитания. //Дополнительное образование в области христианской культуры, морали, этики (опыт, проблемы, решения): Матер. Междунар. Конф.– М., 1993. – С. 34–39.

Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М, 1991.

Алексеева О.Ю. Содержание общечеловеческих ценностей – основа новой философии и методологии профессиональной подготовки будущего учителя // Актуальные проблемы современной педагогики. – Таганрог, 2000. – С. 3–8.

 Амонашвили Ш. А., Загвязинский В.И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования // Педагогика. – 2000. – № 2. С. 11-16.

 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - М.: Наука, 2000. - 351 с.

 Анатолий (Гармаев А.П.) Этапы нравственного развития ребенка. – Минск.: Лучи Софии, 2002. – 336 с.

 Анисимов О.С. Акмеология и методология: проблемы психотехники и мыслетехники. – М., 1998. – 772 с.

 Анисимов О.С. Образовательная программа: Формирование рефлексивной культуры. //Экспертиза: теория и практика: Сб. № 1. – Новокузнецк, 1997. – С. 73–85.

 Анциферова А.А. Нравственное воспитание детей в бытовой культуре. Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1967. – 20 с.

 Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.: Изд-во МГУ: Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. – 304 с.

 Антропологический подход в современном образовании. (Серия: //Отв. ред. Л.Е. Курнешова М.: Центр «Школьная книга», 2002. - 144 с. – «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве»

Архимантдрит Платон (Игумнов). Православное нравственное богословие. – Сергиев Посад: Свято-Сергиева Лавра, 1994. – 408 с.

 Асоев Х.М. Освоение учащимися подросткового возраста общечеловеческих ценностей (на материале школ Таджикистана): Автореф. дис. … канд. пед. наук: – М., 1995. – 15 с.

Базаров И., прот. Нравственность и жизнь. Странник, Т. IV. – СПб., 1878. – С. 190 – 327.

 Барышников Е.Н. Колесникова И.А. О воспитании и воспитательных системах. – СПб., 1996. – С. 54–57.

 Бассин Ф.Б. К развитию проблемы значения и смысла //Вопросы психологии. – 1973, – № 6, – С. 13–24.

 Бахтин М.М. Этика словесного творчества: Сб. избранных трудов.– М., 1979. – 423 с.

 Безрогов В.А. Педагогические идеи в Новом Завете: Историографические подходы и методогические проблемы // Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. – СПб., 2001. – С. 51–54.

 Безрукова В.С. Из опыта исследования духовно-нравственного состояния учащихся и учителей //Миссионерское обозрение. –1998, – № 11. – С. 11–13.

 Белозерцев Е.П. Высшая педагогическая школа в системе непрерывного образования: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Л., 1990. – 40 с.

 Беляева В.А. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., – 1999. – 339 с.

 Беляева В.А. Духовно-нравственное воспитание студентов на основе ценностей отечественной культуры // Духовно-нравственное воспитание: преемственность и развитие (по материалам научно-практического семинара «Государственная политика Российской Федерации по формированию духовных и нравственных ценност ей у детей и молодежи»: Сб. статей /Сост. и общ. Ред. М.Н. Лазутова, Т.И. Петракова. – М.: Импэто, 2004. – С. 58–60.

 Беляева В.А. Философско-педагогические идеи К.Д. Ушинского о духовно-нравственном воспитании личности в практике образовательного процесса педагогического вуза// Реализация идей К.Д. Ушинского в практике современного образования: Матер. VI Всероссийской научн.-практ. Конф. (19–20 февраля 2003 г.) /Отв. ред. В.М. Меньшиков. – Курс: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2003. – С. 69-71.

Берберова H.B. Люди и ложи: русские масоны XX столетия. М.: Прогресс, 1997.

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990.

Бердяев Н. А. О человеке, его свободе и духовности // Избр. тр./ Н.А. Бердяев; Ред.-сост. Л.И. Новикова и И.Н. Сиземская; Акад. пед. и соц. наук., Моск. психол.-соц. ин-т. – М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 1999.– 310 c.

Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.

Берсенева Т.А., Рычкова В.А. Духовно-психическая безопасность личности: Учеб.-метод. пособие. – СПб.: СПБАППО, 2004. – 92 с.

Берсенева Т.А. Духовно-нравственные основания традиционного уклада жизни как социально-педагогическая проблема. Автореф. дис. д-ра. пед. наук. Курск, 2008. – 43 с.

Библейская энциклопедия. М., 1991.

Библер B.C. От наукоучения – к логике культуры: Два философских введения в XXI век. – М.: Политиздат, 1991. – 412 с.

Бим-Бад Б.М. Антропологические основания теории и практики образования/ Педагогика. – 1994. - № 5. – С. 3–10.

Битинас Б.П. Введение в философию воспитания. – М., 1996. – С. 314.

Бодалев А.А. Субъективная значимость другого человека и определяющие ее факторы // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. – 1985. № 2, – С. 13–16.

Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности // Психология формирования и развития личности. - М., 1981. – С. 257–284.

 Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (докум. междунар. форумов и мнения европейский экспертов) / Под ред. В.И. Байденко. – М., 2002. – С. 150.

 Бондаревская Е.В. Феноменологический анализ современных концепций воспитания // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сб. науч. трудов / Под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко. – Волгоград: Перемена, 2004. – С. 3–16.

 Борытко Н.М. Воспитание как педагогика бытия: гуманитарно-целостный подход / Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сб. науч. тр. / Под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко. – Волгоград: Перемена, 2004. – 420 с. – С. 16– 26.

 Богуславский М.В. Современная отечественная философия образования: генезис и типология // Формирование ценностных ориентаций личности в теории и истории отечественной и зарубежной педагогики (конец XX – начало XXI вв.): Сб. науч. трудов. – М.: ИТИП РАО, 2005. – С. 3–30.

 Богуславский М.В. Общечеловеческие и национальные ценностные ориентации отечественной педагогики (нач. ХХ в.) //Педагогика. – 1998. – № 7. – С. 82–87.

 Борисенко В.П., Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования: монография/ В.П. Борисенков. – М.: Изд-во ООО «Педагогика», 2006. – 464 с.

Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учеб. пособие. – М.: Изд. дом «Покров», 2003. – 288 с.

Братусь Б.С. Образ человека в гуманитар­ной, нравственной и христианской психоло­гии // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсовет­ской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Шур. – М.: Смысл, 1997. – С. 67–91.

Буганов В.И., Богданов А.П. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. М., 1991.

Булгаков С.Н. О противоречивости современного безрелигиозного мировоззрения. Интеллигенция и религия // История религии. – М., 1909. – 224 с.

Булынин А.М. Формирование профессиональных ценностных ориентаций студентов педагогических вузов: Метод. реком. – Комс.-на-Амуре, 1995-1996. – 139 с.

Буткевич В.В. Формирование нравственных идеалов студентов педагогических вузов: Метод. пособие. – Минск: Минск. пед. ин-т, 1987. – 65 с.

Вандерхилл Э. Мистики XX века (энциклопедия). М., 1996.

Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. М., 1991.

Виленский М.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учеб. пособие / М.Я. Виленский, П.И. Образцов, А.И. Уман; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Пед. об-во России, 2004. – 189 с.

Владимирова Е.К. Исследование ценностных ориентаций личности // Вопросы психологии. – 2001, – № 4. – С. 24-28.

Вульфов Б.З. Профессиональное воспитание будущего учителя: сущность, процесс, средства //Время и человек в зеркале гуманитарных исследований. – Курск: Изд-во Кур. гос. ун-та. – 2003. – Т. 2. – С. 329-332.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. -М., 1982 – 84. с. 101.

Галицкая Е.О. Духовное развитие личности: Программа и модели занятий спец. семинара: //Учебн.-метод. пособие для клас. воспитателей. – М., 1997. – 123 с.

Гараджа В. Социология религии. М, 1996.

Гармаш Л.С. Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура». Назначение, цели и задачи //Православная культура.– М.: «Покров», 2003.– 206 с.

Генри Э. Новые заметки по истории современности. М., 1976.

Гершунский Б.С. Менталитет и образование. – М, 1996. – 144 с.

Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/ Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. – М.: «Школа-Пресс», 1995. – 447 с.

Гирц К. Влияние концепции культуры на концепцию человека //Антология исследований культуры. Т. 1: Интерпретация культуры, – СПб., 1997. – 728 с. – С. 119.

Гликман И.З. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 176 с.

Глуздов В.А. Воспитательный потенциал высшего педагогического образования://Воспитание будущего учителя. – Н.Новгород, 2001. – 111 с.

Головина Ю.В. Педагогические основы воспитательной деятельности святого Иоанна Кронштадтского. Автореф. дис. канд. пед. наук. Курск, 2009. – 23 с.

Горбаткина И.М. Формирование готовности студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности в условиях вариативного образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 2003. – 16 с.

Гранкин А.Ю. Национально-региональный компонент образовательного стандарта: отечественная педагогика и европейские тенденции / Формирование ценностных ориентаций личности в теории и истории отечественной и зарубежной педагогики (конец XX – XXI вв.): Сб. науч. трудов. – М.: ИТИП РАО, 2005. – 366 с. – С. 342–345.

Грекова Е.И. Развитие личности ребенка на основе национальной культуры //Начальная школа. – 1997.– № 5. с. 75.

Грибоедова Т.П. Педагогические условия подготовки учителей к деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Томск, 2000. – 23 с.

Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа. - М.: «Паломник», 2000. – 543 с.

Гулыга А. Русская идея и ее творцы. - М., 1995. - 310 с.

Гумницкий Г.Н. Методологические проблемы исследования морального сознания: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 1976. – 43 с.

Гусев А. Религиозность как основа нравственности: Против автономистов. Изд. 2. – Казань, 1894. – С. 88.

Данилов Н.А. Мировоззрение как фактор профессиональной культуры преподавателя: [Роль философской науки в становлении мировоззренческой культуры будущего учителя: Шуйск. гос. пед. ун-т] // Акмеологические проблемы подготовки преподавателей. – М. – Шуя, 1998. – Вып. 1. – 184 с.

Додонов В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственной личности: Автореф. дис. … д-ра. филос. наук. - М., 1994. – 42 с.

Додонов В.И. Духовность – высшее проявление человеческой сущности в воззрениях отечественных философ-гуманистов конца XIX – начала XX вв. //Про­блемы формирования духовности личности в педагогической теории и практике М., 2000. – С. 40–52.

Дробницкий О.Г. Понятие морали. М., 1974. – 388 с.

Дробницкий О.Г. Проблема нравственности. М., 1977. – 268 с.

Духовно-нравственное воспитание: преемственность и развитие (по материалам научно-практического семинара «Государственная политика Российской Федерации по формированию духовных и нравственных ценностей у молодежи»: Сб. статей / Сост. и общ. ред. – М.Н. Лазутова, Т.И. Петракова. – М.: Импэто, 2004. – 80 с.

Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1989. – 189.

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов вузов в 2-х ч. Ч. 1. – М., 1994. – С. 120–121.

Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М: Политиздат, 1990.

Жалбуршина Г. Попытка педагогической реабилитации религии //Мир образования. – 1996. – № 7–8. – С. 76–79.

Жубреянова Р.И. Воспитательные технологии древней Руси и современность// Школа. – М., 2003. – С. 14–16.

Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. - М., 1986. – 456 с.

Здравомыслов А.А., Рожин В.И., Ядов В.А. Человек и его работа. - М.-Л., 1984. – 362 с.

Зеньковский В.В., прот. Педагогика. – Клин, 2004. – 223 с.

Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии.– М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1993. – 347 с.

Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание – проблема современного образования в России. – М., 1999. – 81 с.

Зуев О.Г. Диалогический метод обучения в процессе преподавания общественных наук: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Рига: 1990. – 18 с.

Зыбковец В.Ф. Происхождение нравственности. – М., 1974. - 126 с.

Ивановская О.В. Вера в системе ценностных ориентаций студентов педагогического ВУЗа: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Волгоград. 1996. – 18 с.

Ильенков Э. В. Космология духа //Наука и религия. – 1988. – № 8. – С. 4–7; – № 9. – С. 16–19.

Ильин Г.Л. Культуросообразность как смыслообразуюший принцип системы непрерывного образования и основа проективного образования //Сб.: Проблемы психологии образования / Под ред. А.А. Вербицкого. — М., 1992. – С. 117.

Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. – М.– Париж, 1993. – 448 с.

Ильин И.А. О национальном воспитании. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Путь к очевидности. - М., 1993. – С. 199-241. – 237 с.

Ильин И.А. Русский учитель. /Опыты православной педагогики. // Литературная учеба. – 1993, – № 5–6, – С. 196–197.

Инновационные процессы в педагогической практике и образовании /Под ред. Г.Н. Прозументовой. - Томск-Барнаул, 1997. – 128 с.

Св. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Репринтное издание. - М., 1993. - С. 411.

Камкин А.В., Кузьмин И.А. Истоки. Программа для начальной школы/ Духовные истоки воспитания. Православная культура в школе. Альманах № 1, 2003. – 157 с. – С. 25–70.

Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. М., 1992.

Коваль Н.А. Духовность в системе профессионального становления специалиста: Автореф. дис. … канд. психол. наук: – Тамбов, 1977. – 22 с.

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – М., 2000. - 428 с.

Козлов Э.П. Нравственное образование. Программы общеобразовательных интергативных обществоведческих экспериментальных учебных курсов морали для 1-Х1 классов: Азбука нравственности (1-IV классы). – М.: Прометей, 1999. – 51 с.

Кокуева Л.В. Воспитание юного патриота: Программа и технология. – Ярославль, 2004. – 141 с.

Колесникова И.А. Идея духовного ученичества педагога в системе воспитания для работы с человеком./Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сб. науч. тр./ Под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко. – Волгоград: Перемена, 2004. – 420 с. – С. 26–36.

Концепция повышения квалификации педагогических кадров школы /Под общей ред. В.Г. Онушкина, Ю.Н. Кулюткина, В.Г. Воронцовой. - СПб., 1996. – 122 с

Коменский Я.А. Школа детства. /Опыты православной педагогики. // Литературная учеба.– 1993, – № 5–6. – С. 214–239.

Комплексность и преемственность в формировании духовной культуры будущего учителя: Межвуз. Сб. науч. тр./ Вологод. гос. пед. ин-т.; Редкол.: Рычков А.К.. (отв. ред.) и др.). – Вологда: ВГПИ, 1989. – 131 с.

Корзинкин А.С. (архимандрит Зиновий). Духовно-нравственная концепция воспитания личности в современном образовании: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Курск, 1999. – 21 с.

Корниенко Н.А. Эмоциональные механизмы нравственного формирования личности. Автореф. дис. … канд. пс. наук. – Новосибирск, 1992. – 22 с.

Костикова М.Н. История государственно-церковных отношений в сфере образования: Программа спец. курса. Курский государственный педагогический университет. – Курск, Б.н., 2001. – 10 с.

Кошмина И.В. Возрождение традиции преподавания духовной музыки в начальной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1994. - 16 с.

Кравченко Д.Н. Классические педагогические системы Ж. Руссо и И.Ф. Гербарта в аспекте православной педагогики: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Курск, 2004. – 22 с.

Краснов С.И. Ценностное и организационное самоопределение учителей в проектировании инновационных образовательных систем: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1995. - 149 с.

Крывелев М.А. История религий. М., 1975 — 1976.

Кузьмин И.А. Социокультурный системный подход к истокам в образовании. - М.: TBS, 1997. – С. 50–71.

Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. – М.: 1994. – 102 с.

Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные
структуры в деятельности педагога. – Самара, 2002. – 86 с. – С. 28.

Кульневич С.В. Личностно-ориентированное воспитание: концепция, содержание, реализация: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. - Ростов н/Д.: 1995. - 32 с.

Кураев А. Миссионеры на школьном пороге. - М., 1995. - 108 с.

Кураев А. Школьное богословие. – М., 1997. - 309 c.

Курбатов Р. Педагогика Ковчега //Частная школа. - 1995. - № 4, с. 70-80.

Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. - М., 1989. - 127 с.

Левина В.Н. Совесть личности как выражение ее морально-психологических особенностей: Автореф. дис. канд. фил. наук. - М., 1989. – 20 с.

Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы. – 2-е изд., доп. – М.: Планета 2000, 2003. – (Серия «Духовно-нравственное воспитание: системный подход»). – 63 с.

Лежников В.П. Гуманизация образования: сущность, цели, пути, философский аспект: Автореф. дис. д-ра филос. наук. – М., 1996. - 55 с.

Лельчицкий И.Д. Аксеологическая направленность трактовки личностно-профессионального идеала учителя в современной педагогической науке/ Формирование ценностных ориентаций личности в теории и истории отечественной и зарубежной педагогики (конец XX - XXI вв.). Сборник научных трудов. – М.: ИТИП РАО, 2005. – 366 с. – С. 182–185.

Лисовский В.Т. Молодежь о времени и о себе: результаты социологических исследований. //Педагогика. - 1998. - № 4. – С. 14–17.

Лифинцева Н.И. Психолого-педагогическая антропология: учеб. пособие для студентов вузов/ Н.И. Лифинцева под ред. В.А. Сластенина. – Курск: Изд-во Кур. гос. ун-та, 2004. – 206 с.

Лиханов Е.А. Становление и развитие религиозно-антропологической концепции образования в отечественной педагогике 2-ой пол. XIX – начала XX веков: Автореф. … д-ра пед. наук. – Елец: - 2004. – 56 с.

Лихачев Б.Т. Философия воспитания. – М., 1995. – 328 с.

Лосский Н.О. Характер Русского народа. М.: Изд-во «Ключ». 1957. - 64 с.

Лосский Н.О. B. C. Соловьев и его преемники в русской религиозной философии // – М.: Путь. - 1926. - № 2. - С. 10-18.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (ХVШ – нач. Х1Х века). СПб.: Искусство, 1996. - 399 с.

Маркина А.К. Психология профессионализма. – М., 1996. – 308 с.

Махортова М.В. Духовно-нравственное воспитание личности на основе православной этики (социально-философский анализ): Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Ставрополь, 2000. – 21 с.

Мень А. История религии. М.,1994.

Меньшиков В.М. Духовно-нравственное воспитание: историческая преемственность (из опыта Курской области)/ Духовно-нравственное воспитание: преемственность и развитие/ Ред. – М.Н. Лазутова, Т.И. Петракова – М.: Импэто, 2004. – 80 с. – С. 56–58.

Мелик-Пашаев А.А. Гуманизация образования: проблемы, возможности. – Вопросы психологии, 1989, № 5.

Мельничук О., Яковлева А. Модель специалиста// Высшее образование в России. – 2000. – № 5. – С. 19-25.

Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М.: Планета-2000, ППЦ «Пересвет», 2004. – 384 с.

Метелягин А.С. Воспитание на традициях русской культуры //Воспитание школьников. – 1996. - № 5. – С. 11–15.

Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1993.

Мировоззренческая подготовка студентов на основе межпредметных связей: [ Сб. ст.] Челяб. Гос. Пед. ин-т; [ Редкол.: Патрушев В.А. (отв. ред.) и др.]. – Челябинск: ЧГПИ, 1987. – 97 с.

Митр. Антоний Сурожский. О слышании и делании. - М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1999. - 383 с.

Митр. Московский Иннокентий. Несколько мыслей касательно воспитания духовного юношества. /Опыты православной педагогики. // Литературная учеба. – 1993. – № 5–6. – С. 161–175.

Митр. Владимир (Богоявленский). О причинах дурного воспитания в наше время // Православное воспитание детей. -М., 1997. – 80 с. – С. 24-80.

Митрохин Л.М. Философия религии. М., 1993.

Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. – М., 1984. – 132 с. – С. 15-70. Социальное воспитание как единство образования, организация социального опыта и индивидуальной помощи // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып. 3. – М.: Инноватор, 1995. – С. 54–57.

Мурашов В.И. Воспитание духовности российских школьников // Школа духовности. – 1997. - № 1. с. 47-61.

Мухин М.И. Гуманистические традиции и новаторство в педагогическом опыте В. А. Сухомлинского: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1995. – 18 с.

Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: Изд-во Ин-та практ. психол.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 350 с.

Начала христианской психологии. Серия: «Обновление гуманитарного образования в России» /Под ред. Б.С. Братуся и С.Л. Соловьева. – М., 1995. – 236 с.

Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 192 с.

Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. - 1998. - № 4. - С. 3–9.

Никандров Н.Д. Вера и нравственность: православные традиции и современность. – М., 2003. – 17 с.

Николаев И.С. Христианские ценности в педагогическом наследии К.Д. Ушинского (1824-1870 гг.)/ И.С.Николаев// Проблемы культуры, языка, воспитания. – Архангельск, 1998. - Вып. №. 3. – С. 117–122.

Николаева О.П. Морально-правовые суждения и проблема развития морального сознания в разных культурах: Автореф. дис. канд. психол. наук. –М., 1993. – 21 с.

Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 192 с. – (серия «Вселенная духа»).

Опыты православной педагогики. // Литературная учеба. – 1993. – № 5–6, – 240 с.

Осипов А.И. О некоторых принципах образовательной концепции// Духовно-нравственное воспитание: преемственность и развитие/ Составление и общая редакция – М.Н. Лазутова, Т.И. Петракова. – М.: Импэто, 2004. – 80 с.

Ослоповских Л.Ф. Формирование основ педагогической культуры. Мировоззренческие проблемы. Свердловск, 1987. – 246 с.

Основы общей и прикладной акмеологии / Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Н.В. Кузьминой и др. – М., 1995. – 386 с.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. – М., 2001. – 127 с.

Основы религиоведения. Под ред. И.Яблокова, М., 1994.

Отец Иоанн Кронштадтский. Репринтное воспроизведение издания 1909 года. – М.: Профиздат, ред. ж-ла «Видео-Асс», 1990. – 153 с.

Панова В.Ф., Бахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. М, 1990.

Пархоменко Н.А. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры: Автореф. дис. … канд. пед. наук. - Курск: 2002. – 22 с.

Пашков А.Г. Ценностно-целевые аспекты профессионального воспитания будущих педагогов. / Проблемы профессионального воспитания будущего учителя: теория и опыт: Межвуз. сб. науч. тр./ Под ред Репринцева А.В. – Курск: Изд-во Курского гос. пед. ун-та, 2000. – 268 с. – С. 29–36.

Педагогика профессионального образования. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др. Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.

Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Л.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 512 с.

Песталоцци И.Г. Письмо к другу о пребывании в Станце. - В кн.: Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. – М., 1981 – С. 81-83.

Петракова Т.И. Святоотеческая традиция в духовно-нравственном воспитании: к осмыслению понятий/ Святоотеческое наследие в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи. Материалы из опыта работы. – М.: Самшит-издат, 2002. – 148 с. – С. 15–19.

Петракова Т.И. Духовно-нравственное воспитание в начальной школе: Научно-методические рекомендации/ Петракова Т.И., Евладова Е.Б., Макеева С.Г. – М.: Импэто, 2004. – 96 с.

Печерская Н.А. Социально-этический потенциал религиозного образования./ Духовно-нравственное воспитание: преемственность и развитие (по материалам научно-практического семинара «Государственная политика Российской Федерации по формированию духовных и нравственных ценностей у детей и молодежи»: Сборник статей /Составление и общая редакция – М.Н. Лазутова, Т.И. Петракова. – М.: Импэто, 2004. – 80 с. – С. 46-48.

Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М.: Наука, 1991.

Пирогов Н.И. Быть и казаться // Избранные педагогические сочинения.- М.: Педагогика, 1985. – 496 с.

Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 1986. – 254 с.

Платонов О.А. Терновый венец России. История масонства (1731—1995). М.,1995.

Подушкина И.М. Формирование методической политики образовательного учреждения/ - М.: Изд-во МПГУ; Курск: Изд-во КГУ, 2003. – 358 с.

Попов Л.А. Грани духовности // Педагогика, - 1996. - № 1. с. 40-41.

Попова И.О. Культурологические аспекты профессионально-педагогической деятельности: Автореф. дис. … канд. пед. наук. - СПб., 1995. - 15 с.

Проблемы воспитания патриотизма. – Вологда: ВИРО, 2004. – 98 с.

Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995.

Равкин З.И., Пряникова В.Г. Национальные ценности образования как ориентиры развития отечественной педагогической аксиологии //Национальные ценности образования – М.: РАО, 1996. – С. 25.

Рапов О.М. Русская церковь IX — первой трети XII в. Принятие христианства.

М., 1988.

Реализация идей К.Д. Ушинского в практике современного образования: Матер. VI Всероссийской научно-практической конференции (19-20 февраля 2003 г.) / Отв. ред. В.М. Меньшиков. – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2003. – 252 с.

Репринцев А.В. Культурная антропология как методология профессионаьного воспитания будущего учителя. Профессиональная воспитанность учителя: сущность, структура, типология. / Проблемы профессионального воспитания будущего учителя: теория и опыт: Межвуз. сб. науч. тр./ Под ред Репринцева А.В.. – Курск: Изд-во Курского гос. пед. ун-та, 2000. – 268 с. – С. 5–21, – С. 36–52.

Рубцов В.В. Проблема соотношения светского и духовного в современных образовательных моделях. /Научный сборник. Московская городская учительская семинария. – М., 1997. – С. 8-13.

Рубцов В.В. Проблема соотношения светского и духовного в современных образовательных моделях. /Научный сборник. Московская городская учительская семинария. – М., 1997. – С. 8-13.

Русское православие: вехи истории. М.,1989.

Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.

Салямов М. Нравственное воспитание студенческой молодежи: Метод. Пособие для преподавателей и студентов./ М-во нар. Обр-я УзССР, Коканд. гос.пед. ин-т им. Мукими. - Ташкент: Укитувчи, 1990. - 56 с.

Свт. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. Москва-Клин.: Изд-во «Сибирская благозвонница», 2003. - 126 с., – М., 1997. – С. 26-48, – С. 43–48.

Свт. Феофан Затворник. Путь к спасению. Репринтное издание. – М., б/г. С. 37–38, – 494 с.

Семенов Г.С. Социализация, воспитание, развитие/ Воспитание школьников. – 1999, – № 6. С. 2–7.

Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учеб. пособ. для студентов вузов. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 240 с.

Силантьева О.В., Шиткин Максим, священник. Основы православного мировоззрения: Учебная программа. - М.: Издательство Планета, 2000, 2003. - (Серия «Духовно-нравственное воспитание: системный подход).

Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Издательский дом «Покров», 2004. – 144 с.

Скурат К.Е. История Поместных Православных Церквей. М.: Русские огни. 1994.

Сластенин В.А.Теория и практика высшего педагогического образования. – М.: Прометей, 1991. – 466 с.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. – 1998. - № 6. – С. 22-35.

Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования): Автореф. дисс. д-ра пс. наук. – М., 1994. – 62 с.

Соловьев В.С. Оправдание добра: Нравственная философия. - В кн.: Соловьев В.С. Сочинения в двух томах. 2-е изд. Том I. - M., 1990. – С. 130.

Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). – СПб., 1905. – Т. 4. – 648 с.

Социализация молодежи в условиях развития современного образования: Материалы Международной научно-практической конференции. Ч. 1. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2004. – 226 с.

Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций / РАН, Инт-т психологии, Ин-т рефлексивной психологии сотворчества. – М.: Наука, 2000. – 174 с.

Стоюнин В.Я. Наша семья и ее исторические судьбы // Семейное воспитание: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Сост. П.А.Лебедев. - М., 2001. - С. 26–42.

Сухомлинский В.А. О воспитании. Изд.2. – М., 1979. – 392 с.

Теория и практика высшего педагогического образования: Межвузовский сборник /под ред. В.А. Сластенина. – М.: Прометей, 1991. – 166 с.

Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сб. науч. тр. / Под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко. – Волгоград: Перемена, 2004. – 420 с.

Тихомиров Л.А. Релнгиозно-философский смысл истории. -М., 1996. с. 29.                                   

Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

Топоров А.В. Митрополит Макарий (Невский) о нравственном воспитании.// Актульные проблемы педагогики. – Владимир. ВГПУ, 2003. – С. 15-20.

Троицкий В.Ю. Пути русской школы. - М.: «Свет Отечества», 1994. - С. 95.

Трояновский В.А. Развитие самосознания педагогов как социально-профессиональной группы // Социология образования. Всесоюзная научно-методическая конференция: Тезисы докл. – Т.3. Л.: ЛГУ, 1990. с. 63.

Трубецкой С.Н. Минувшее. М., 1991. - 224 с.    Угринович Д.М. Психология религии. М., 1986.

Усова А.В. Подготовка студентов к духовно-нравственному воспитанию учащихся // Образование и наука. – 2002. – № 2. – С. 116-122.                  

Успенский И.В. (архиепископ Фаддей). Заметки по дидактике (общей методике Занона Божьего и славянского языка). Для учителей церковно-приходских школ. – Уфа., 1902. – 227 с.

Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. - В кн. Ушинс­кий К.Д. Избранные произведения. - М.-Л., 1946. - С. 112, 153.

Ухтомский А.А. О воспитании и самовоспитании. – Ярославль: ИРО, 2002. – 46 с.

Франк С.Л. Человек в поисках смысла/ Под ред. Л.Я. Гозмона и Д.А. Леонтьева. – М., 1990. – 368 с.

Франк С.Л. Духовные основы общества. – М.: Республика, 1992. – 510 с.

Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

Фромм Э. Душа человека. Психоанализ и этика. – М.: Республика, 1993. - 264 с.

Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990.

Шадриков В.Д. Духовные способности. – М., 1998. – 179 с.

Шайденко Н.А. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в педвузе. Тул. гос. пед. ин-т им. Л.Н.Толстого. – Тула: Приок. Кн. Изд-во, 1991. – 144 с.

Шамшурин В.О. О духовности русского просвещения. (Заметки политолога) – М.: Моск. гос. унив. печати. 2004.// Высшее образование в России. - № 7. С. 109-116.

Шеховцова Л.Ф. Интеграция научного и религиозного знания в концепцию целостного человека. – СПб.: СПбГУПМ, 2003. – 83 с.

Шестун Евгений, протоиерей. Православная педагогика. – М.: Про-Пресс, 2002. – 576 с.

Червяков А.Д. Проблемы и перспективы разработки духовно-нравственного содержания отечественного образования. (Опыт Московской городской учительской семинарии)/ А.Д. Червяков// Московская городская учительская семинария. – М., 1997. – С. 63-67.

Чудновский В.Э. Психологические основы нравственной устойчивости личности: Автореф. дис. … д-ра. пс. наук. – М., 1980. – 67 с.

Ценностные ориентации в сфере педагогического образования: история и современность: Тез. докл. и выступлений на ХVI сессии Науч. Совета по пробл. Истории образования и пед. науки, 16-17 мая 1995 г./ под ред. З.И. Равкина. М.: ИТО и П РАО – 1995. – 168 с.

Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978. - 304 с.

Яблоков Н.И. Философские аспекты диалога мировоззрений. – М.: МГУ, 1998. – 129 с. – С. 28.

Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 186 с.

Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Д. Основы нравственности: Учебное пособие для школьников и студентов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ПРО-ПРЕСС, 2000. – 456 с.



[1] Подробнее об этом см.: Кураев А. Все ли равно, как верить? Клин, 1994

[2] Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. Изд. 2-е.—М., 1992. С. 126-137.

[3] Ничипоров Б. В. Введение в христианскую психологию. М., 1994

[4] «Духовный, духовное» в «Толковом словаре» В. В. Даля — «все, относящееся к Богу, церкви, вере; все, относимое к душе человека». «Духовный» в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова — «относящийся к религии, церкви»

[5] Имеется в виду открытие православных гимназий, лицеев, школ, детских садов, воскресных школ, средних и высших духовных учебных заведений (семинарий, институтов, академий) и создание в общеобразовательных учебных заведениях факультативных курсов по основам духовной культуры, по религиоведению и т. п.

[6] См.: Сборник докладов IV Международных Рождественских образовательных чтений. — М., 1996.

[7] Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: В трех томах. Т. I. М., 1979. С. 291.

[8] Мухина В.С.Феноменология развития и бытия личности.- М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЕК», 1999. С. 386.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9