Династия Керенских оставила заметный след в российской истории. Наиболее известны из этой династии Ф.М. Керенский, директор Симбирской гимназии, которую окончил В.И. Ульянов-Ленин, и А.Ф. Керенский, глава Временного правительства. Россия проследовала по пути, который предначертал Ленин, а не Керенский. Этот путь оказался тяжелым и трагическим. О Керенских если и вспоминали, то в негативном аспекте. Лишь в последние годы эта династия стала вновь привлекать внимание. Ныне отдается отчет в том, что предпочти Россия путь, который был бы связан с именем А.Ф. Керенского, ее судьба могла бы оказаться иной.
Фамилия Керенских так или иначе вызывает политические ассоциации. Между тем этой династии принадлежит и видный богослов, профессор Казанской Духовной академии, а впоследствии и Казанского университета Владимир Александрович Керенский, приходившийся двоюродным братом А.Ф. Керенскому. О В.А. Керенском забыли. А ведь это был достаточно крупный ученый. И родной брат Владимира Александровича Сергей Александрович был педагогом, высказывавшим интересные идеи в области теории и практики педагогики.
В.А. Керенский родился 13 декабря 1868 г. в семье священника Александра Михайловича Керенского (6.ХI.1835 — ?.IX.1912), в 1857 г. переведенного из Пензенской губернии священником Троицкой церкви села Куроедово Карсунского уезда, где он прослужил более двадцати лет.[1] В 1881 г. А.М. Керенский был переведен священником Смоленской церкви в Симбирск.[2] По всей видимости, В.А. Керенский и родился в селе Куроедово. В августе 1878 г. В.А. Керенский поступил в приготовительный класс Симбирского духовного училища, который окончил в июне 1883 г. В Правление этого училища входил и А.М. Керенский.[3] В августе того же года В.А. Керенский поступил в Симбирскую духовную семинарию, которую окончил в июне 1889 г. В 1888 г. состоялось посвящение В.А. в стрихари. И в училище, и в семинарии он учился только на «отлично» (в семинарии правда единственной четверкой были оценены его способности по церковному пению). Среди предметов, которые изучались в семинарии, были русская словесность, история русской литературы, всеобщая и русская гражданская история, алгебра, физика, логика, психология, история философии, языки — греческий, латинский, немецкий и еврейский.[4]
После окончания курса в Симбирской Духовной семинарии в 1889 г. он поступил в Казанскую Духовную академию, в которой учился четыре года.[5] Его Высокопреосвященством и Высокоосвященнейшим Владимиром, архиепископом Казанским и Свияжским В.А. Керенский утвержден в степени кандидата богословия и по решению Совета академии оставлен профессорским стипендиатом. Приказом товарища Обер-Прокурора Святейшего Синода 28 сентября 1894 г. В.А. определен преподавателем по кафедре обличительного раскола в Пензенскую Духовную семинарию, где также состоял заведующим фундаментальной библиотекой (позже он также был главным библиотекарем Иннокентьевского Просветительного братства).
В том же 1894 г. В.А. Святейшим Синодом утвержден в степени магистра богословия и Советом Казанской Духовной академии избран на должность доцента по кафедре истории и разбора западных вероисповеданий. В 1897 г. В.А. командируется на год в западно-европейские университеты «с научной целью». Аналогичные командировки В.А. получал в 1902 и 1904 гг. (по три месяца), а в 1911 г. он весь год пробыл за границей.
В 1904 г. В.А. Указом Святейшего Синода утвержден в степени доктора богословия. Темой докторской диссертации В.А. Керенского являлось сравнительное исследование православной и старокатолической традиции и имманетные черты последней как вероисповедания.
В 1908 г. В.А. становится штатным ординарным профессором академии (четырьмя годами раньше он стал статским советником).
В 1915 г. В.А. женится на Ираиде Алексеевне Малининой, которая была моложе его на 23 года.
1917 год привнес в размеренную академическую карьеру В.А. много новых моментов, ряд из которых очень скоро стал играть в судьбе богослова отрицательную роль. 19 июля 1917 г. В.А. избран представителем на Поместный собор Православной Всероссийской Церкви с присвоением ему звания Члена этого собора.[6] Видимо, уже в начале 1918 г. В.А. почувствовал, что вновь установленная Советская власть в своей сущности глубоко враждебна Православной Церкви и не потерпит ее институтов сколько-нибудь долго. Поэтому В.А. становится приват-доцентом Казанского университета по кафедре истории Церкви, в конце того же года он (как и все приват-доценты) переведен Декретом Совета Народных Комиссаров в состав профессоров университета, а с 1 января 1919 г. согласно тому же Декрету выбывает из состава профессоров, чтобы 15 февраля по всероссийскому конкурсу быть избранным профессором еще существующей кафедры истории Церкви историко-филологического факультета Казанского университета.
В 1920 г. закрывается Казанская Духовная академия, а Духовная семинария была закрыта еще в 1918 г. Ряд профессоров Духовной академии, как и В.А. Керенский (например, В.И. Несмелов, К.В. Харлампович) пытались спасти Казанский университет, но в 1921 г. руки большевиков дотянулись и до университетов, начались реорганизации факультетов с целью прежде всего избавиться от «буржуазной, реакционной» профессуры. Историко-филологические факультеты университетов были ликвидированы как «рассадники» такого рода профессуры. В.А. Керенский (как, впрочем, и В.И. Несмелов, и К.В. Харлампович) не были утверждены вновь созданным факультетом общественных наук Казанского университета, им было запрещено преподавать, они были лишены даже продовольственного пайка. Наступала эпоха «философицида», уничтожения гуманитарной интеллигенции. Преподаватели Казанского университета использовали различные ухищрения, чтобы сохранить своих коллег из Духовной академии, писали различные просительные письма (в результате таких писем В.И. Несмелову все-таки назначили продовольственный паек по четвертой — самой низшей — категории; подробнее см.[7]). Несмотря на прошения и письма, в начале 1922 г. Народный комиссариат по просвещению предлагает окончательно исключить В.А. Керенского из списков преподавателей факультета общественных наук Казанского университета.
Еще в 1919 г. В.А. Керенский ездил в Москву под предлогом научных исследований в библиотеках Московского университета, Археологического института и Духовной академии в поисках более надежного и стабильного места работы, но в Москве было еще более неспокойно, нежели в Казани.
С середины 1922 г. жизненный путь В.А. Керенского теряется, и дальнейшая его судьба остается неизвестной.
С.А. Керенский, также как и брат, являлся кандидатом богословия, преподавал русский и славянский языки в Симбирском епархиальном женском училище. Позже он работал в Алатыре учителем, где выпустил ряд книг: «Начала педагогики» (1908), «Факторы воспитания» (1909), «План исследования детской души» (1910).
По-видимому, С.А. Керенский скончался от тифа в 1912 г. О В.А. Керенском вспоминали в эмиграции и А.Ф.Керенский, и С.А. Васильев, и Ю.П. Денике, знавшие его по Казани и вынужденные, как свидетельствуют данные архива Керенского в Остине (штат Техас), не раз возвращаться к биографии Керенских в связи с разного рода слухами, которые распространялись в русской эмигрантской среде.[8]
Как крупный богослов и религиозный деятель, В.А. Керенский заслуживает внимания; его творчество может пролить новый свет на историю русской православной мысли.
Автор благодарит С.Б.Петрова и Е.В.Шимонек за указание на статью Ю.В.Козлова, Harry Ransom Research Center archive (The University of Texas) за любезное предоставление материалов С.А. Васильева из архива А.Ф. Керенского и разрешение цитирования этих материалов.
Принятые сокращения:
ГАУО — Государственный архив Ульяновской области.
ЦГА РТ — Центральный государственный архив Республики Татарстан.
Библиография работ В.А. Керенского:
Речь перед защитой сочинения:
Старокатолицизм, его история и внутреннее развитие преимущественно в
вероисповедальном отношении. Казань, б.г. (Отт. из «Православ. собес., 1894»).
Старокатолицизм, его история и
внутреннее развитие преимущественно в вероисповедальном отношении
(историко-критическое исследование основных начал старокатолицизма в их
отношении к православию). Казань, 1894. - ХХ, 332 с.
Старокатолический епископ Иосиф Губерт
Рейнкенс. Казань, 1896. - 21 с. (Отт. из «Православ. собес.»).
К вопросу о деятельности англиканских
посвящений. По поводу буллы Apostolicae Curae и ответа на нее англиканских
иерархов. Казань, 1897. - 22 с. (Оттиск из «Православ. Собеседника»).
К старокатолическому вопросу. Ответ
старокатолическому епископу Веберу. Казань, 1897. - 20 с. (Отт. из «Православ.
собес.»).
Старокатолический вопрос в новейшее
время (по поводу переговоров между русской и старокатолической комиссиями).
Казань, 1897. - 71 с.
Четвертый интернациональный
старокатолический конгресс и его значение в истории старокатолического
движения. Казань, 1897. - 54 с. (Отт. из «Православ. собес.»).
Три месяца в центре старокатолицизма
(в Бонне и Берне). Казань, 1899. - 36 с. (Отт. «Православ. собес.»).
Пятый интернациональный старокатолический
конгресс и современное (внешнее и внутреннее) состояние старокатолицизма.
Харьков, 1902. - 72 с.
Школа риглианского богословия в
лютеранстве (исследование из области новейшей лютеранской догматики). Казань,
1903. - IX, 748 c. (Отт. из «Православ. собес.»).
К старокатолическому вопросу. По
поводу ответа А.А.Кирееву. СПб., 1904. - 39 с.
Шестой интернациональный
старокатолический конгресс и развитие старокатолицизма в последние годы (1902-1904).
Казань, 1904. - 100 с.
Армия спасения. Казань, 1905. - 70 с.
Американская епископальная церковь. Ее
происхождение и состояние преимущественно в вероисповедальном отношении.
Казань, 1905. - II, 438 c.
Старокатолицизм под защитою о.
П.Светлова. СПб., 1906. - 84 с.
Мариавиты. СПб., 1908. - 17 с. (Отт.
из «Христ. чтение»).
Что разделяло и разделяет
восточно-православную и западную старокатолическую церкви? Харьков, 1910. - IV,
146 c.
С Запада (очерки западно-церковной
жизни). Казань, 1912. - 180 с.
Литература о св. Константине Великом.
Казань, 1913. - 30 с.
К вопросу о соединении
римско-католической и православной церквей. По поводу исследования: Alois
Bukowski. Die
Genugtung
fur die Lunde nach Auffassung. Казань, 1914. - 29 с.
Богословское образование в
англиканской церкви. Казань, 1915. - 22 с.
Конспект лекций по истории
христианской церкви с 1054 г.
(Казанские высшие женские курсы, 1915/16 уч. год.). Казань, 1916. - 213 с.
О. Пирлинг как защитник папской
системы. Харьков, 1916. - 23 с.
Духовенство как сословие. Его права и
привилегии (историко-канонический очерк)// Изв. по Казанской епархии, 1918, N
4, с. 81-93, № 9-10, с. 210-218.
Программа по истории церкви (Ч. 2).
Казань, б.г.
Опубликовано в журнале "Вече. Альманах русской философии и культуры" (СПб), 2003, вып. 14. С. 88-93.
[1] ГАУО, ф.134, оп.10, д.137, л.17.
[2] Об А.М. Керенском см.: Козлов Ю.В. Керенские в Симбирске // Симбирский вестник. Вып.1, Ульяновск, Симбирская книга, 1993, с.13-33.
[3] ГАУО, ф.81, оп.1, д.686, л.11-12.
[4] ГАУО, ф.81, оп.1, д.1006, л.17.
[5] ЦГА РТ, ф.977, оп.619, д.13, л. 350.
[6] Там же, с.356
[7] Бажанов В.А. Прерванный полет. История «университетской» философии и логики в России. М.: Изд-во МГУ, 1995.
[8] Harry Ransom Research Center archive (The University of Texas); S.A. Vasiliev letters to A.F. Kerensky. Letter of September 8, 1951