Йозеф Лортц родился 13 декабря 1887 года в Grevenmacher (Люксембург) в многодетной семье ювелиров. После обучения в гимназии в городе Echternach (Люксембург), Йозеф Лортц продолжил свое образование по изучению богословия и философии в университетах сначала Рима (1907-1911 гг.), а после Фрибурга (Швейцария) с 1911 по 1913 гг.
25 июля 1913 года в соборе Люксембурга Йозеф Лортц был рукоположен в священника. Последующее десятилетие его научной и священнической жизни было связано с городом Бонн. С 1917 года был научным редактором и ответственным секретарем издания Corpus Catholicorum. В 1920 году в университете Бонна он защищает кандидатскую диссертацию, а в 1927 году докторскую диссертацию в университете Вюрцбурга. Темой его работы было изучение творения Тертуллиана в апологетическом аспекте ("Tertullian als Apologet"). В 1929 году становится профессором государственной академии в Браунсберге (Braunsberg). В 1929 году выходит одна из самых известных работ проф. Йозефа Лортца, посвященная истории церкви, рассмотренной в связи с историей идей. Эта книга выдержала 21 издание, с 1929/1930 по 1962/1964гг. и была переведена на многие языки мира, в том числе и на русский язык в 1999 году. Еще одно главнейшее произведение проф. Й. Лортца было посвящено исследованию Реформации в Германии. Эта книга вышла в свет в 1939 году, и несколько раз переиздавалась, последнее шестое издание было сделано в 1982 году.
После прихода к власти националистов во главе с А. Гитлером, проф. Йозеф Лортц вступает в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию (НСДАП), и пытается примирить католическое и национал-социалистическое учение. Но после энциклики папы в 1937 году, проф. Й. Лортц выходит из партии.
С 1935 году проф. Лортц переходит в Вестфальский университет Вильгельма в Мюнстере. А с 1950 по 1975 год вплоть до своей смерти, проф. Лортц преподавал в университете Майнца, и кроме этого, он являлся директором Института Европейской истории в Майнце по отделению Западноевропейской религиозной истории.
Проф. Лортц первый кто осмелился назвать Мартина Лютера "глубоко религиозным человеком", впоследствии такого же мнения придерживался и папа Иоанн-Павел II.
История Церкви, рассмотренная в связи с историей идей: Перевод с нем./ Йозеф Лортц.- Москва: Христианская Россия, 1999/ 2000гг.
Т.1: Древность и Средние века. - 1999. - 511с. Т.2: Новое время. - 2000. - 579 с.
· Das Christentum als Monotheismus in den Apologien des zweiten Jahrhunderts, in: Beiträge zur Geschichte des christlichen Altertums und der Byzantinischen Literatur. Festgabe Albert Ehrhard, Bonn-Leipzig 1922, 301-327;
· Die Leipziger Disputation 1519, in: Bonner Zeitschrift für Theologie und Seelsorge, 3. Jg. (1926), 12-37;
· Tertullian als Apologet (= Münsterische Beiträge zur Theologie, 2 Bde., Münster 1927 und 1928);
· Geschichte der Kirche für die Oberstufe höherer Schulen, I. Teil, Münster 1929 ff; Kardinal Stanislaus Hosius. Beiträge zur Erkenntnis der Persönlichkeit und des Werkes (= Abhandlungen der staatlichen Akademie Braunsberg i.OPr., 1931);
· Geschichte der Kirche in ideengeschichtlicher Betrachtung. Eine Sinndeutung der christlichen Vergangenheit in Grundzügen, Münster 1932;
· Katholischer Zugang zum Nationalsozialismus (= Reich und Kirche, Münster 1934);
· Die Reformation in Deutschland, 2 Bde, Freiburg i.Br. 1939/40;
· Die Reformation als religiöses Anliegen heute. Vier Vorträge im Dienste der Una Sancta, Trier 1948;
· Erasmus-kirchengeschichtlich, in: Aus Theologie und Philosophie. Festschrift Fritz Tillmann, hrsg. von Theodor Steinbüchel und Theodor Müncker, Düsseldorf 1950, 271-326;
· Germanikum und Gegenreformation, in: Korrespondenzblatt für die Alumnen des Collegium Germanicum et Hungaricum, Rom 1952, 67-121;
· Europäische Einheit und das Christentum, in: Europa und das Christentum, Wiesbaden 1959, 72-193;
· Mein Umweg zur Geschichte, Wiesbaden 1960;
· Sebastian Merkle. Gedächtnisrede, in: Quellen und Forschungen zur Geschichte des Bistums und Hochstiftes Würzburg, Bd. 17, 1965, 57-94;
· Zum Kirchendenken des jungen Luther. Festschrift Michael Schmaus, in: Wahrheit und Verkündigung, Bd. 2, Paderborn 1967, 947-986;
· Wert und Grenzen der katholischen Kontroverstheologie in der ersten Hälfte des 16. Jahrhunderts, in: Um Reform und Reformation, hrsg. von A. Franzen, 1968, 9-32;
· Ökumenismus ohne Wahrheit?, in: Catholica, 28. Jg., H. 3 (1974), 235-256.