Фотий, Патриарх Константинопольский
Профессиональные интересы: Богословие

Краткая биографическая справка:

Фотий, Патриарх Константинопольский  (ок. 820 – ок. 897) [греч] – святой, память 6 февраля. Богослов, проповедник, ученый и политик, константинопольский патриарх с 857 по 867 и с 878 по 886 гг. Блестяще образованный, глубоко постигший как богословскую, так и классическую литературу, Ф. был учителем многих своих младших современников, в частности, у него обучались наукам наследник престола Михаил,  известный богослов и писатель Арефа Кесарийский и будущий просветитель славян Константин–Кирилл. Одновременно Ф. занимал важные светские должности при императорском дворе, участвовал в посольстве к арабскому халифу. В 858 году фактический правитель государства кесарь Варда отстранил патриарха Игнатия, обвинив его в государственной измене, а на патриарший престол из мирян пригласил Ф.  Это привело к длительной борьбе  с Фотием сторонников Игнатия, которые получили поддержку папы Николая I. Последовали взаимные осуждения и отлучения  патриарха и папы на соответствующих соборах в Риме и в Константинополе. После гибели кесаря Варды воцарился новый император Василий I, возвративший Игнатия на патриарший престол. Однако через некоторое время Ф. вновь стал патриархом, уже после смерти Игнатия. Умер Фотий в ссылке, вынужденный отречься от престола после смерти Василия I. В истории Православной церкви Ф. почитается как защитник Православного Востока от папских притязаний, как замечательный богослов, оставившей многочисленные и разнообразные труды догматического и экзегетического характера. Ф. писал также полемические сочинения, посвященные раскрытию латинских заблуждений, опровержению различных ересей, в том числе манихейской. Ф. был очень начитан в классической эллинской литературе, о чем свидетельствует составленная им так называемая  "Библиотека" (“Мириобиблион"), в которую вошли конспекты 280 произведений античных авторов.

Библиография работ о персоне:

Аверинцев С.С. Византийская литература // История всемирной литературы. – М.: Наука, 1984. – Т. 2. С.279–294.

Аверинцев С.С. София–Логос: Словарь. – Киев: Дух и Лiтера, 2001. С. 271–273.

Аверинцев С.С. Философия VIII–XII вв. // Культура Византии: вторая половина VII – XII в. – М.: Наука, 1989.  С.43–44.

Аверинцев С.С. Фотий // Идеи эстетического воспитания. – Т.1: Античность. Средние века. Возрождение. – М.: Искусство, 1973.

Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. III.  

Александр Шмеман, прот.  Исторический путь православия. –  М.: Паломник, 1993. С.292–293.

Антология мировой политической мысли: В 5 т. – М.: Мысль, 1997.– Т. 2.

Афиногенов  Д.Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784–847). – М.: Индрик, 1997.  

Бахметева А.Н. Рассказы из истории христианской церкви от 1–го до 11 века: Чтение для детей старшего возраста. – Б.м.: Свято–Успенский Псково–Печерский монастырь, 1994. – Ч. с.173–179.

Бибиков М. В. Byzantinorossica: Свод византийских свидетельств о Руси. – М.: Языки славянской культуры, 2004. (Studia Philologica). С. 410–417.

Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии. – Т. 2: Статьи и работы разных лет. 1902–1942. – М.: Наука, 1997.  

Бычков В.В. Эстетика //  Культура Византии: вторая половина VII – XII в. – М.: Наука, 1989. .   442. 443.446.  

Василик В. В. Optikoi aktines или представле­ ния о зрении в контексте иконоборческой полемики: (XVII гомилия патриарха Фотия) // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято–Тихоновского Богословского института. – М., 1998.

Гаврилов А.К. Языкознание византийцев //  История лингвистических учений: Средневековая Европа. Л.: Наука, 1985.  С.138–140.

Герасим (Яред), иеромонах. Отзывы о патриархе Фотии. – СПб., 1874.

Готлиб А.Г. Фотий //  Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. III.  

Дворкин А. Из истории Вселенских соборов (Материалы к учебному курсу "История Церкви" // Альфа и Омега. – М.,  1998. – №. 1.

Дворкин А. Л. Из истории Вселенских Соборов: (Материалы к учебному курсу «История Церкви»): Эпоха патриарха Фотия. Миссия святых Кирилла и Мефодия. Кре­ щение Болгарии. Великий Собор примирения // Альфа и Омега. –  М., 1998.
№ 3(17).

Ернштедт В.К. Выдержки Паисия Лигарида из бесед патриарха Фотия // Записки Императорской академии наук. Историко–филологическое отделение. –  СПб., 1906. – Т. VII. – № 8.

Иванцов–Платонов А.М. История отделения церкви Западной и Восточной. – М., 1868.

Иванцов–Платонов А.М. К исследованию о Фотии, патриархе Константинопольском, по поводу совершившегося тысячелетия со времени кончины его. – СПб., 1892.

Иванцов–Платонов А.М. О Фотии, Патриархе Константинопольском // Грани. – 1995. – № 178.

Иванченко А.В. Фотий // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. IV. 

Ивонин И., диак. Богословие «образа» в творениях патриарха Фотия // Христианское чтение. – СПб., 1997. № 15.

Илия Минятий, епископ. М: Камень преткновения, или изложение начала и причин отпадения церкви западной от восточной и предметов несогласия между ними. – М.: Храм святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке, 1999. – Кн. I. С.12–15.

Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. – Клин: Христианская жизнь, 2001. С.318–324.

Иоанн Мейендорф. Византийское богословие: Исторические направления и вероучение. – М.: Когелет, 2001. С.108–113.

История Европы. – М.: Наука, 1992. – Т. 2.   История эстетической мысли.  

Каждан А.П. Книга и писатель в Византии. – М.: Наука, 1973. С.139–140.  

Каждан А.П. Социальные и политические идеи Фотия // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. – М.; Л., 1958. – Т. 1.

Каждан А.П. Фотий // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А.А.Сурков. – М.: Советская энциклопедия, 1962–1978. 

Каждан А.П. Фотий // Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970.  – Т. 5.

Карпов С.П. Фотий // Антология мировой правовой мысли в 5–ти томах. – М.: Мысль, 1999. – Т. II: Европа V – XVII вв.

Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. – М.: Паломник, 1996. с.246–259.

Красножен М. Толкователи канонического кодекса восточной церкви: Аристин, Зонара и Вальсамон: Исследование. – Юрьев: Тип. К. Маттисена, 1911. – С. 36–42.

Красносельцев Н.Ф. Патриарх Фотий и византийское богословие его времени // Записки Новороссийского университета. – Т. 57.

Куник А. О трех списках Фотиевых бесед 865 г. // Записки Императорской академии наук. Историко–филологическое отделение. –  СПб., 1906. – Т. VII. – № 8.

Курбатов Г.Л. Риторика // Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984.     цева. – М.: Наука, 1987. С.177–178.

Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской церкви от времен апостольских до Х века. – СПб.: Алетейя, 1997.  

Лебедев А.П. История Константинопольских соборов IX  века. – СПб.: Алетейя, 2001 .  

Лебедев А.П. История разделения церквей в IX, X и XI веках. – СПб.: Алетейя, 1999. С.26–222.

Лебедев А.П. Очерки внутренней истории Византийско–восточной церкви в IX, X и XI веках: От конца иконоборческих споров в 842 г., до начала Крестовых походов – 1096 г. – СПб.: Алетейя, 1998.  

Лебедев А.С. Новые исследования о времени и личности патриарха Фотия //  Православное обозрение. – М.,  – 1868.

Ловягин Е. Две беседы святейшего патриарха константинопольского Фотия по случаю нашествия россов на Константинополь // Христианское чтение. – СПб.,  1882. – № 9–10.

Лоллий (Юрьевский), архиепископ. Александрия и Египет. – СПб,: Журнал Нева; Летний сад, 2001.  

Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи историей идей. Т. 1: Древность и средние века / Пер. с нем. – М.: Христианская Россия, 1999. С.267–270.

Лурье В.М. Взаимосвязь проблемы Filioque  с учениями о обожении у православных богословов после святого Фотия // Патрология. Философия. Герменевтика. (Труды Высшей религиозно–философской школы. – СПб., 1992. – Т. 1).

Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. – Л.: ЛГУ, 1955.  

Мерцалова Л.И. "Фотиевский ренессанс" и духовно–просветительская миссия св. равноап. Кирилла и Мефодия // Славянская культура. Традиции и современность. Чита, 2000.

Морозов М.А. Предисловие // Лебедев А.П. История Константинопольских соборов IX  века. – СПб.: Алетейя, 2001.

Нарбеков В. Номоканон Константинопольского патриарха Фотия с толкованиями Вальсамона. – Казань, 1898. – Ч. 1.

Огицкий Д.П. Профессор Франциск Дворник о Патриархе Фотии I // Богословские труды. – М.,  1985. – Сб. 26.

Папандопуло–Керамевс А. Акафист Божией матери, Русь и патриарх Фотий // Византийский временник. –  М.,  1903. – Т. Х.

Платонов. Патриарх Фотий. – М., 1891.

Попова Т.В. Византийская эпистолография // Византийская литература. – М.: Наука, 1974.  С.203–204. 1940.Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.  

Православие и христианские разделения / Под общей редакцией Иоанна Свиридова. – М.: Б.и., 1996. С.65–67.

Преображенский В. Фотий, патриарх Цареградский. – СПб., 1892.

Рансимен С. Восточная схизма. Византийская теократия / Пер. с англ. – М.: Восточная литература, 1998. С.29–33.

Рожков Владимир, протоирей. Очерки по истории римско–католической церкви. – М.: Духовная библиотека, 1998. С.208–210.

Россейкин Ф.М. Первое правление Фотия, патриарха Константинопольского. – Сергиев Посад, 1915.

Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси. IX – первая половина X в. – М.: Мысль, 1980 .  

Серафим (Роуз), иеромонах. Приношение православного американца. – М.: Братство преподобного Германа Аляскинского. – Платина, Калифорния; Российское отделение Валаамского общества Америки, 2003. С.659–661. 

Сергий Булгаков, протоирей. Утешитель. – М.: Общедоступный Православный университет, основанный протоиреем Александром Менем, 2003. С.130–136.

Словарь античности / Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989.

Смирнов Е.И. История христианской церкви: Репринтное издание. – Свято–Троицкая Сергиева лавра, 1997. С.306–307. 

Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. – Минск: Беларусь, 2001.

Соколов И.И. Лекции по истории Греко–Восточной церкви: В 2–х  томах. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005. – Т. II.: Преп. Феодор Студит, его церковно–общественная и богословско–литературная деятельность. Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита. О монашестве.  (Библиотека христианской мысли. Исследования). С.27–51, 103–105.

Соколов И.И. Лекции по истории Греко–Восточной церкви: В 2–х  томах. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005. – Т. I.  (Библиотека христианской мысли. Исследования). С.68–69.

Соколов И.И. Святейший Фотий, патриарх Константинопольский // Церковные Ведомости. – 1897. – №№ 7, 8.

Соменок Г., прот. Святой патриарх Фотий и вели­ кий Софийский Собор 879–880 гг.// Труды Киевской Духовной академии. – 1997. – № 1.

Таранов П.С. Философия изнутри: 70 мудрецов, философов, мыслителей от Соломона до Шопенгауэра. – М.: Остожье, 1996. – Т. 2.

Топоров В.Н. Святые и святость в русской духовной культуре. – Т. 1: Первый век христианства на Руси. – М,: Гнозис; Школа «Языки русской культуры», 1995. С.151.

Удальцова З.В. Византийская культура. – М.: Наука, 1988. С.117–119.

Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. История крестовых походов. – М.: Мысль, 2001. С.9–26, 58–89, 141–152.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой церкви: (Репринтное издание). – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С.282–283.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви / Репринтное издание в 3–х томах. – М.: б.и., 1998. – Т. 3. С.244–264.

Философский словарь. Основан Генрихом Шмидтом. – М.: Республика, 2003.

Флоря Б.Н. Сказания о начале славянской письменности. – М.: Наука, 1981. С.12–23.

Фрейберг Л.А. Византийская поэзия IV – X веков и античные традиции // Византийская литература. – М.: Наука, 1974. . С.31–33.

Фрейберг Л.А. Фотий // Памятники византийской литературы IX – XIV веков. – М.:  Наука, 1969.

Фрейберг Л.А., Попова Т.В. Византийская литература эпохи расцвета: IX – XV вв. – М.: Наука, 1978. С.23–28.

Чичуров И.С. Литература VIII–X вв. // Культура Византии: вторая половина VII – XII в. – М.: Наука, 1989.

Библиография работ автора:

Амфило хии / Пер. с греч., предисл., примеч.: Д.Е.Афиногенов // Альфа и Омега. –  М., 1997. №2(13); №3(14); 1998. № 1(15); № 2(16);  № 3(17); №4(18).

Слово на Рождество Пресвятой Богородицы / Пер. с греч.: свящ. М. Е. Козлов // Альфа и Омега. –  М., 1998. № 3(17).

Окружное послание / Пер. с греч., вступ. ст.: П. В. Кузенков // Альфа и Омега. – М., 1999. №3(21). С. 82–102.

Две беседы святейшего патриарха константинопольского Фотия по случаю нашествия россов на Константинополь // Христианское чтение. – СПб.,  1882. – Сентябрь – октябрь.

Избранные трактаты из Амфилохий / Пер. Д.Е.Афиногенова. – М.: Индрик, 2002. (Святоотеческая письменность).

Множество книг, или Библиотека (Мириобиблион) / Пер. Л.А.Фрейберг (Фрагменты) // Памятники византийской литературы IX – XIV веков. – М.:  Наука, 1969.

Номоканон Константинопольского патриарха Фотия с толкованием Вальсамона. – Казань, 1899.

Номоканон патриарха Фотия // Каллист, иером. Номоканон святого Фотия, патриарха Константинопольского. М., 1899.

Номоканон патриарха Фотия // Нарбеков В. Номоканон Константинопольского патриарха Фотия с толкованиями Вальсамона. – Казань, 1898. – Ч. 1.

Номоканон патриарха Фотия // Духовный вестник. – 1866. – Т. 14.

Номоканон Константинопольского патриарха Фотия: Фрагменты. Послание Михаилу, правителю Болгарии: [В сокращении] // Антология мировой правовой мысли в 5–ти томах. – М.: Мысль, 1999. – Т. II: Европа V – XVII вв. 

Сокращение церковной истории Филосторгия // Георгий Пахимер. История о Михаиле и Андронике Палеологах. Царствование Михаила Палеолога (1255–1282). Патриарх Фотий. Сокращение церковной истории Филосторгия.– Рязань: Александрия, 2004.

Послание Михаилу, правителю Болгарии // Антология мировой правовой мысли в 5–ти томах. – М.: Мысль, 1999. – Т. II: Европа V – XVII вв.

Похвальное слово христолюбивому владыке Василию / Пер.  С.С.Аверинцев // Памятники византийской литературы IX – XIV веков. – М.:  Наука, 1969.

Свидетельство о книге преподобного отца нашего аввы Марка // Слова духовно–нравственные Марка Подвижника, Исаии Отшельника, Симеона Нового Богослова. – М.: Московское подворье Свято–Успенского Псково–Печерского монастыря, 1995. (Репринт издания 1911 г.). То же – М.: Паломник, 1995. То же: Преподобный Паисий Величковский. Восторгнутые класы в пищу души, то есть несколько переводов из святых отцев. – Б.м.: Издательство Московской патриархии, 2000.

Четыре беседы Фотия, св. архиепископа Константинопольского // Порфирий (Успенский), епископ. Четыре беседы Фотия, св. архиепископа Константинопольского, и рассуждение о них. – СПб., 1864.

Фрагменты писем патриарха Фотия к Георгию Никомедийскому // Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой церкви: (Репринтное издание). – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1995.

Фрагменты сочинений // Антология мировой правовой мысли в 5–ти томах. – М.: Мысль, 1999. – Т. II: Европа V – XVII вв.

Фрагменты сочинений // Идеи эстетического воспитания. – Т.1: Античность. Средние века. Возрождение. – М.: Искусство, 1973.

Фрагменты сочинений // История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5–ти томах. Т.1: Античность, Средние века, Возрождение. – М.: Искусство, 1962. 

Другие публикации на портале:

Еще 9