Феофил (Или Теофил), Епископ Антиохийский (вторая половина II в.) [греч] – святой, Отец Церкви. Память 6 декабря. Уроженец Сирии. Чтение пророческих книг привело его к познанию Бога, и он из язычества обратился в христианство. Сведений о жизни Ф.А. сохранилось мало. Был, насколько можно судить по его сочинению, человеком образованным, возможно, знал еврейский язык. Евсевию Кесарийскому и блаж. Иерониму было известно большое число сочинений Ф.А., но сохранилось только одно – "Послание к Автолику".
Иероним. О знаменитых мужах // Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. – Самара: АГНИ, 1998. – Кн. 2. (Гл. 25).
Иероним. О знаменитых мужах // Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007.
Евсевий Памфил (Кесарийский). Церковная история. – М.: Спасо–Преображенский Валаамский монастырь, 1993. (Кн. IV, 24).
Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. – Т. III.
Беркхов Л. История христианских доктрин. – СПб.: Библия для всех, 2000. С.56–61.
Болотов В.В. Учение Оригена о Святой Троице // Болотов В.В. Собрание церковно–исторических трудов: Т. 1. – М.: Мартис, 1999. С.53–63.
Бычков В.В. Эстетика отцов Церкви: Апологеты. Блаженный Августин. – М.: Ладомир, 1995 .
Гусев Д.В. Св. Феофил Антиохийский. – Казань, 1898.
Иванченко А.В. Феофил Антиохийский // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. IV.
Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. – Клин: Христианская жизнь, 2001. С.49–50.
Карташев А.В. Вселенские соборы. – М.: Республика, 1994. С.161–187.
Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. – М.: Паломник, 1996. с.94–96.
Киприан (Керн). Патрология. – Париж; М.: Православный Свято–Тихоновский богословский институт, 1996. – Т. 1. С.142–147.
Клеман О. Истоки: Богословие отцов Древней Церкви / Тексты и комментарии. – М.: Центр по изучению религий; Путь, 1994. С.272–374.
Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. – М.: ЭНИГМА, 1997.
Лосский В.Н. Боговидение. – М.: Изд. Свято–Владимирского братства, 1995. С.20–22.
Лосский В.Н. Богословие и боговидение. Сборник статей. – М: Изд–во Свято–Владимирского братства, 2000.
Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. – М.: Мысль, 1979. С.68–70.
Муравьев А.Н. Первые четыре века христианства. – СПб.: Общество святителя Василия Великого, 1998. С.77–78.
Никифоров М.В. Апологеты раннехристианские // Православная энциклопедия / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия». – Т. III.
Плотников В. История христианского просвещения в его отношениях к древней греко–римской образованности. От начала христианства до Константина Великого. Период 1. – Казань: Тип. Имп. ун–та, 1885. – Гл. 4.
Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.
Преображенский П. О св. Феофиле Антиохийском и его книгах к Автолику // СДХА.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли). – СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1995.
Реверсов И.П. Защитники христианства (Апологеты) // Апологеты. Защитники христианства. – СПб.: Алетейя, 2002.
Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира / Пер. с франц. – М.: Терра, 1991. С.212–213.
Рогожина А. Святой мученик Феофил Антиохийский. Сравнительный анализ некоторых фрагментов коптской и грузинской версий мученичества святого Феофила Антиохийского // Богословский сборник. – М.: Православный Свято–Тихоновский богословский институт, 2003. – Вып. 12.
Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I–IV века / Под общ. и научн. ред. диакона А. Глущенко и А. Г. Дунаева. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. С.324–338.
Сагарда Н.И., Сагарда А.И. Полный курс лекций по патрологии. – СПб.: Воскресение, 2004. – С. 425 – 436, 914 – 915.
Сагарда А.И., Сидоров А.И. Антиохийская богословская школа и ее представители // Ученые записки Российского Православного университета ап. Иоанна Богослова. – М., 1998. – Вып. 3.
Сидоров А.И. Курс патрологии: Возникновение церковной письменности. – М.: Русские огни, 1996. С.231–236.
Скворцев К.И. Философия Отцов и Учителей Церкви (период апологетов). – Киев: Общество любителей и православной литературы; Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2003. С.123–149.
Скворцов К.И. Философское учение Феофила Антиохийского // Труды Киевской Духовной Академии. – 1867. – № 8.
Скурат К.Е. Святые отцы и церковные писатели доникейского периода (I – III вв.). Учебное пособие по патрологии. – Свято–Троицкая Сергиева лавра; Московская духовная Акдемия, 2005. С. 87–93.
Феофил Антиохийский // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви / Репринтное издание в 3–х томах. – М.: б.и., 1998. – Т. 1. С.68–72.
Шабуров Н. Апологеты раннехристианские // Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2002. – Т. 1.
К Автолику // Сочинения древних христианских апологетов / Пер. прот. П. П.Преображенский. Репринт изд. 1895 г. Дополнения: составление, общая редакция, перевод с древнегреческого, введения, комментарии, библиография и указатели А.Г. Дунаева. Пер. с древнегрузинского протоиерея Иосифа Зетеишвили, пер. с древнеармянск. В.А. Арутюновой–Фиданян, пер. с древнесирийского И. Крестникова и А.В. Муравьева. – СПб.: Алетейя, 1999. То же: Ранние отцы Церкви: Антология. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1988. То же: Апологеты. Защитники христианства. – СПб.: Алетейя, 2002.