Роджер Бэкон (1214–1294) [лат] – философ, естествоиспытатель и астроном. Францисканец. Представитель оксфордской школы, ученик Роберта Гроссетеста. Отличался энциклопедическими познаниями и широтой научных интересов. Как и его учитель, призывал в изучении природы использовать математику, но не менее необходимым считал обращение к опытному изучению природы. В самом опыте Р.Б. различал три его формы: опыт, приобретаемый с помощью человеческих чувств; опыт внутренней жизни, с помощью которого познаются духовные сущности и который сопровождается мистическими озарениями; праопыт, которым Господь по благодати наделил Святых Отцов. В целом познание не может осуществиться без благодати веры, тем более познание той совершенной мудрости, что заключена в Священном Писании. К этой Истине человек будет стремиться всегда, но находить ее в той мере, в какой Бог Сам сообщит ее. Оставаясь прежде всего схоластом, Р.Б. понимал схоластику совсем иначе, чем многие его современники. Полная мудрость, утверждал он, дана одним Богом одному миру и с одной целью. Как и Бонавентура, Р.Б. сводил все науки к теологии, – есть одна совершенная мудрость и одна наука, превосходящая все остальные. Вместе с тем Р.Б. полагал, что современная ему теология не отвечает своему высокому назначению; его поражало неумение и нежелание теологов постигать подлинный глубочайший смысл Божественного откровения, содержащегося в Священном Писании и поражало невежество схоластических теологов, не умеющих и не желающих использовать знания, накопленные язычниками. Р.Б. не отвергал авторитеты, но причину невежества видел в преклонении перед неосновательными авторитетами. Поскольку философия – есть лишь толкование божественной премудрости, опирающееся на нравственное учение и поведение, то Р.Б. неизбежно ощущал в себе пророческую миссию. Его негативное отношение к современной теологии в целом, его жесткие порицания Александра Гэльского, Альберта Великого и Фомы Аквинского определяются не только и не столько интеллектуальными оценками, сколько оценкой их как ложного пророчества. Это позволяет яснее понять причину преследований, которым подвергался Р.Б. Осознание доставшейся ему высокой миссии объясняет его самоуверенность, которое он демонстрировал в отношении других людей, даже в отношении к папе. Ему не прощали его презрительной надменности и агрессивности. Несмотря на то, что ему оказывал покровительство папа Климент IV (свое основное произведение "Большой труд" Р.Б. написал по поручению папы) идеи Р.Б. (прежде всего в области астрологии) были осуждены главой ордена францисканцев, и некоторое время Р.Б. пребывал в монастырской тюрьме.
Знаменитая история монаха Бэкона [фантастически гиперболизированное жизнеописание Роджера Бэкона] / Пер. с англ.: Н.Маслова // Великие некроманты и обыкновенные чародеи. – СПб.: Азбука, 2004. – С. 71 – 130.
Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969. – Т.1. – Ч. 2.
Аполлонов А.В. Роджер Бэкон // Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 2.
Арсеньев Иоанн. Секты Европы от Карла Великого до Реформации. – М.: Вече, 2005. – С. 182 – 183, 302.
Бёкк Р.М. Космическое сознание. – М.: Ассоциация Духовного Единения "Золотой Век", 1994. С. 347–351.
Бибихин В.В. Бэкон Роджер // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. I.
Быховский Б.Э. Бэкон Роджер // Философский словарь. – М.: Республика, 2001.
Бэкон Роджер // Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия,1983.
Гайденко П.П. Элементы свободомыслия в средневековой схоластике // История и теория атеизма. – М., 1962.
Горелов Н. Вступительная статья // Великие некроманты и обыкновенные чародеи. – СПб.: Азбука, 2004. – С. 5 – 32.
Грошева А.В. Грамматические учения западноевропейского средневековья // История лингвистических учений: Средневековая Европа. Л.: Наука, 1985. С.236–237.
Джохадзе Д.В., Стяжкин Н.И. Введение в историю западноевропейской средневековой философии. – Тбилиси: Ганатлеба, 1981. С.204–208.
Елькина Г. Л. Роджер Бэкон об опытном пути познания // Изв. АН КазССР. Сер. обществ, наук. – Алма–Ата, 1982. № 2. с. 29—33.
Ждан А.Н. История психологии. От античности к современности. – М.: Педагогическое общество России, 1999.
Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века / Пер. с франц. – М.: Республика, 2004.
Зубов В. Бэкон Роджер // Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970. – Т. 1.
Зубов В.П. Физические идеи средневековья // Очерки развития основных физических идей. – М.: АН СССР, 1959.
Ивановский В. Рожер Бэкон // Книга для чтения по истории средних веков, составленная кружком преподавателей. – М., 1910. – Вып. I V.
Клемешов А.С. Виды опыта и историческое знание у Роджера Бэкона // Историческое знание и интеллектуальная культура: Материалы науч. конф. Москвы, 4–6 дек. 2001 г. М., 2001. Ч. 1
Клемешов А.С. Учение о "государстве верных" Роджера Бэкона // Общественная мысль в контексте истории культуры: Сб. в честь А. Э. Штекли. – М. : Наука, 2004.
Коллинз Р. Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения / Пер.с англ. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. – М.: Наука, 1979.
Кондаков Н.И. Логический словарь–справочник. – М.: Наука, 1976.
Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс, 1994.
Матузова В.И. Английские средневековые источники IX–XIII вв. М.: Наука. 1979.
Рабинович В.Л. Стиль творческого мышления как предмет исторической психологии // Проблемы научного творчества в современной психологии. – М.: Наука, 1971.
Рабинович В.Л. Теоретическое предвидение и его интерпретация. По алхимическим трактатам Роджера Бэкона // Научное открытие и его восприятие. – М., 1971.
Рабинович В.Л. Ученый средневековья: Психологический очерк // Научное творчество. – М., 1969.
Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1997. С.435–437.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли). – СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1995.
Рейдемейстер К. Доктор Мирабилис // Знание – сила. – 1955. – № 6.
Робинсон Д.Н. Интеллектуальная история психологии. / Пер. с англ. – М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2005. (Гл. 5).
Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. – Минск: Беларусь, 2001.
Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Высшая школа, 1979. С.325–335.
Усманова А.Р. Роджер Бэкон // История философии: Энциклопедия. – Минск: Книжный дом, 2000.
Шестаков В.П. Развитие музыкально–эстетических идей западноевропейского средневековья // Эстетика и искусство: Из истории домарксистской эстетической мысли. – М.: Искусство, 1966.
Шишков А.М. Бэкон Роджер // Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2002. – Т. 1.
Шишков А.М. Средневековая интеллектуальная культура. Учебное пособие. – М.: Издатель Савин С.А., 2003. С.364–378.
Штёкль А. История средневековой философии. – СПб.: Алетейя, 1996. С.240–242.
Opus Tertium / Пер. и прим.: А.В.Аполлонов // Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 2.
Введение к трактату псевдо–Аристотеля "Тайная тайных" / Пер. с лат.: А.Г.Вашестов // Герметизм. Магия. Натурфилософия в европейской культуре XIII–XX вв. – М., 1999.
Великое сочинение: [Фрагменты] // Матузова В. И. Английские средневековые источники IX–XIII вв. М. Наука. 1979
Фрагменты сочинений // Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969. – Т.1. – Ч. 2.
Фрагменты сочинений // Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / Составление текстов и общая вступительная статья В.П. Шестакова. – М.: Музыка,1966.
Фрагменты сочинений // Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. Н.П.Грацианского и С.Д.Сказкина. – М., 1949. – Т. 2.