Пелагий
Профессиональные интересы: Богословие

Краткая биографическая справка:

Пелагий (ок.360–418) [лат] – богослов, основатель еретического учения. В начале V века прибыл в Италию из Британии, обратил на себя внимание своей добропорядочной жизнью. П. разработал учение, отрицавшее  наследование первородного греха, поэтому нельзя говорить о полном подавлении им человека. Возможно, картина нравственной распущенности римлян, ссылающихся при этом на немощность  человека по причине неодолимости греха, дала толчок его учению. Он настаивал на  необходимости нравственных усилий самого человека, который при желании может быть безгрешным.  Человек обладает свободой, которую он может использовать для нравственного совершенства. Для такого развития человек не нуждается в какой–либо благодати, кроме той, что послана Господом в виде естественного разума. П. и пелагианцы настаивали на самостоятельности человеческого начала, практически отрицали необходимость благодати и соответственно искупления, следовательно,  Откровения, игнорировали по сути значение таких фундаментальных догматов христианства, как воплощение и воскресение. С учение П. остро полемизировал бл. Августин, а само это учение было предано анафеме на Эфесском вселенском соборе в 431 г.

Библиография работ о персоне:

Геннадий Массилийский. Книга о церковных писателях / Пер. с лат. М.Ф.Высокого // Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007.  (Гл. XIX, XLII, XLIV, XLV, LIX, С).

Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. II.    – Т. II.   

Античные писатели: Словарь. – СПб.: Лань, 1999.

Беркхов Л. История христианских доктрин. – СПб.: Библия для всех, 2000. С.142–151, 230–231.

Бросс Ж. Духовные учителя / Пер. с  франц. – СПб.: Академический проект, 1998.

Гарнак А. История догматов // Раннее христианство. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001.  Т. 2. С.364–375.

Герье В.И. Блаженный Августин. – М.: ЭКСМО, 2003. – С. 586 – 599.

Голова О.В. Пелагий // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. III. 

Голова О.В. Пелагинство // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. III. 

Данэм Б. Герои и еретики: Политическая история западной мысли. – М.: Прогресс, 1967. С.164–176. 804.  886. С.192–193.

Зубов В. Пелагий // Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970. – Т. 3.  

Карсавин Л.П. Культура средних веков. – М.: Книжная находка, 2003.  

Козырев А. Оправдан ли Пелагий? // Новый Мир. – 1997. – № 11. 

Кремлевский А.М. История пелагианства и пелагианская доктрина. – Казань, 1898.

Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи историей идей. Т. 1: Древность и средние века / Пер. с нем. – М.: Христианская Россия, 1999. С.146–148.

Мак–Грат А. Введение в христианское богословие. – Одесса: Богомыслие, 1998. С.32–35, 377–383.

Марру А.И. Святой Августин и августинианство. – Долгопрудный: Вестком, 1999. С.53–55.

Нечипоренко Е.С. Христианское учение о первородном грехе (Августин и пелагиане) // Вестник МГУ. – Сер 7. Философия. – М., 1999. – № 6.

Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.   Православие и христианские разделения / Под общей редакцией Иоанна Свиридова. – М.: Б.и., 1996. С.33–37.

Преображенский С. Блаженный Августин, Пелагий и православие // Журнал Московской патриархии.  – 1961. – № 12. 
Смирнов Е.И. История христианской церкви: Репринтное издание. – Свято–Троицкая Сергиева лавра, 1997. С.235–243. 

Соловьев В.С. Пелагий //  Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. 

Фатеев Н.А. Очерки развития индивидуалистического направления в истории философии государства. (Идея политического индивида). – Т.I: Предшественники политического индивидуализма. – Харьков, 1904. С.83–85.

Философский словарь Владимира Соловьева. – Ростов–на–Дону: Феникс, 1997. 

Христианство: Словарь. – М.: Республика, 1994.
Библиография работ автора:

Послание к Деметриаде // Эразм Роттердамский. Философские произведения. – М.: Наука, 1986.

Другие публикации на портале:

Еще 9