Леметр Жорж
Профессиональные интересы: Религия и наука, Апологетическое (основное) богословие, Естествознание
Конфессии: Католичество

Краткая биографическая справка:

Монсиньор Жорж Анри Жозеф Эдуард Леметр (17 июля 1894 - 20 июня 1966) - бельгийский римо-католический священник, почетный прелат, профессор физики и астроном Католического университета Лувена. Отец (позднее монсиньор) Жорж Леметр предложил теорию происхождения Вселенной, которая сегодня известна под названием модели Большого взрыва, хотя он сам назвал ее «гипотезой первичного атома».

После прохождения обучения гуманитарным наукам в иезуитской школе (Коллеж де Сакр-Кур, Шарлеруа), Леметр в возрасте 17 лет поступил в светскую инженерную школу Католического университета Лувена. В 1914 г. с началом Первой мировой войны он прервал свое обучение, поступив добровольцем в бельгийскую армию. За участие в военных действиях был удостоен Военного Креста. После войны Леметр продолжил обучение в области физики и математики и начала готовиться к принятию священства.  В 1920 г. получил степень доктора за диссертацию с названием «Аппроксимация функций нескольких вещественных переменных» (l'Approximation des fonctions de plusieurs variables réelles), написанную под руководством Шарля де ля Валли-Пуссина.

В 1923 Леметр поступил в аспирантуру Кембриджского университета по астрономии, пробыв год в Доме св. Эдмунда (сейчас колледж св. Эдмунда). В Кембридже, Леметр изучил общую теорию относительности Эйнштейна, которая была создана только десятью годами ранее, но которая еще не была адекватно интерпретирована. Эйнштейн сформулировал свою теорию около 1915 г., но было неясно, как ее предсказания относятся к тому виду вселенной, который мы наблюдаем. Все, что было известно с определенностью, это то, что теория предсказывала отношение между пространством и временем, а также отношение между пространством-временем (как мы знаем сегодня) и количественным распределением массивных объектов. Он работал вместе с астрономом Артуром Эддингтоном, который ввел его в современную космологию, звездную астрономию и численный анализ. Следующий год он потратил в обсерватории Гарвард-колледжа в Кембридже, Массачусетс вместе с Харлоу Шейпли, который стал известен благодаря работе о туманностях, а также в Массачусетском технологическом институте, где он получил степень доктора наук.

В 1925 г. по возвращении в Бельгию он стал лектором Католического университета Лувена. Там он начал подготовку статьи, которая в конечном итоге привела его к международному признанию, и которая была опубликована в 1927 г. в «Анналах научного общества Брюсселя» (Annales de la Société Scientifique de Bruxelles) под заглавием «Однородная Вселенная постоянной массы и рост радиуса по расчетам радиальной скорости внегалактических туманностей» (A homogeneous Universe of constant mass and growing radius accounting for the radial velocity of extragalactic nebulae). В этой статье он представил новую идею расширяющейся Вселенной, но здесь еще не было гипотезы первоатома. Вместо первоначального состояния в данной модели как у Эйнштейна была конечномерная модель статической Вселенной. К несчастью, статья оказала весьма малое влияние, поскольку этот журнал не был читаем астрономами за пределами Бельгии. Леметр одним из первых применил общую теорию относительности к космологии, предсказав открытие закона Хаббла в 1927 г. из затем опубликовав свою теорию первоатома на страницах журнала Nature в 1931 г. В это время Эйнштейн был убежден в статичности вселенной и предварительно выразил свое скептическое отношение к первой статье Леметра в 1927 г. Подобное решение уравнений Эйнштейна, предлагавшее изменение радиуса размера вселенной с течением времени, было предложено в 1922 году А.А. Фридманом, как Эйнштейн сообщил Леметру, когда он подошел к нему с этой теорией на Сольвеевском конгрессе 1927 г. Эйнштейн не предполагал что из его теории может следовать расширение Вселенной, поэтому сказал Леметру «ваши вычисления правильны, но ваше понимание физики отвратительно» (Midbon, 2000:18-19). Однако именно Леметр предложил теоретический механизм, что сделало теорию знаменитой. Следует отметить, что Фридман был математиком и не был знаком, в отличие от Леметра, с данными астрономии. Фридман умер молодым и не оставил дальнейших работ по развитию своих идей.

Теория Фридмана-Леметра была в скором времени подтверждена, поскольку Эдвин Хаббл интерпретировал красное смещение в спектрах удаленных галактик как следствие расширения вселенной. Фактически, Леметр вывел закон Хаббла еще в своей статье 1927 г., на два года раньше самого Хаббла. Однако, так как Леметр провел всю свою творческую жизнь в Европе, а не в эмигрантской Америке, американская пресса предпочитала акцентировать внимание на вкладах ученых, таких как Хаббл или Эйнштейн, которые имели связь с США. И Фридман, и Леметр считали, что вселенная должна расширяться. Леметр пошел дальше Фридмана, сделав вывод о том, что должно иметь место первоначальное «подобное творению» событие. Это теория Большого взрыва в том виде, в каком мы ее знаем сегодня, и вот почему он доверял этому открытию. Эйнштейн сначала отверг модель Фридмана, а затем (частным образом) и Леметра, сказав, что не всякая математика приводит к правильным теориям. После публикации открытия Хаббла Эйнштейн быстро и публично признал теорию Леметра, оказав помощь и теории и самому священнику в получении быстрого признания.

В 1933 г. Леметр нашел важное неоднородное решение уравнений поля Эйнштейна, описывающих сферическое облако пыли, которое получило название метрики Леметра-Толмена. Эйнштейн хотя и одобрил математику теории Леметра, отказался принять идею расширяющейся вселенной, заметив ему: «Ваши вычисления правильны, но ваша физика отвратительна». В том же году Леметр вернулся в МИТ, чтобы представить свою докторскую диссертацию «Гравитационное поле в жидкой сфере однородной инвариантной плотности согласно теории относительности» (The gravitational field in a fluid sphere of uniform invariant density according to the theory of relativity). После успешной защиты он получил степень доктора (PhD), и был назначен профессором Католического университета Лувена.

В 1930 г. Эддингтон опубликовал в «Ежемесячных заметках Королевского астрономического общества» (Monthly Notices of the Royal Astronomical Society) пространный комментарий к статье Леметра 1927 г., в котором он описал ее как «замечательное решение» выдающейся проблемы космологии. Статья была опубликована в сокращенном английском переводе в 1931 г., вместе с последовательным ответом Леметра на комментарии Эддингтона. Леметр затем был приглашен в Лондон для того, чтобы принять участие во встрече Британской Ассоциации по взаимоотношению физической Вселенной и духовности. Здесь он предложил модель расширяющейся Вселенной, которая началась с первоначальной сингулярности, и идею «Первичного Атома», которую развил в статье, опубликованной в Nature. Сам о. Леметр также описывал свою теорию как «Космическое яйцо, взорвавшееся в момент творения».

Это предположение встретило скептическую реакцию со стороны ученых того времени. Эддингтон нашел понятие Леметра отвратительным. Как и Эйнштейн, он находил ее подозрительной, поскольку она слишком сильно напоминала христианский догмат творения и была непроверяемой с физической точки зрения.

В январе 1933 г. Леметр и Эйнштейн, которые встречались несколько раз - в 1927 г. в Брюсселе, во время Сольвеевского конгресса, в 1932 г. в Бельгии, во время цикла конференций в Брюсселе и последний раз в 1935 г. в Принстоне - путешествовали вместе в Калифорнию на серию семинаров. После того, как бельгиец детализировал свою теорию, Эйнштейн остановился, зааплодировал и, предположительно, сказал: «Это наиболее прекрасное и удовлетворительное объяснение творения, которое я когда-либо слышал». Однако существовало несогласие в отношении сообщения об этой цитате в газетах этого времени, и вполне возможно, что Эйнштейн имел в виду не теорию как целое, но предположение Леметра о том, что космические лучи могут, фактически, быть последним артефактом первоначального «взрыва». Последующие исследования космических лучей Робертом Милликеном привели к отвержению этой концепции.

В 1933 г., когда Леметр подвел итог разработке своей теории расширяющейся Вселенной и опубликовал ее более детальную версию в «Анналах научного общества Брюсселя», он достиг пика своей славы. Газеты по всему миру называли его знаменитым бельгийским ученым и лидером новой космологической физики. 17 марта 1934 г. Леметр получил от Короля Леопольда III Франкскую Премию, высшую научную награду Бельгии. Его сторонниками были Альберт Эйнштейн, Шарль де ля Валле-Пуссин и Александр де Хемптинн. Членами международного жюри были Эддингтон, Ланжевен и Теофил де Донде.

В 1936 г. Леметр был избран членом Понтификальной Академии наук. Он принял активную роль в ее работе, стал президентом в марте 1960 г. и оставался им до своей смерти. В конце работы Второго Ватиканского собора он с удивлением узнал о том, что был назначен папой возглавить комиссию по исследованию вопросов, связанных с контролем рождаемости. Однако, поскольку он не мог ездить в Рим вследствие слабого здоровья (он перенес сердечный приступ в декабре 1964 г.), то отказался, выразив свое изумление, что вообще был избран, сказав своему доминиканскому коллеге Р.Анри де Ридматтену, что он считает опасным для математика заниматься чем-то вне своей специальности. В 1960 г. папой Иоанном XXIII он был возведен в прелата.

В 1941 г. Леметр был избран членом Королевской Академии наук и искусств Бельгии. В 1946 опубликовал свою книгу «Гипотеза первоатома» (L'Hypothèse de l'Atome Primitif). В 1953 г. он был удостоен самым первым медали Эддингтона, учрежденной Королевским астрономическим обществом. В течение 1950-х он постепенно уходит с преподавательской деятельности, полностью завершив ее заслуженным профессором в 1964 г.

В конце своей жизни он все больше и больше посвящал себя численному анализу. Леметр был прекрасным математиком. Он использовал наиболее мощные вычислительные машины своего времени. В 1958 г. он ввел в университете первый электронный компьютер. До конца жизни Леметр сохранял сильный интерес к развитию компьютерной техники, а также к проблемам языка и программирования. Леметр умер 20 июня 1966 года вскоре после того, как узнал об открытии космического микроволнового излучения, которое стало подтверждением его интуиций о рождении Вселенной.

Другие публикации на портале:

Еще 9