Мартин I – исповедник, память 11 апреля и 12 ноября – папа Римский папа в 649 – 653 гг. До избрания на римский престол был апокрисиарием (представителем папы Римского при дворе императора) в Конс тантинополе. Став папой, инициировал созыв Латеранского собора, с целью отстоять православный догмат дифилизма в противовес монофелитстсву. Между тем светские власти в Константинополе в это время поддерживали монофелитов. Папа был объявлен незаконно поставленным на престол и даже оклеветан как якобы вступивший в сговор с сарацинами. По приказанию императора папа был доставлен в Константинополь под вооруженной охраной, причем обращались с ним как с политическим преступником. Папа был осужден и изможденного старца отправили в ссылку в Крым; здесь он и скончался. Из письменного наследия М. сохранились его письма.
Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. – М.: Спасо–Преображенский Ставропигиальный монастырь, 1994. – Т. IV.
Карташев А.В. Вселенские соборы. – М.: Республика, 1994. С. 418 – 422.
Лебедев А.П. Вселенские соборы VI, VII и VIII веков. С приложениями к "Истории вселенских соборов".– СПб.: Издательство Олега Абышко, 2004. (Библиотека христианской мысли. Исследования). – С. 92 – 97.
Мартин I // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. I.
Омэнн Дж. Христианская духовность в католической традиции / Пер. с англ. – Рим; Люблин: Издательство Святого Креста, 1994. – С. 77.
Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.
Поспелов Д.А. Преподобный Максим Исповедник как историческое лицо и богослов // Диспут с Пирром: Прп. Максим Исповедник и христологические споры VII столетия. – М.: Храм Софии Премудрости Божией, 2004. – С. 23, 32.
Сидоров А.И. Преподобный Максим Исповедник: Эпоха, жизнь, творчество // Творения преподобного Максима Исповедника. М.: Мартис, 1993. – Кн. I. – С. 28 – 29.