Климент Александрийский, Тит Флавий (ум. ок. 217) [греч] – великий христианский ученый, один из выдающихся представителей александрийской школы. К.А. родился, по одним данным, в Афинах, по другим, в Александрии, в состоятельной и, вероятно, знатной языческой семье. Получил хорошее образование. После обращения в христианство, обстоятельства которого нам неизвестны, К.А. много путешествовал с познавательной целью по разным странам; прибыв в Александрию, стал учеником Пантена, а позже его преемником по должности наставника александрийского огласительного училища. В это время К.А. принял сан пресвитера. Его учеником, в частности, был св. Александр, епископ Иерусалимский. Предполагают, что у К.А. учился также Ориген. Во время гонения Септимия Севера покидает Египет. Данные о дальнейшей его жизни отрывочны. Труды К.А. – "Увещание к грекам" или "Увещевание к язычникам" ("Protreptikos"), "Педагог" и "Строматы". В первом труде К.А. убеждает язычников оставить поклонение идолам и обратиться к истинному Богу. Он показывает, насколько более духовен и более просветлен христианский культ по сравнению с идолопоклонством. Нелепость идолопоклонства была ясна уже многим греческим философам и насколько же она очевидна в свете Откровения! Во втором труде К.А. обращается к предполагаемому читателю, уже оставившему язычество. Миссию педагога берет на себя Слово, приводящее человека к знанию, которое не только просвещает разум, но совершенствует душу. К кому же обращено Слово, кому оно дарует спасительное знание? Ко всем людям без исключения. К.А. не принимает гностического учения об избранности отдельных людей. По отношению к спасению все христиане равны с момента крещения. Перед Богом равны все, и все пред Богом – и самые невежественные, и самые просвещенные – только дети. Если некоторые христиане знают больше и лучше, чем другие, то это не означает, что они христиане в большей степени, чем другие. Именно христиане являются настоящими гностиками и только они имеют право на это звание. Природу этого гнозиса К.А. показывает в "Строматах". К.А. доказывает, что философия не может быть занятием, вредным перед Богом. Напротив, говорит К.А., появление философии пожелал Сам Бог. У эллинов не было ни пророков, ни еврейского закона. Но нельзя отрицать, что всей историей и отдельными событиями управляет Божий Промысел, и Господь вел эллинов посредством разума. Разум – угоден Богу, он – тоже Божественный свет. Бог не обращался к философам непосредственно, так, как Он обращался к пророкам, не передавал им Откровения. Если Богу угодны философы, то потому, что Он как Добрый Пастырь, избрал лучших из Своих овец, чтобы поставить их во главе стада. В этом смысле философия – путь подготовки и помощи по отношению к христианской мудрости.
Иероним. О знаменитых мужах // Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. – Самара: АГНИ, 1998. – Кн. 2. (Гл. 38). То же: Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007.
Евсевий Памфил (Кесарийский). Церковная история. – М.: Спасо–Преображенский Валаамский монастырь, 1993. (Кн. V, гл. 11. Кн. VI, гл. 6, 13–14).
Сократ Схоластик. Церковная история. – М.: РОССПЭН, 1996. (Кн. II, гл. 35. Кн. III, гл. 7).
Аверинцев С.С. Эволюция философской мысли // Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984.
Аверинцев С.С. Климент Александрийский // Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / Составление текстов и общая вступительная статья В.П. Шестакова. – М.: Музыка,1966.
Александр Болонников, иерей. Александрийская богословская школа (Климент и Ориген) в исследованиях русских патрологов // Труды Минской духовной академии. – Жировичи, 2003. – № 1.
Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.
Александрийская школа // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т.III. (Приложение).
Андрей Кураев. Раннее христианство и переселение душ. – Б.г.: Издание Сретенского монастыря, 1998. С.116–122.
Андрей Кураев. Сатанизм для интеллигенции. – [Т] II: Христианство без оккультизма. – М.: Московское подворье Свято–Троицкой Сергиевой Лавры, 1997. С.100–101.
Античные писатели: Словарь. – СПб.: Лань, 1999.
Афонасин Е.В. "Гносеология" Климента Александрийского и неопифагорейская традиция // Историко–философский ежегодник'99. – М.: Наука, 2000.
Афонасин Е.В. "От начала мы бессмертны." Концепция времени в гнозисе Валентина: (К истории двух высказываний Валентина у Климента Александрийского) // Жизнь. Смерть. Бессмертие. – СПб., 1993.
Афонасин Е.В. "Строматы" Климента Александрийского // Климент Александрийский. Строматы. – СПб., 2003. – Кн. 1.
Афонасин Е.В. Античный гностицизм: Фрагменты и свидетельства. – СПб.: Изд–во Олега Абышко, 2002.
Афонасин Е.В. Учение о трансцендентном божестве в Строматах Климента Александрийского // Историко–философский ежегодник'95. – М.: Наука, 1996.
Афонасин Е.В. Философия Климента Александрийского. – Новосибирск: Новосиб. гос. ун–т, 1997.
Афонасин Е.В. Христианское переосмысление пифагорейской традиции у Климента Александрийского // Гуманитарные науки в Сибири. – Сер. Философия и социология. – Новосибирск, 2000. – № 1.
Балаховская А. Александрийская богословская школа // Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2002. – Т. 1. – Т. 1.
Барсов Н. История первобытной христианской проповеди (до IV века). – СПб.: Тип. С. Добродеева, 1885. – С. 165 – 173.
Беркхов Л. История христианских доктрин. – СПб.: Библия для всех, 2000. С.72–78, 184.
Бизяева Ю.В. Климент Александрийский о соотношении знания и веры // Философия и религия. – Воронеж, 2002.
Бокщанин А.Г. Источниковедение древнего Рима. – М.: МГУ, 1981. С.138.
Болотов В.В. Учение Оригена о Святой Троице // Болотов В.В. Собрание церковно–исторических трудов: Т. 1. – М.: Мартис, 1999. С.73–80.
Борич И.А. 30 ступеней к званию педагога // Иоанн Лествичник. Отцы Церкви о природе человека и ее совершенствовании. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2001.
Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthtica. – Т. 1: Раннее христианство. Византия. – М.; СПб.: Университетская книга, 1999 . С.51–52.
Бычков В.В. Эстетика отцов Церкви: Апологеты. Блаженный Августин. – М.: Ладомир, 1995 .
Бычков В.В. Эстетика поздней античности: II –III века. – М.: Наука, 1981. С.115–121, 136–138, 173–175, 205–208, 236–240.
Бычков В.В. Эстетические взгляды Климента Александрийского // Вестник древней истории. – М., 1977. – № 3.
Бюркле Х. Человек в поисках Бога. Проблема нехристианских религий. – М.: Христианская Россия, 2002. С.43–44.
Владимир Шмалий, священник. Апофатическое (отрицательное) богословие // Православная энциклопедия / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия». – Т. III.
Владимир Шмалий, священник. Бог // Православная энциклопедия / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия». – Т. V.
Владимирский С.Ф. Отношение космологических и антропологических воззрений Немезия к патристической литературе и влияние его на последующих писателей // Немезий Эмесский. О природе человека. – М., 1998. С.250–256.
Гавриил, архимандрит. Руководство по литургике, или Наука о православном богослужении. – М.: Паломник, 1998. С.133–134.
Гаврилюк П. История катехизации в древней Церкви. – М.: Свято–Филаретовская Московская высшая православно–христианская школа, 2001.
Гарнак А. История догматов // Раннее христианство. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001. Т. 2. С.206–210. 594. – Т. 1. С.224–228.
Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике: Литургика. – М.: Паломник, 1996. С. 191 – 194, 201–202.
Ермаков С.А. Климент Александрийский и его учение о жизни человека // Церковь и общество на пороге третьего тысячелетия . – Нижний Новгород, 2001.
Ермаков С.А. Отцы Церкви о многообразии путей, ведущих к истинной жизни // К культуре мира – через диалог религий, диалог цивилизаций. – Омск, 2000. – Т. 1.
Зелинский Ф.Ф. Цицерон в истории европейской культуры // Зелинский Ф.Ф. Из жизни идей: В четырех томах. – М.: Ладомир, 1995. – Т. 4. С.26–27.
Иванченко А.В. Климент Александрийский // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. II.
Иванченко А.В. Климент Александрийский // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. II.
Иларион (Алфеев), игумен. Христос – Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно–христианской традиции. – СПб.: Алетейя, 2001. (Византийская библиотека. Исследования). – Ч. 1, гл 2.
Иларион (Алфеев), иеромонах. Духовное образование на христианском Востоке в I – VI веках // Православное богословие на рубеже столетий. – М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1999.
Иларион (Алфеев), иеромонах. Климент Александрийский (Вступительная статья) // Отцы и учители церкви III века: Антология в двух томах / Составление, биографические и библиографические статьи иеромонаха Илариона (Алфеева). –Б.м., б.г. – Т. 1. (Памятники святоотеческой письменности).
Ильин В.В. История философии. – СПб.: Питер, 2003. С.152–153.
Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. – Клин: Христианская жизнь, 2001. С.79–88.
Иоанн Свиридов, прот. Педагог Климента Александрийского: Время, жизнь и творчество // Климент Александрийский. Педагог. – М.: Учебно–информационный экуменический центр ап. Павла, 1996.
История эстетической мысли: Становление и развитие эстетики как науки: В 6–ти томах. Т. 1: Древний мир. Средние века / Ред.составитель Бычков В.В. – М.: Искусство, 1995, с260–272.
Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви: (Раскрытие православия в их творениях). – М.: МГУ, 1994. С.54–62.
Катанский А. Догматическое учение о семи церковных таинствах в творениях древнейших отцев и писателей церкви до Оригена включительно: Историко–догматическое исследование. – СПб.: Тип. Ф.Г. Елеонского, 1877. 134–187
Катанский А.Л. Догматическое учение о Семи Таинствах в творениях древнейших Отцов и писателей церкви до Оригена включительно. М.: Паломник, 2002. С.134–187.
Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. – М.: Паломник, 1996. с.108–112.
Клеман О. Истоки: Богословие отцов Древней Церкви / Тексты и комментарии. – М.: Центр по изучению религий; Путь, 1994. С.357–358.
Климент Александрийский // Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия,1983.
Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. – М.: ЭНИГМА, 1997.
Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс, 1994.
Кудрявцев О.Ф. Собственность как нравственно–правовая проблема в идеологии христианского средневековья (до Фомы Аквинского) // Культура и общественная мысль: Античность. Средние века. Возрождение. – М.: Наука, 1988.
Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской церкви от времен апостольских до Х века. – СПб.: Алетейя, 1997.
Леонардов Д. Теория боговдохновенности Библии в Александрийской школе: Теория Климента Александрийского // Вера и разум. – Харьков, 1906. – Т. Ч. 1.
Ливанов Н. О Клименте Александрийском // Православное обозрение. – М., – 1887. – Т. 22. – № 3.
Ливанов Н. О сочинениях Климента Александрийского // Православное обозрение. – М., – 1887. – Т. 24. – №№ 3, 9.
Лоллий (Юрьевский), архиепископ. Александрия и Египет. – СПб,: Журнал Нева; Летний сад, 2001.
Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. – М.: Искусство, 1965 – С.339–340.
Лосский В. Александрия // Богословские труды. – М., 1983. – Сб. 24.
Лосский В.Н. Боговидение. – М.: Изд. Свято–Владимирского братства, 1995. С.30–36.
Лосский В.Н. Богословие и боговидение. Сборник статей. – М: Изд–во Свято–Владимирского братства, 2000.
Майка Ю. Социальное учение католической церкви: Опыт исторического анализа. – Рим; Люблин: Изд–во святого Креста, 1994. С.93–95.
Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. – М.: Мысль, 1979. С.80–91.
Макарий (Оксиюк), митрополит. Эсхатология св. Григория Нисского. – М.: Паломник, 1999. С.106–120.
Мартынов А.В. Нравственное учение Климента Александрийского по сравнению со стоическим // ТСО. – 1890. – Ч. 45.
Минин П. М. Мистицизм и его природа. – Киев: Пролог, 2003. С.73–78.
Миртов Д.П. Нравственный идеал по представлениям Климента Александрийского. – СПб., 1900.
Муравьев А.Н. Первые четыре века христианства. – СПб.: Общество святителя Василия Великого, 1998. С.108–110.
Никанор, архим. Разбор римского учения о видимом (папском) главенстве в церкви, сделанный на основании священного писания и предания первых веков христианства до 1 Вселенского собора. – Казань: Унив. тип., 1871. – С. 98 – 102.
Никитин В. Климент Александрийский // Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2005 – Т. 2.
Никольский А.В. Краткий очерк истории церковного пения в период I–X веков // Журнал Московской патриархии. – М., 1994. – № 6.
Певницкий В. Следы проповедничества в древнейшей отеческой письменности // Труды Киевской Духовной Академии. – 1878. – № 1.
Писарев Л.П., Сагарда А.И. Климент Александрийский // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. I.
Плотников В. История христианского просвещения в его отношениях к древней греко–римской образованности. От начала христианства до Константина Великого. Период 1. – Казань: Тип. Имп. ун–та, 1885. – Гл. 4.
Плотников В. История христианского просвещения в его отношениях к древней греко–римской образованности. От начала христианства до Константина Великого. Период 1. – Казань: Тип. Имп. ун–та, 1885. – Гл. 5.
Попов К.Д. Вера и ее отношение к христианскому знанию по учению Климента Александрийского // Труды Киевской Духовной Академии. – 1887.
Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах: Учеб. пособ. / Сост. и отв. ред.: В.Г.Безрогов; под общ. ред Т.Н.Матулис. – М.: РАО, 1996.
Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли). – СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1995.
Сагарда A.И. "Ипотипосы" Климента Александрийского. – СПб., 1913.
Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I–IV века / Под общ. и научн. ред. диакона А. Глущенко и А. Г. Дунаева. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. С.415– 426.
Светлов Р.В. Античный неоплатонизм и александрийская экзегетика – СПб: СПбГУ, 1996. С.128–134, 147–151, 197–206.
Светлов Р.В. Гнозис и экзегетика. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 1998.
Сидоров А.И. Начало Александрийской школы: Пантен, Климент Александрийский // Ученые записки Российского Православного университета ап. Иоанна Богослова. – М., 1998. – Вып. 3.
Скабаланович М.Н. Толковый типикон. – М.: Паломник, 1995. – Вып. 1. (Репринт). С.76–77.
Скворцев К.И. Философия Отцов и Учителей Церкви (период апологетов). – Киев: Общество любителей и православной литературы; Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2003. С.272–325.
Скворцов К.И. Философия Климента Александрийского // Труды Киевской Духовной Академии. – 1866. – № 9.
Скурат К.Е. Святые отцы и церковные писатели доникейского периода (I – III вв.). Учебное пособие по патрологии. – Свято–Троицкая Сергиева лавра; Московская духовная Академия, 2005. С.178–192.
Словарь античности / Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989.
Смирнов Е.И. История христианской церкви: Репринтное издание. – Свято–Троицкая Сергиева лавра, 1997. С.71–72, 113–114.
Смирнов С.И. Духовный отец в древней восточной Церкви. – М.: Православный свято–Тихоновский богословский институт, 2003.
Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Высшая школа, 1979. С.41–43.
Сушков С. Против лжеучения о вселенском главенстве римской церкви: На основании свидетельства священного писания и церковных памятников первых двух веков христианства. – СПб.: Тип. И.Н. Скороходова, 1891. – С. 228 – 234.
Таранов П.С. Философия изнутри: 70 мудрецов, философов, мыслителей от Соломона до Шопенгауэра. – М.: Остожье, 1996. – Т. 2. Бросс Ж. Духовные учителя / Пер. с франц. – СПб.: Академический проект, 1998.
Терновский Ф. Три первые века христианства: Восемнадцать чтений, составленных преимущественно по Гизелеру и Гагенбаху, с выдержками из первоисточников и с библиографическими примечаниями. – Казань: Унив. тип., 1878. – С. 166 – 181.
Троицкий В. Очерки из истории догмата о церкви. Сергиев Посад: Тип. Св.–Тр. Сергиевой Лавры, 1912. – С. 97 – 98, 247 – 252.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой церкви: (Репринтное издание). – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С.57–62.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви / Репринтное издание в 3–х томах. – М.: б.и., 1998. – Т. 1. С.168–178.
Философский словарь. Основан Генрихом Шмидтом. – М.: Республика, 2003.
Хитров М. Климент и Ориген – учители александрийские и их век // Странник. – 1878. – № 3 –10; 1879. – № 7 – 10; 1880. – № 6–7.
Холл Стюарт Дж. Учение и жизнь ранней церкви. – Новосибирск: Посох, 2000. С.127–131.
Хосроев А.Л. Александрийское христианство: По данным текстов из Наг Хаммади. – М.: Наука, 1991. С.82–85.
Цыб А.В. Учение Климента Александрийского о Логосе и традиция античной логософии // Универсум платоновской мысли: Вопросы познания. Процедуры правильного мышления. Докса и ноэсис. – СПб: СПбГУ, 1997.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.: Высшая школа, 1991. С.383–384.
Шестаков В.П. Музыкальная эстетика Средневековья и Возрождения // Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / Составление текстов и общая вступительная статья В.П. Шестакова. – М.: Музыка,1966. С.21, 24–34.
Шестун Евгений, священник. Православная педагогика: Исторические психолого–педагогические очерки. – Самара, 1998. С.81–85.
Эдельштейн Ю.М. Проблемы языка в памятниках патристики // История лингвистических учений: Средневековая Европа. Л.: Наука, 1985. Юлихер А. Религия Иисуса и начала христианства до Никейского собора // Раннее христианство. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001. – Т. 1. С.274–275.
Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1994. (Мистика на Востоке).
Ястребов Н., Учитель Церкви Климент Александрийский // Журнал Московской патриархии. – 1952. – № 7.
Беседа о том, какой богач спасется // Сборник проповеднических образцов (Проповеди свято–отеческие и церковно–отеческие). – М., 2001. (Репринт издания 1912 г.).
Гимн // Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике: Литургика. – М.: Паломник, 1996. – С. 182 – 193.
Гимн Христу Спасителю // Амман А. Путь отцов: Краткое введение в патристику. – М., 1994.
Кто из богатых спасется и Увещевание к эллинам / Пер. с греч.: Н. Корсунский. – Ярославль, 1888.
Педагог. – М.: Учебно–информационный экуменический центр ап. Павла, 1996. (Учители неразделенной Церкви).
Педагог (В сокращении) // Борич И.А. 30 ступеней к званию педагога // Иоанн Лествичник. Отцы Церкви о природе человека и ее совершенствовании. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2001. 1009.
Строматы / Подготовка текста к изданию, пер. с древнегреч., предисл. комм.: Е. В. Афонасин. – СПб.: Изд–во Олега Абышко, 2003. – Т. 1 – 3.
Строматы // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. – Сер. "История и философия". – М., 1996. – № 4.
Строматы // Отцы и учители церкви III века: Антология в двух томах / Составление, биографические и библиографические статьи: иеромонах Иларион (Алфеев). –Б.м., б.г. – Т. 1. (Памятники святоотеческой письменности).
Строматы. Кн. V, главы 11–13 // Историко–философский ежегодник'95. – М.: Наука, 1996.
Строматы: [Фрагменты] // История средневековой философии: хрестоматия: В 2 ч. – Минск : ЕГУ, 2002. – Ч. 1: Патристика. – 2002.
Фрагменты сочинений // Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / Составление текстов и общая вступительная статья В.П. Шестакова. – М.: Музыка,1966.
Фрагменты сочинений // Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах: Учеб. пособ. / Сост. и отв. ред.: В.Г.Безрогов; под общ. ред Т.Н.Матулис. – М.: РАО, 1996.