Клавдий, епископ Туринский (ум. 827 г.) [лат] – богослов, ученик Беды Достопочтенного. Был также учеником основателя адопцианской ереси Феликса Ургельского. Адопцианской ереси К.Т. не разделял, но от своего учителя–еретика заимствовал редкую для епископа того времени самостоятельность во взглядах на церковное учение и предание. Он стремился восстановить первоначальную христианскую религию духа, которая, по его мнению, затемнена его современниками и переплетена с суевериями. Не удивительно, что церковная деятельность К.Т. во многом направлялась идеями иконоборчества. Он боролся с суевериями в Церкви, и вместе с тем – с почитанием святых, реликвий и икон. Он заставлял удалять из церквей даже кресты, полагая, что надо различать крест вещественный и крест духовный. К.Т. не принимал церковное учение об апостольском преемстве епископов. Именно он, насколько можно судить, первый в средние века сформулировал положение, так часто используемое позже реформаторами против римской курии: только тот имеет право быть apostolicus (=папой), кто живет, как апостол. К.Т. был плодовитым писателем, он писал полемические произведения (они утрачены) и толкования на многие книги Св. Писания, из которых сохранилось лишь одно. К.Т.
Арсеньев Иоанн. Секты Европы от Карла Великого до Реформации. – М.: Вече, 2005. – С. 19 – 27.
Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи историей идей. Т. 1: Древность и средние века / Пер. с немецкого. – М.: Христианская Россия, 1999. С. 170.
Троицкий С.В. Клавдий Туринский // Христианство: Энциклопедический словарь. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. I.