Иустин Философ
Профессиональные интересы: Философия, Богословие, Вспомогательные дисциплины

Краткая биографическая справка:

 Иустин(Юстин) Философ, или Иустин Мученик, Иустин Римский, Иустин Великий (ок. 100–ок.165) [греч] – святой, память 1 июня. "Учитель Церкви с ревностью и духом апостольским, по страдальческой кончине мученик Христов, философ по имени и образованию" (архиеп. Филарет Гумилевский). Философом назвал его Тертуллиан, и этот титул сохранился за ним не только потому, что по он был философом по образованию, но и потому, что он был одним из первых, положившим начало христианской философии. Иустин пришел к христианству через разочарование в языческой философии, но став христианином, он не отверг философию. Христианство принял после встречи и беседы с одним старцем–христианином. По предположению Евсевия Кесарийского,  этим старцем мог быть св. Поликарп Смирнский. Всю жизнь после обращения И.Ф. посвятил миссионерской деятельности, путешествуя по разным странам. Твердость в вере и образованность И.Ф. привлекало к нему много учеников. "Дивный Иустин, достойный великого изумления" – писал о нем самый известный его ученик Татиан (Речь, 18). "Иустин оставил нам много полезных произведений; они свидетельствуют об уме, прошедшем школу и погруженном в размышления о Божественном" (Евсевий Памфил (Кесарийский). Церковная история. – М.: Спасо–Преображенский Валаамский монастырь, 1993. (Кн.  IV, 18, 1). До наших дней сохранились две апологии, в 68 и 15 главах и  "Разговор (Диалог, Беседа) с Трифоном иудеем". Во второй апологии И.Ф. предсказал собственную кончину как мученическую. Это и случилось – И.Ф. и шестеро его учеников были осуждены и обезглавлены. Среди "Мученических актов" есть повествование  о казни св. Иустина и его учеников. 

Библиография работ о персоне:

Житие и страдания святаго мученика Иустина философа // Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996.  – Кн. 10. – Месяц июнь.

Мученичество святых Иустина, Харитона, Харито, Эвелписта, Иерака, Пеона и Ливериана // Сочинения  древних христианских апологетов / Пер. прот.  П. П.Преображенский. Репринт изд. 1895 г. Дополнения: составление, общая редакция, перевод с древнегреческого, введения, комментарии, библиография и указатели А.Г. Дунаева. Пер. с древнегрузинского прот оиерея Иосифа Зетеишвили, пер. с древнеармянск. В.А. Арутюновой–Фиданян, пер. с древнесирийского И. Крестникова и А.В. Муравьева. – СПб.: Алетейя, 1999.

Иероним. О знаменитых мужах // Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. – Самара: АГНИ, 1998. – Кн. 2. (Гл. 23).  То же: Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007.

Евсевий Памфил (Кесарийский). Церковная история. – М.: Спасо–Преображенский Валаамский монастырь, 1993. (Кн. IV,  гл. 8, 11, 12, 16–18).

 

Аверинцев С.С. Эволюция философской мысли // Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984. 

 

Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. I. 

 

Александр Шмеман, прот.  Исторический путь православия. –  М.: Паломник, 1993. 

 

Андрей Кураев. Раннее христианство и переселение душ. – Б.г.: Издание Сретенского монастыря, 1998. С.106–109.

 

Античные писатели: Словарь. – СПб.: Лань, 1999.

 

Бахметева А.Н. Рассказы из истории христианской церкви от 1–го до 11 века: Чтение для детей старшего возраста. – Б.м.: Свято–Успенский Псково–Печерский монастырь, 1994. – Ч.1. С.114–121.

 

Беркхов Л. История христианских доктрин. – СПб.: Библия для всех, 2000. С.56–61. 285.

 

Болотов В.В. Учение Оригена о Святой Троице // Болотов В.В. Собрание церковно–исторических трудов: Т. 1. – М.: Мартис, 1999. С.38–52.  

 

Булгаков С.Н. Два града: Исследования о природе общественных идеалов. – СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 1997.   

 

Бычков В.В. 2000  лет христианской культуры sub specie aesthtica. – Т. 1: Раннее христианство. Византия. – М.; СПб.: Университетская книга, 1999 . С.87–89.

 

Бычков В.В. Эстетика отцов Церкви: Апологеты. Блаженный Августин. – М.: Ладомир, 1995. 

 

Бюркле Х. Человек в поисках Бога. Проблема нехристианских религий. – М.: Христианская Россия, 2002. С.42–43.

 

Виндельбанд В. История философии / Пер. с  нем. – Киев: Ника–Центр, 1997. С.190–191.

 

Виппер Р.Ю. Возникновение христианской литературы. – М.; Л.: АН СССР, 1946. С.24–28.

 

Гавриил, архимандрит. Руководство по литургике, или Наука о православном богослужении. – М.: Паломник, 1998. С.132–133.

 

Гаврилюк П. История катехизации в древней Церкви. – М.: Свято–Филаретовская Московская высшая православно–христианская школа, 2001.  

 

Гарнак А. История догматов // Раннее христианство. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001.  Т. 2. С.182–192. 594. – Т. 1. С.136–139.

 

Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике: Литургика. – М.: Паломник, 1996. С.33–40. 687.694. С.125–128.

 

Данэм Б. Герои и еретики: Политическая история западной мысли. – М.: Прогресс, 1967. С.109.

 

Дворкин А. Ветхий завет как христианская книга в писаниях св. Иустина, Философа и Мученика // Альфа и Омега. – М., 1994. – №. 3.

 

Дунаев А.Г. Предисловие [к Мученичеству св. Иустина философа] // Сочинения  древних христианских апологетов / Пер. прот.  П. П.Преображенский. Репринт изд. 1895 г. Дополнения: составление, общая редакция, перевод с древнегреческого, введения, комментарии, библиография и указатели А.Г. Дунаева. Пер. с древнегрузинского прот оиерея Иосифа Зетеишвили, пер. с древнеармянск. В.А. Арутюновой–Фиданян, пер. с древнесирийского И. Крестникова и А.В. Муравьева. – СПб.: Алетейя, 1999.

 

Дюшен Л. История древней Церкви / Пер. с франц. под редакцией проф. И.В.Попова  и проф. А.П.Орлова. – М., 1912. – Т. 1. Гл. 12.

 

Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века / Пер.  с франц. – М.: Республика, 2004. 

 

Иванов Н. Св. мученик Иустин Философ // Журнал Московской патриархии.  – 1966. – №№ 6, 7.

 

Игорь Цветков, протоиерей. Литургические элементы в “Дидахи” и “Апологии” св. Иустина Философа // Православный собеседник. – Казань,  2003. – № 1(4).

 

Иларион (Алфеев), епископ. Священная тайна Церкви: Введение в историю и проблематику имяславских споров. – СПб.: Алетейя, 2002. – С. 60 – 70.

 

Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. – Клин: Христианская жизнь, 2001. С.41–48.

 

История эстетической мысли: Становление и развитие эстетики как науки: В 6–ти томах. Т. 1: Древний мир. Средние века / Ред.составитель Бычков В.В. – М.: Искусство, 1995 .  

 

Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви: (Раскрытие православия в их творениях). – М.: МГУ, 1994. С.40–46.

 

Катанский А. Догматическое учение о семи церковных таинствах в творениях древнейших отцев и писателей церкви до Оригена включительно: Историко–догматическое исследование.  – СПб.: Тип. Ф.Г. Елеонского, 1877.  С. 77–92

 

Катанский А.Л. Догматическое учение о Семи Таинствах в творениях древнейших Отцов и пимателей церкви до Оригена включительно. М.: Паломник, 2002.. С.77–92.

 

Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. – М.: Паломник, 1996. с.88–91.

 

Киприан (Керн). Патрология. – Париж; М.: Православный Свято–Тихоновский богословский институт, 1996. – Т. 1. С.103–120.

 

Клеман О. Истоки: Богословие отцов Древней Церкви / Тексты и комментарии. – М.: Центр по изучению религий; Путь, 1994. С.351–352.

 

Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской церкви от времен апостольских до Х века. – СПб.: Алетейя, 1997.  

 

Лебедев А.П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко–римском мире при Константине Великом. – М., 1994. С.97–99.

 

Лодыженский М.В. Мистическая трилогия: Свет незримый. – Б.м.: Издание православного братства во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, 1998. С.269–274.

 

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. – М.: Мысль, 1979. С.57–61.

 

Мак–Грат А. Введение в христианское богословие. – Одесса: Богомыслие, 1998. С.21.

 

Мансуров Сергей, священник. Очерки из истории Церкви. – М.: Издательство Спасо–Преображенского Валаамского монастыря, 1994. С.120–122, 137–144.

 

Миллер Т.А. "Диалог" Иустина и "Диалоги" Платона // Альфа и Омега. – М., 1997. – № 3 (14). То же: Патристика. Новые переводы, статьи. – Нижний Новгород, 2001. – Вып. 1.

 

Михайловский А.В. Юстин, философ и мученик // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. IV. 

 

Муравьев А.В. “Этот муж проповедывал христианство, сохраняя мантию философа.” // Раннехристианские апологеты II – IV  веков: Переводы и исследования. – М.:      Ладомир, 2000.

 

Муравьев А.Н.  Первые четыре века христианства. – СПб.: Общество святителя Василия Великого, 1998. С.89–93. 

 

Неретина С.С. Верующий разум: К истории средневековой философии. – Архангельск: Изд. Поморского международного пед. ун–та, 1995. С.49–67.

 

Никифоров М.В. Апологеты раннехристианские // Православная энциклопедия / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия».   – Т. III.

 

Николаев Ю. В поисках Божества: Очерки из истории гностицизма. – Киев: София, 1995. С.107–109.

 

Никольский А.В. Краткий очерк истории церковного пения в период I–X веков // Журнал Московской патриархии.  – М., 1994. – № 6. 

 

Новоселов М. Догмат и мистика в  Православии, Католичестве и Протестанстве. – М.: Лепта–Пресс, 2004. (Испытание мудростью. – Вып. 7). С.84–85.

 

Писарев Л.И. Иустин //  Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. 

 

Плотников В. История христианского просвещения в его отношениях к древней греко–римской образованности. От начала христианства до Константина Великого. Период 1. – Казань: Тип. Имп. ун–та, 1885. – Гл. 3, 4.

 

Покровский А.И. Соборы древней Церкви эпохи первых трех веков: Историко–каноническое исследование. – Сергиев Посад, 1914  .  

 

Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.  

 

Православие и христианские разделения / Под общей редакцией Иоанна Свиридова. – М.: Б.и., 1996.

 

Предисловие // Иустин. Творения. – Б.м.: Паломник; Благовест, 1995.

 

Преображенский П. О св. Иустине и его сочинениях // Писания мужей апостольских / Введ., пер.  и прим.:  прот.  П. П.Преображенский. – СПб., 1895. 

 

Преображенский П. Св. Иустин, философ и мученик. – М., 1995.

 

Реале Дж.,  Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли). – СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1995.  

 

Реверсов И. Очерк западной апологетической литературы II и III веков: (Исследования в области древней церковной письменности). – Казань, 1892.

 

Реверсов И.П. Защитники христианства (Апологеты) // Апологеты. Защитники христианства. – СПб.: Алетейя, 2002.

 

Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира / Пер. с франц. – М.: Терра, 1991. С.196–209, 258–265.

 

Ренан Э. Христианская церковь: Царствование Адриана и Антонина Благочестивого / Пер. с франц. – М.: Терра, 1991. С.196–210, 258–266.

 

Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I–IV века / Под общ. и научн. ред. диакона А. Глущенко и А. Г. Дунаева. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. С.235–277.

 

Сагарда Н.И., Сагарда А.И. Полный курс лекций по патрологии. – СПб.: Воскресение, 2004. – С. 324 – 381.

 

Сергий Лепин. Юстин // История философии: Энциклопедия. – Минск: Книжный дом, 2000.

 

Сергий Лепмн. Юстин // Всемирная энциклопедия: Философия. – М.: АСТ; Харьков: Харвест, 2001.

 

Сидоров А.И. Курс патрологии: Возникновение церковной письменности. – М.: Русские огни, 1996. С.153–187.

 

Скабаланович М.Н. Толковый типикон. – М.: Паломник, 1995. – Вып. 1. (Репринт). С.52–53.

 

Скворцев К.И. Философия Отцов и Учителей Церкви (период апологетов). – Киев: Общество любителей и православной литературы; Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2003. С.27–64.

 

Скурат К.Е. Святые отцы и церковные писатели доникейского периода (I – III вв.). Учебное пособие по патрологии. – Свято–Троицкая Сергиева лавра; Московская духовная Акдемия, 2005. С. 72–81.

 

Смирнов Е.И. История христианской церкви: Репринтное издание. – Свято–Троицкая Сергиева лавра, 1997. С.70–71.

 

Смирнов Ф.А. Монашество //  Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т.II.

 

Спасский А.А. Св. Иустин Мученик и синоптические евангелия // Православное обозрение. – М., 1889. – №№ 6, 7.

 

Спасский А.А. Отношение пророков к обрядовому закону Моисея. Св. Иустин и синоптические Евангелия: Исследования по истории древней Церкви. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006. – 352 с.

 

Струве Н. Великие примеры // Православие в жизни. – Клин: Христианская жизнь, 2002. С. 415–420.

 

Сушков С. Против лжеучения о вселенском главенстве римской церкви: На основании свидетельства священного писания и церковных памятников первых двух веков христианства. – СПб.: Тип. И.Н. Скороходова, 1891. – С. 187 – 182.

 

Таранов П.С. Философия изнутри: 70 мудрецов, философов, мыслителей от Соломона до Шопенгауэра. – М.: Остожье, 1996. – Т. 2.

 

Тареев М.М. Вероучение св. Иустина Мученика в его отношении к языческой философии // Вера и разум. – М., 1893. – № 4.

 

Т–ев [Тареев]. Вероучение св. Иустина Мученика в его отношении к языческой философии // Вера и разум. – М., 1893. – № 11.

 

Толстой Л.Н. Житие и страдания мученика Юстина Философа // Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в  90 томах. – М.; Л.: Художественная литература, 1928–1958.  – Т. 17.

 

Троицкий В. Очерки из истории догмата о церкви. Сергиев Посад: Тип. Св.–Тр. Сергиевой Лавры, 1912. – С. 78 – 81.

 

Фельми К.Х. Введение в современное православное богословие. – М.: Отдел религиозного образования и катехизации Московской Патриархии, 1999.  

 

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой церкви: (Репринтное издание). – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С.50–57.

 

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви / Репринтное издание в 3–х томах. – М.: б.и., 1998. – Т. 1. С.54–68.

 

Хитров М.И. Светочи христианства. М.: Благовест; “Царское дело”, 1999. С.93–157.

 

Христианство: Словарь. – М.: Республика, 1994.

 

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.: Высшая школа, 1991. С.375–378. 2685.

 

Шабуров Н.  Апологеты раннехритинские // Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2002. – Т. 1.

 

Швейцер А. Мистика апостола Павла // Швейцер А. Жизнь и мысли / Пер. с нем. –  М.: Республика, 1996.  

 

Шестун Евгений, священник. Православная педагогика: Исторические психолого–педагогические очерки. – Самара, 1998. С.62–64.

Энциклопедия православной святости: В двух томах / Авторы составители А.И.Рогов, А.Г. Парменов. – М.: Лик, 2003. – Т. 1.

Библиография работ автора:

Апология I. Апология II // Апологеты. Защитники христианства. – СПб.: Алетейя, 2002.Церковь Христова / Сост. И.М.Косов. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1991. То же: Ранние отцы Церкви: Антология. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1988. 

Апология I: Фрагмент // Амман А. Путь отцов: Краткое введение в патристику. – М., 1994.

Разговор с Трифоном иудеянином о истине христианского закона. – М., 1995.     

Сочинения  св. Иустина, философа и мученика / Пер. прот.  П. П.Преображенский. – М., 1892.

Творения. – М.: Паломник, 1995. (Репринт 1892 г.).

Фрагменты сочинений // История средневековой философии: хрестоматия: В 2 ч. – Минск : ЕГУ, 2002. – Ч. 1: Патристика. – 2002.

Фрагменты сочинений // Церковь Христова / Сост. И.М.Косов. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1991. 

Другие публикации на портале:

Еще 9