Иоахим Флорский, или Иоахим Калабрийский, Джоаккино де Фьоре (1132–1202) [лат] – блаженный католической церкви, монах–цистерианец, проповедник аскетизма. Долгое время проводил жизнь странника; прибыв в Константинополь, стал свидетелем эпидемической болезни, которая, однако, не тронула самого И.Ф. Это обстоятельство И.Ф. счел не случайным и с ним, по утверждению биографов, произошел нравственный переворот. И.Ф. дал обет отречения от мира. Вернувшись после странничества (кроме прочего он посетил Святую Землю) на родину в Калабрию, И.Ф. стал в конце концов настоятелем им же основанного монастыря. В Калабрии в то время заметным было влияние греческого подвижничества, – во многих монастырях еще не так давно держалось православие. Знаменитый Крипто–Ферратский монастырь, где игуменом был Нил Новый (см.), находился как раз в Калабрии. Не удивительно, что И.Ф. чувствовал симпатию к Восточной церкви и даже не раз ставил ее в пример церкви Западной. Отсюда и любовь И.Ф. К аллегорическому толкованию Священного Писания.
Одно из главных сочинений И.Ф. – "Согласование Нового и Ветхого Заветов". Вместе с другими книгами И.Ф. они гораздо позднее выходили под названием "Вечное Евангелие". И.Ф. разработал мистическую концепцию истории человечества. Историю как процесс И.Ф. представлял в виде циклов, при этом события Ветхого Завета соответствуют событиям Нового Завета. Это возможно потому, что мир проходит через три стадии, или эры (status mundi), каждая их которых соответствует одному из Лиц Троицы. Каждая из эр есть ступень в воспитании человека Творцом. Первая эра прошла под знаком Откровения Отца, вторая — Откровения Сына, а третья еще не наступила и будет Откровением Духа Святого. Три ступени есть развитие от рабства к свободе; наступление третьей эры приведет к воцарению Духа Божия в человечестве, на земле исчезнет разделение религий и всяческое беззаконие. Это будет время созерцательной жизни, время самого правильного и совершенного разумения Слова Божия, что и составит содержание вечного Евангелия, упоминаемого в Апокалипсисе.
У И.Ф. оказалось много последователей – иоахимитов, зараженных неумеренным мистицизмом и более радикальных, чем основатель движения. Идеи "иоахимитов" были осуждены, но сам И.Ф. продолжал почитаться как местный святой. И.Ф. считается одним из предшественников и вдохновителей Францмска Ассизского. повлияли Протестанты считали его одним из предтеч Реформации. Идеи И.Ф. в известной степени оказали влияние на некоторые историософские построения XIX – XX веков.Аверинцев С.С. Иоахим Флорский // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. II.
Аверинцев С.С. София–Логос: Словарь. – Киев: Дух и Лiтера, 2001.
Арсеньев Иоанн. Секты Европы от Карла Великого до Реформации. – М.: Вече, 2005. – С. 183 – 195.
Бальтазар, Урс Х. фон. Целое во фрагменте. Некоторые аспекты теологии истории. – М.: Истина и жизнь, 2001.
Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. – М.: Мысль, 1987,с.177–178, 198–202.
Бицилии П.М. Заметки об иоахимизме // Журнал министерства народного просвещения. – СПб., 1914. – № 10.
Бицилли П.М. Очерки теории исторической науки. – Прага. 1925. С.49–53.
Бицилли П.М. Салимбене: (Очерки итальянской культуры XIII в.). – Одесса, 1916. С.44–48, 242–247, 253–269, 282–284.
Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. – СПб.: МИФРИЛ, 1995.
Бросс Ж. Духовные учителя / Пер. с франц. – СПб.: Академический проект, 1998.
Булгаков С.Н. История экономических и социальных учений / Сергей Николаевич Булгаков; вступ. ст., сост. и примеч. В.В.Сапова. – М.: Астерль, 2007. – С. 166 – 168.
Вайнштейн О.Л. Западноевропейская средневековая историография. – М.; Л.: АН СССР, 1964.
Вайнштейн О.Л. Историография средних веков в связи с развитием исторической мысли от начала средних веков до наших дней . – М.; Л., 1940
Гаусрат А. Средневековые реформаторы / Пер. с нем. – СПб., 1900. – Т. 2. С.222–234.
Голенищев–Кутузов И.Н. Средневековая латинская литература Италии. – М.: Наука, 1972. С.145–148.
Голенищев–Кутузов И.Н. Творчество Данте и мировая культура. – М.: Наука, 1971. С.184.
Дживелегов А.К. Хилиазм. – Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т.III.
Добиаш–Рождественская О.А. Иоахимизм // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. 1.
Добиаш–Рождественская О.А. Некоторые проблемы иоахимизма и петербургские рукописи сочинений Иоахима Флорского // Журнал министерства народного просвещения. – СПб., 1913. – № 45.
Жебар Э. Мистическая Италия: Очерк из истории возрождения религии в средние века / Пер. с фр. – СПб., 1900. С.51–84.
Зенько Ю.М. Иоахим Флорский // Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 1.
Иоахим Флорский // Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия,1983.
Иоахим Флорский // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.
История Европы. – М.: Наука, 1992. – Т. 2.
Карсавин Л.П. Культура средних веков. – М.: Книжная находка, 2003.
Карсавин Л.П. Мистика и ее значение в религиозности средневековья // Карсавин Л.П. Малые сочинения. – СПб.: Алетейя, 1994.
Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в XII – XIII веках. – СПб.: Алетейя, 1997. С.138–194.
Керов В.Л. Идеи Апокалипсиса в средние века (Иоахим Флорский, Оливи, бегины Южной Франции). М.: Наука, 1994.
Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. – М.: ЭНИГМА, 1997.
Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс, 1994.
Лейн Т. Христианские мыслители / Пер. с англ. – СПб.: Мирт, 1997.
Лобковиц Н. Иоахим Флорский и Миллениум // Вопросы философии. – М., 2001. – № 3.
Мак–Грат А. Введение в христианское богословие. – Одесса: Богомыслие, 1998. С.472–473.
Максимов М.В. В.Соловьев и Иоахим Флорский // Философский альманах. – Иваново, 1998. – № 1/3.
Мережковский Д.С. Франциск Ассизский // Мережковский Д.С. Лица святых от Иисуса к нам. – М.: Республика, 1997. – С. 129 – 161.
Микушевич В. Тайнопись Новалиса // Новалис. Гимны к ночи. – М.: ЭНИГМА, 1996. С.37–42.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли). – СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1995.
Рожков Владимир, протоирей. Очерки по истории римско–католической церкви. – М.: Духовная библиотека, 1998. С.119–123.
Смирин М.М. Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война . – М.Наука, 1965. – Ч. I. – Гл. 2.
Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. – Минск: Беларусь, 2001.
Стамм М.С. Учение Иоахима Флорского // Вопросы истории религии и атеизма. М., 1959. – Т. 7.
Стамм М.С., Смирин М.М. Иоахим Флорский // Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970. – Т. 2.
Философский словарь. Основан Генрихом Шмидтом. – М.: Республика, 2003.
Христианство: Словарь. – М.: Республика, 1994.
Шишков А.М. Иоахим Флорский // Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2005 – Т. 2.
Шишков А.М. Средневековая интеллектуальная культура. Учебное пособие. – М.: Издатель Савин С.А., 2003. С.188–195.
Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. – М.: Рудомино; СПб.: Университетская книга, 1997.
Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1994.Согласование Ветхого и Нового Заветов: [Фрагменты] / Пер. и прим.: М.Я.Якушин // Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 1. То же: Философия истории: Антология. – М.: Аспект–Пресс, 1995.
Салимбене де Адам. Хроника / Пер. с лат.: – М.: РОССПЭН, 2004.