Иоанн Итал (XI в.) [греч] – богослов и философ, еретик. Италийский грек, ученик Михаила Пселла, его наследник в звании "ипат" (или "консул") философов, или, как называют эту должность сейчас, глава университета. Был известен как замечательный преподаватель, толкователь учений Аристотеля, Платона, неоплатоников. Его собственная философская позиция строилась по преимуществу на платонизме – доктринах о самодостаточном мире идей, о предсуществовании и переселении душ и отрицании телесного воскресения. Такого рода позиция не могла не привести к прямому конфликту с церковной ортодоксией. Учение И.И. были преданы анафеме на церковном соборе и в "Синодик", читаемый в Неделю Православия, были добавлены анафематизмы, относящиеся к делу И.И.
Анафема на Иоанна Итала (Включена в "Синодик в неделю Православия") // Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. – М.: Мысль, 1993. С. 862–864.
Михаил Пселл. Похвала Италу / Пер.Т.А. Миллер // Памятники византийской литературы IX – XIV веков. – М.: Наука, 1969.
Анна Комнина. Алексиада. М., 1965. (Кн. V, гл. 8).
Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969. – Т.1. – Ч. 2.
Бибиков В.М. Иоанн Итал // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. II.
Горянов Б. Иоанн Итал // Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970. – Т. 2.
Горянов Б. Кидонис Димитрий // Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970. – Т. 2.
Иоанн Итал // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. 1.
Аверинцев С.С. Философия VIII–XII вв.. // Культура Византии: вторая половина VII – XII в. – М.: Наука, 1989. С.56–57.
Брянцев Д. Иоанн Итал и его богословско–философские взгляды. // Вера и разум. – Харьков, 1904. – №№ 7, 8, 10, 11, 19, 20, 21, 22, 23, 24.
Брянцев Д. Иоанн Итал, византийский философ ХI века // Вера и разум. – Харьков, 1905. – №№ 5, 6, 7.
Васильев А.А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081). – СПб.: Алетейя, 1998.
Горянов Б.Т. Религиозно–полемическая литература по вопросу об отношении к латинянам в Византии XIII–XV вв. // Византийский временник. – М., 1956. – Т. 8.
Иоанн Мейендорф. Византийское богословие: Исторические направления и вероучение. – М.: Когелет, 2001. С.115–117.
История Европы. – М.: Наука, 1992. – Т. 2.
Каждан А.П. Книга и писатель в Византии. – М.: Наука, 1973.
Кечакмадзе Н.Н. Грамматические трактаты Иоанна Итала // Византийский временник. – М., 1967. – Т. 27.
Кечакмадзе Н.Н. Из истории общественной мысли Византии в XI в. // Византийский временник. – М., 1969. – Т. 30.
Лебедев А.П. Очерки внутренней истории Византийско–восточной церкви в IX, X и XI веках: От конца иконоборческих споров в 842 г., до начала Крестовых походов – 1096 г. – СПб.: Алетейя, 1998.
Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. – М.: Мысль, 1993. С. 862–865.
Самодурова З.Г. Роль византийской школы в организации системы обучения в окружающих империю странах в VII – XII вв. // Византия между Востоком и Западом: Опыт исторической характеристики. – СПб.: Алетейя, 1999.
Удальцова З.В. Византийская культура. – М.: Наука, 1988. С.134–135.
Успенский Ф.И. Делопроизводство по обвинению Иоанна Итала в ереси // Известия Русского археологического института в Константинополе. – Одесса, 1897. – Т. 2.
Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. История крестовых походов. – М.: Мысль, 2001. С.125–203.
Чалоян В.К. Восток – Запад: (Преемственность в философии античного и средневекового общества). – М.: Наука, 1968 .
Сочинения . – Тбилиси, 1966.
Фрагменты сочинений // Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969. – Т.1. – Ч. 2. – Т.1. – Ч. 2.