Григорий Синаит (1260–1346) [греч] – преподобный, память 8 августа. Духовный писатель, исихаст. Источником сведений о Г.С. является его житие, написанное учеником преподобного святым патриархом Каллистом, который сравнивает Г.С. с преподобным Антонием Великим. Г.С. родился в Малой Азии, получил хорошее по тем временам светское образование. Еще в молодости В молодости Г.С. попал в плен к туркам, напавшим на его родное село. Отпущенные из военного турецкого лагеря на богослужение в ближайший православный храм, Г.С. и другие пленники произвели сильное впечатление на прихожан исполнением церковных песнопений, после чего христиане выкупили их из плена. Г.С. вступил в монашество. Одно время он пребывал в монастыре Св. Екатерины на Синае (отсюда его прозвание Синаит), затем жил на Кипре и на Крите; на Крите повстречавшийся ему отшельник старец Арсений научил его умной молитве. В странствиях своих Г.С. вобрал иноческий опыт славнейших обителей. После этого Г.С. поселился на Св. Горе (на Афоне), где вокруг него собирались многочисленные ученики, желавшие научиться умному деланию. Г.С. стал известен как великий учитель безмолвия. Однако на Афоне были и те, кто отнесся к Г.С. недоброжелательно, особенно ученые во "внешних науках"; некоторые же из монахов просто завидовали ему. Ища безмолвия, Г.С. много путешествовал, был в Константинополе; император Андроник Палеолог не раз предлагал Г.С. высокий церковный сан, и каждый раз преподобный отказывался. Учение Г.С. изложено в ряде его творений, а также содержится в его житии и в писаниях его ближайших учеников. На аскетическую систему преподобного Г.С. повлияла "Лествица" св. Иоанна, игумена Синайской горы; на этот труд Г.С. неоднократно ссылается. Основной принцип выливается в формулу "делание есть восхождение к созерцанию". Преподобный известен и как песнословец.
Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита // Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996. – Кн.13 – август.
Житие и деятельность иже во святых отца нашего Григория Синаита, описанные Каллистом, святейшим архиепископом Константинополя / Пер. с греч.: И.И.Соколов // Соколов И.И. Лекции по истории Греко–Восточной церкви: В 2–х томах. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005. – Т. II.: Преп. Феодор Студит, его церковно–общественная и богословско–литературная деятельность. Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита. О монашестве. (Библиотека христианской мысли. Исследования).
Помяловский И. Житие святого Григория Синаита // Записки ист.–филол. фак. Имп. С.–Пб. ун–та. – СПб., 1895. – Ч. 35.
Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита / Пер. И. Соколова по изд. списку XVI в. – М., 1904.
Житие Григория Синаита, составленное Константинопольским патриархом Каллистом: (Текст, славянск. пер. жития по рукописи XVI века и ист.–археол. Введение П.А. Сырку) // Памятники Древней Письменности и Искусства. Кн. серия. – СПб., 1909. – Вып. 172.
Монаха Григория житие преподобного Ромила: (По рукописи XVI в. с приложением службы преп. Ромилу по рукописи XVII в.) // Сырку П. А. Монаха Григория житие преподобного Ромила: (По рукописи XVI в. с приложением службы преп. Ромилу по рукописи XVII в.) // Памятники древней письменности и искусства. – СПб., 1900. –Вып. 136.
Житие прп. Григория Синаита // Жития святых, просиявших на горе Афон. – Минск: Свято–Елисаветинский монастырь, 2002.
Алексий (Дородницын), митрополит. Византийская церковная мистика 14–го века: (Препод. Григорий Палама, Николай Кавасила и Григорий Синаит). – Казань, 1906. С.3–6, 7–93.
Бибиков М.В. Григорий Синаит // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. I.
Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthtica. – Т. 1: Раннее христианство. Византия. – М.; СПб.: Университетская книга, 1999 . С.307–309.
Бычков В.В. Византийская эстетика в XIII – XV вв. // Культура Византии: XIII – первая половина XV в. – М.: Наука, 1991. С.436, 437.
Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. – Киев, 1991. С.378.
Василий (Кривошеин). Богословские труды. – Нижний Новгород, 1996. С.26, 49–50.
Василий, схимонах. Предисловие, или предпутие хотящим чести книгу иже во Святых Отца нашего Григория Синаита // Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. – Свято–Введенская Оптина пустынь, 2001. (Репринт издания 1847 г.).
Горянов Б. Григорий Синаит // Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970.
Горянов Б.Т. Религиозно–полемическая литература по вопросу об отношении к латинянам в Византии XIII–XV вв. // Византийский временник. – М., 1956. – Т. 8.
Добротолюбие. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1993. – Т. 5.
Иванов С.А. Византийское юродство. – М.: Международные отношения, 1994 .
История эстетической мысли: Становление и развитие эстетики как науки: В 6–ти томах. Т. 1: Древний мир. Средние века / Ред.составитель Бычков В.В. – М.: Искусство, 1995 .
Киприан (Керн). Литургика: Гимнография и эортология. – М.: Крутицкое патриаршее Подворье, 2000. С.84.
Концевич И. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. – М., 1998. – Гл. 2, п.4.
Мистика на Востоке // Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1994.
Оболенский Д. Византийское содружество наций: Шесть византийских портретов / Пер. с англ. – М.: Янус, 1998. С.319–321.
Острогорский Г.А. Афонские исихасты и их противники. (К истории поздне–византийской культуры) // Записки Русского научного института в Белграде. – 1931. – Вып.5.
Петр (Пиголь), игумен. Преп. Григорий Синаит и его духовные преемники. – М., 1999.
Плакида (Дезей), архим. "Добротолюбие" и православная духовность. М.: Православный Свято–Тихоновский гуманитарный университет, 2006.
Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. III: Святой Восток. – Части 2 и 3. – М.: Православная энциклопедия, 1997. (Репринт). – С. 316.
Скабаланович М.Н. Толковый типикон. – М.: Паломник, 1995. – Вып. 1. (Репринт). С. 460.
Соколов И.И. О византийско–восточном монашестве IX–XII вв. // Православный собеседник. – Казань, 1894. – № 6.
Соколов И.И. Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала XIII века (842–1204): Опыт церковно–исторического исследования. – СПб.: Изд–во Олега Абышко, 2003. (Библиотека христианской мысли. Исследования).
Сырку П.А. К истории исправления книг в Болгарии. – М., 1913..
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой церкви: (Репринтное издание). – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С.357–359.
Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1994.
Яцимирский А.И. Византийский религиозный мистицизм XIV в. перед переходом его к славянам // Странник. – 1908. – Ноябрь – декабрь.
Творения. – М.: Новоспасский монастырь, 1999.
Главы зело полезные и словеса различные о заповедях, догматах, муках и обетованиях, еще же о помыслах, страстях, добродетелях, безмолвии и молитве, числом 142; Введение известное о безмолвии и молитве, еще же и о знамениях благодати и прелести, и кое есть различие теплоты и действа, и яко без наставника прелестью удобно побеждаемся 15 глав; О безмолвии и молитве 22 главы // Добротолюбие. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1993. – Т. 5.
Весьма полезные главы о разных духовных предметах // Христианское чтение. – СПб., 1824. – Т. ХVI.
Духовные опыты монашествую щих// Вестник Русского Западно–Европейского патриаршего Экзархата. – Париж, 1957. №26 – 29.
Фрагменты сочинений // Лодыженский М.В. Мистическая трилогия: Сверхсознание. – Б.м.: Издание православного братства во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, 1998.
Фрагменты сочинений // Лодыженский М.В. Мистическая трилогия: Свет незримый. – Б.м.: Издание православного братства во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, 1998.
Фрагменты сочинений // Фудель С. Путь отцов. – Б.м.: Издание Сретенского монастыря, 1997.