Григорий Нисский
Профессиональные интересы: История Церкви, Библеистика, Богословие

Краткая биографическая справка:

Григорий , епископ Нисский (ок. 335–394) [греч] – святой, память 10 января. Отец Церкви, богослов и философ, младший брат свт. Василия Великого. Один из Каппадокийских Отцов. В воспитании и первоначальном обучении Г.Н. непосредственное участие принял его старший брат, свт. Василий. Г.Н. испытал также большое со стороны свт. Григория Богослова. Г.Н. был активным противником арианства. Рукоположенный в епископы города Нисы, он, по ложным наветам ариан, был низложен и находился в изгнании, но по смерти  императора Валента Г.Н. вернулся на свою кафедру, с большим воодушевлением встреченный жителями города. Г.Н. был участником  II Вселенского Собора 381 года в Константинополе. Защищал Никейский Символ против Аполлинария Лаодикийского, учившего о неполноте человеческой природы Христа. В сфере общественно–церковной деятельности  Г.Н. намного уступает своему брату, но в  истории Церкви он остался прежде всего как великий философ и богослов. Большое влияние на современников и потомков оказал трактат "Большой Катехизис", в котором Г.Н. завершил учение Каппадокийцев о Св. Троице и о Лице Иисуса Христа. В  сочинениях Г.Н. разрабатывалось учение о Воскресении, о Божественной благодати, Именах Божиих, глубоко рассматривались антропологическая проблематика. Он писал труды по аскетике и о мистическом единстве с Богом, труды о сотворении и устройстве Вселенной. В своем богословии (особенно в эсхатологии) Г.Н. испытывал некоторое влияние Оригена, что выразилось, в частности, в учении о всеобщем восстановлении (апокатастасис) и уничтожении зла. Однако Г.Н. удалось избежать крайностей оригенизма. В литературном наследии Г.Н. находим также  проповеди и письма. 

Библиография работ о персоне:

Житие святаго отца нашего Григория, епископа Нисского // Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996.  – Кн.5. – Ч. 1. – Месяц январь,  дни 1–14.

Иероним. О знаменитых мужах // Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. – Самара: АГНИ, 1998. – Кн. 2. ( Гл. 128). То же: Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007.

Сократ Схоластик. Церковная история. – М.:  РОССПЭН, 1996. (Кн.  IV, гл. 26. Кн. V, гл. 8, 9).

Феодорит Кирский. Церковная история. – М.: РОССПЭН, 1993. (Кн.  IV, гл. 30. Кн. V, гл. 8).

Аверинцев С.С. Григорий Нисский // Идеи эстетического воспитания. – Т.1: Античность. Средние века. Возрождение. – М.: Искусство, 1973.
Аверинцев С.С. Григорий Нисский // Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / Составление текстов и общая вступительная статья В.П. Шестакова. – М.: Музыка,1966.

Аверинцев С.С. Григорий Нисский // Памятники византийской литературы IV–IX веков. – М.: Наука, 1968.

Аверинцев С.С. Нисский // Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970.  – Т.4.

Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М.: Наука, 1977. 

Аверинцев С.С. София–Логос: Словарь. – Киев: Дух и Лiтера, 2001.

Аверинцев С.С. София–Логос: Словарь. – Киев: Дух и Лiтера, 2001. С. 260–263.

Аверинцев С.С. Эволюция философской мысли // Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984.    

Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. I. 
Античные писатели: Словарь. – СПб.: Лань, 1999.
Антология философии средних  веков и эпохи Возрождения. – М.: ОЛМА–ПРЕСС, 2001. (Мировая философия).

Антоний (Булатович), иеросхимонах. Имя Божие в понимании и толковании св. Григория Нисского и Симеона Нового Богослова // Миссионерское обозрение. – 1916. –  № 5—6.

Афанасий (Евтич), епископ. Капподикийские Отцы // Альфа и Омега. – М., М., 2003. – № 2 (36).

Барсов Н. Св. Григорий Нисский как проповедник // Христианское чтение. – СПб.,  1887. – Т. 2. № 9–10.

Беркхов Л. История христианских доктрин. – СПб.: Библия для всех, 2000. С.185–186. 

Борич И.А. 30 ступеней к званию педагога // Иоанн Лествичник. Отцы Церкви о природе человека и ее совершенствовании. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2001.

Бородин О.Р. Развитие географической мысли // Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984.

Бородин О.Р., Гукова С.Н. История географической мысли в Византии. – СПб.: Алетейя, 2000. С.22–23, 34–35.

Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. – М.: Мартис, 1998. С.202–212.

Бриллиантов А.И. Лекции по истории древней Церкви / А.И.Бриллиантов; вступ. статья и науч. ред. А.Ю.Братухина. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007. (Библиотека христианской мысли. Исследования). – С. 233 – 235.

Бросс Ж. Духовные учителя / Пер. с  франц. – СПб.: Академический проект, 1998.

Булгаков С.Н. Смысл учения святого Григория Нисского об именах // Итоги жизни. – 1914. – 12/13.

Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии. – Т. 2: Статьи и работы разных лет. 1902–1942. – М.: Наука, 1997.  

Бычков В.В. 2000  лет христианской культуры sub specie aesthtica. – Т. 1: Раннее христианство. Византия. – М.; СПб.: Университетская книга, 1999 . С.326–335, 349–374, 432–440.

Бычков В.В. Аллегорическая экзегеза как феномен эстетического сознания // Библия в культуре и искусстве. – М.: ГМИИ им. А.С.Пушкина, 1996.

Василий (Кривошеин). Простота Божественной природы и различия в Боге по св. Григорию Нисскому // Вестник Русского Западно–Европейского Патриаршего Экзархата. .– 1975. – №№  91–92.

Васильев А.А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081). – СПб.: Алетейя, 1998.  

Владимир (Шмалий), священник. Космология Святых Отцов Капподокийцев: вклад в современный диалог науки и богословия // Альфа и Омега. – М., 2003. – № 2 (36).

Владимир Шмалий, священник. Апофатическое (отрицательное) богословие // Православная энциклопедия / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия».   – Т. III.

Владимир Шмалий, священник. Бог // Православная энциклопедия / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия».   – Т. V.

Владимирский С.Ф. Отношение космологических и антропологических воззрений Немезия к патристической литературе и влияние его на последующих писателей // Немезий Эмесский. О природе человека. – М., 1998. С.250–256, 277–281, 326–328.

Гаврилюк П. История катехизации в древней Церкви. – М.: Свято–Филаретовская Московская высшая православно–христианская школа, 2001.  

Гарнак А. История догматов // Раннее христианство. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001.  Т. 2. С.325–326.

Даниелу  Ж. Помазание елеем и крещение у святителя Григория Нисского // Богословский сборник. – М.: Православный Свято–Тихоновский богословский институт,  1999. – Вып.IV.

Десницкий А. Экзегеза святителя Григория Нисского ("О жизни Моисея": заметки на полях // Альфа и Омега. – М., 2003. – № 2 (36).

Димитрий Лескин, священник. С.Н.Булгаков – участник афонских споров об имени Божием // С.Н.Булгаков – религиозно–философсский путь. – М.: Русский путь, 2003.

Донских О.А. Происхождение языка как философская проблема. – Новосибирск: Наука, 1984. С.38–40.

Епифанович С.Л. По поводу книги М.Ф.Оксюка: Эсхатология св. Григория Нисского. – Киев, 1914. То же: Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. – М.: МАРТИС, 1996.

Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. – М.: МАРТИС, 1996. С.22–26.

Ермаков С.А. Отцы Церкви о многообразии путей, ведущих к истинной жизни // К культуре мира – через диалог религий, диалог цивилизаций. – Омск, 2000. – Т. 1.

Ермаков С.А. Проблемы человеческого бытия в святоотеческой мысли // Философские науки. – 2004. – № 8.

Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века / Пер.  с франц. – М.: Республика, 2004.  

Залесская А.В. Гомилии Григория Нисского и ранневизантийские стрены // Сообщения Государственного Эрмитажа. – Л., 1987. – № 52.

Иванов М.С. Апокатастасис // Православная энциклопедия / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия».   – Т. III.

Иларион (Алфеев), епископ. Священная тайна Церкви: Введение в историю и проблематику имяславских споров. – СПб.: Алетейя, 2002. –  Т. 1. – С. 85 – 96. 

Иларион (Алфеев), иером. Пра­ здник как таинство: Праздничные проповеди свт. Григория Богослова // Альфа и Омега. –  М., 1997. № 2(13).

Иоанн (Котляревский), иером. Вселенские учители // Журнал Московской патриархии.  – 1962. – № 2.

Иоанн (Митропольский), еп. Аксайский. История вселенских соборов. – М.: Изд. Спасо–Преображенского Валаамского монастыря, 1995. С.51–52.

Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. – Клин: Христианская жизнь, 2001. С.183–199.

Иоанн Мейендорф. История Церкви и восточно–христианская мистика. – М.: Институт ДИ–ДИК; Православный Свято–Тихоновский Богословский институт, 2003. С.288–291.

История Европы. – М.: Наука, 1992. – Т. 2.  

История эстетической мысли: Становление и развитие эстетики как науки: В 6–ти томах. Т. 1: Древний мир. Средние века / Ред.составитель Бычков В.В. – М.: Искусство, 1995 .  

Каллист (Уэр), епископ Диоклийский. Смеем ли мы надеяться на спасение всех? Ориген, Григорий Нисский, Исаак Ниневийский // Страницы. – М., 2000. – Т.5. – Вып.1.

Каллист Диоклийский.Смеем ли мы надеяться на спасение всех? Ориген, Григорий Нисский, Исаак Ниневийский // Учение о спасении в разных христианских конфессиях. – М. : Библейско–Богословский Институт св. апостола Андрея, 2005.

Христианство: Словарь. – М.: Республика, 1994.
Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс, 1994.

Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви: (Раскрытие православия в их творениях). – М.: МГУ, 1994. С.119–139.

Карташев А.В. Вселенские соборы. – М.: Республика, 1994. С.108–115, 128–130.

Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. – М.: Паломник, 1996. с.152–166.

Киприан (Керн). Золотой век Святоотеческой письменности. – М.: Паломник, 1995. С.108–123.

Киприан (Керн). Патрология. – Париж; М.: Православный Свято–Тихоновский богословский институт, 1996. – Т. 1. С.108–123.

Кириллов А. Догматическое учение о таинствах евхаристии в творениях двух катехизаторов IV века, св. Кирилла Иерусалимского и Григория Нисского. – Новочеркасск, 1898.

Клеман О. Истоки: Богословие отцов Древней Церкви / Тексты и комментарии. – М.: Центр по изучению религий; Путь, 1994. С.324–326.

Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. – М.: ЭНИГМА, 1997.   

Кукушкин Л.С. Мистические корни христианского богословия // Мистическое богословие Восточной Церкви. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001.

Лебедев А.П.  Церковная история в свете предания: Исследования по истории древней Церкви.– СПб.: Издательство Олега Обышко, 2005. (Библиотека христианской мысли. Исследования). С.89–107.

Лейн Т. Христианские мыслители / Пер. с англ. – СПб.: Мирт, 1997.  

Лосский В.Н. Боговидение. – М.:  Изд. Свято–Владимирского братства, 1995. С.58–62. Лосский В.Н. Капподокийцы // Богословские труды. – М., 1984. – Сб. 25.

Лосский В.Н. Богословие и боговидение. Сборник статей. – М: Изд–во Свято–Владимирского братства,  2000.   

Лурье В.М.  Послесловие // Святой Григорий Нисский. Об устроении человека. – СПб.: Axioma, 1995.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. – М.: Мысль, 1979. С.158–163.

Макарий (Оксиюк), митрополит. Эсхатология св. Григория Нисского. – М.: Паломник, 1999.

Макарий, митрополит. Православно–догматическое богословие. – М.: Паломник, 1999. – Т. 1. С.43–44, 148–149.

Малков П. Антропологические предпосылки учения об апокатастасисе у восточных отцов Церкви // Православное учение о человеке: Избранные статьи. – М.; Клин: Христианская жизнь, 2004.

Мартынов А.В. Учение святого Григория Нисского о природе человека. – М., 1886.

Маслов Д.К. К вопросу о влиянии богословия Григория Нисского на Бернара Клервосского // Объединенный научный журнал. – М., 2001. – № 15.

Мелиоранский Б.М. Из лекций по истории и вероучению древней христианской Церкви. (I–VIII вв.). – СПб., 1910–1913. – Вып. 1–3. (Единая пагинация). С.188–189, 219–224.

Минин П. М. Мистицизм и его природа. – Киев: Пролог, 2003. С.92–97.

Мистика на Востоке // Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1994. 

Начала христианской психологии: Учебное пособие для вузов. – М.: Наука, 1995. – Разд. III. – Гл. 1.

Недзвецкий В. Святой Григорий Нисский о воскресении тела // Общее дело. – Одесса, 1914. – Вып. 1.

Неллас П. "Кожаные ризы" // Человек. – М., 2000. – №№ 5, 6.

Неретина С.С. Верующий разум: К истории средневековой философии. – Архангельск: Изд. Поморского международного пед. ун–та, 1995. С.117–121.

Несмелов В.И. Догматическая система св. Григория Нисского. – Казань, 1887.

Новоселов М. Догмат и мистика в  Православии, Католичестве и Протестанстве. – М.: Лепта–Пресс, 2004. (Испытание мудростью. – Вып. 7). С. 96–98.

Омэнн Дж. Христианская духовность в католической традиции / Пер. с англ. – Рим; Люблин: Издательство Святого Креста, 1994. С.66–70.

Пономарев А. Собеседования св. Григория Нисского о загробной жизни. – СПб., 1896.

Попов И.В. Григорий Нисский //  Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. 

Попов И.В. Труды по патрологии. – Т. I: Святые отцы – II – IV вв. – Сергиев Посад, 1904. С.211–218.

Попова Т.В. Византийская эпистолография // Византийская литература. – М.: Наука, 1974.  С.185–187.

Порфирий (Попов), архимандрит. Святой Григорий Нисский. – М., 1861.

Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.  

Рагулин И.Р., Самсонов В.В. О возможном влиянии на Боэция традиций капподокийского богословия // Гуманитарные науки в Сибири. – Сер. Философия и социология. – Новосибирск, 2000. – № 1.

Реале Дж.,  Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли). – СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1995.  

С.Каприо. Григорий Нисский // Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2002. – Т. 1.

Саврей В.Я. Александрийская школа в истории философско–богословской мысли. – М.: КомКнига, 2006. – С. 658 – 689.

Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I–IV века / Под общ. и научн. ред. диакона А. Глущенко и А. Г. Дунаева. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. С.666–675.

Сергий Булгаков, протоирей. Утешитель. – М.: Общедоступный Православный университет, основанный протоиреем Александром Менем, 2003. С.41–55, 106–109.

Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. – Б.м.: Православный паломник, 1998. С.176–182.

Сидоров А.И. Предисловие // Творения древних отцов–подвижников / Пер., вступ. статья и комм.  А.И.Сидоров.  – Б.м.: Мартис, 1997. (Святоотеческое наследие. Т. 4). .

Скворцов И.М., протоирей. Христианское употребление философии, или философия Св. Григория Нисского // Труды Киевской Духовной Академии. – 1863. – Т. 3.

Скурат К.Е. Золотой век святоотеческой письменности (IV – первая половина V века). Учебное пособие по патрологии. –  Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 2003. С.103–130.

Словарь античности / Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989.

Смирнов Е.И. История христианской церкви: Репринтное издание. – Свято–Троицкая Сергиева лавра, 1997. С.290–291.

Смирнов С.И. Духовный отец в древней восточной Церкви. – М.: Православный свято–Тихоновский богословский институт, 2003.  

Стасюк Ю. Богопознание и жизнь христианина в "Жизни Моисея" Григория Нисского // (Материалы третьей научной конференции преподавателей и студентов 15 – 16 апреля 2002. – Новосибирск: Новый сибирский университет, 2002.

Сырцова Б.Н. Идея апокатастасиса в эсхатологии Григория Нисского // Отечественная философская мысль XI – XVII вв. и греческая культура. – Киев: Наукова думка, 1991.

Сырцова Б.Н. Идея апокатастасиса в эсхатологии Григория Нисского // Общественные науки и современность. – 1994. – Вып. 5.

Таланкин В. Святоотеческое воззрение на смерть: Опыт систематизации религиозно–философского учения Св. Григория Нисского о смерти // Вера и разум. – Харьков,  1908. – № 10–11.

Таранов П.С. Философия изнутри: 70 мудрецов, философов, мыслителей от Соломона до Шопенгауэра. – М.: Остожье, 1996. – Т. 2.

Тихомиров Д. Св. Григорий Нисский как моралист: Этико–историческое исследование. – Могилев, 1886.

Троицкий С. В. Учение св. Григория Нисского об именах Божиих и «относительное» поклонение (Ответ С. Н. Булгакову) // Итоги жизни. – 1914. –  № 17. То же: СПб., 1914.

Фельми К.Х. Введение в современное православное богословие. – М.: Отдел религиозного образования и катехизации Московской Патриархии, 1999.  

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви / Репринтное издание в 3–х томах. – М.: б.и., 1998. – Т. 2. С.144–156.

Философский словарь Владимира Соловьева. – Ростов–на–Дону: Феникс, 1997.  
Философский словарь. Основан Генрихом Шмидтом. – М.: Республика, 2003.

Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. – М.: Правда, 1990. (Приложение к журналу "Вопросы философии"). С. 55, 137–138.

Флоровский Г.В. Восточные отцы Церкви. – М.: АСТ, 2002. С.178–257. 2630.

Хорьков М.Л. Григорий Нисский // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. I. 

Христианство: Словарь. – М.: Республика, 1994.

Четырова Л.Б. Концептуализация труда в сочинениях капподокийцев // Византийское богословие и традиции религиозно–философской мысли в России – СПб., 2000. (VERBUM – Вып. 3).

Эдельштейн Ю.М. Проблемы языка в памятниках патристики // История лингвистических учений: Средневековая Европа. Л.: Наука, 1985.  С.164–207.

Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1994. 
Энциклопедия православной святости: В двух томах / Авторы составители А.И.Рогов, А.Г. Парменов. – М.: Лик, 2003. – Т. 1. 
Библиография работ автора:

Творения иже во святых отца нашего Григория, епископа Нисского. – М., 1861. – Ч. 1 – 8.

Большое огласительное слово, разделенное на 40 глав // Мистическое богословие Восточной Церкви. – М.: АСТ. Харьков: Фолио, 2001.  

Большое огласительное слово / Редакция перевода, план–конспект, примечания и послесловие Ю. А. Вестеля. – Киев: Пролог, 2003.

Каноническое послание святого Григория, епископа Нисского, к Литоию, епископу Мелитинскому (греч. текст и церковнославянск. перевод) // Правила Святых Вселенских соборов с толкованиями.  – Тутаев: Православное братство святых князей Бориса и Глеба, 2001. –  Ч.1: Правила Соборов 1 – 7. 

Молитва. На пресветлое празднество: Фрагмент // Амман А. Путь отцов: Краткое введение в патристику. – М., 1994. 

На свое рукоположение. Об устроении человека. Большое огласительное слово. О душе и воскресении. Диалог с сестрой Макриной. О жизни Моисея законодателя Против учения о судьбе. О чревовещатильнице – Письмо к епископу Феодосию. К Армонию – о том, что значит имя и название "христианин". Слово о божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму. О молитве // Восточные отцы и учители Церкви IV века: В трех томах. – Б.м. и б.г. – – Т. II.

О блаженствах. – М.: Изд–во им. свт. Игнатия Ставропольского, 1997.

О молитве // Журнал Московской патриархии.  – 1992. – № 9. 1993. – № 5, 8.    

О надписании псалмов. – М.: Изд–во им. свт. Игнатия Ставропольского, 1998. (Репринт).

О цели жизни по Богу и об истинном подвижничестве. Послание к чадам // Творения древних отцов–подвижников / Пер., вступ. статья и комм.  А.И.Сидоров.  – Б.м.: Мартис, 1997. (Святоотеческое наследие. Т. 4). 

О человеческой природе // Философские науки. – М., 1994. – № 4–6.

О чревовещательнице / Предисл., пер. с древнегреч. яз. и коммент.: К.В.Суториус // Христианство и культура: Сб. науч. тр./ С.–Петерб. гос. инж–экон. ун–т. СПб., 2001. Вып. 1. С.150–166

Об устроении человека / Перевод, примечание и послесловие В.М.Лурье.  – СПб.: AXIOMA, 1995.

Об устроении человека (В сокращении) // Иоанн Лествичник. Отцы Церкви о природе человека и ее совершенствовании. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2001. 

Об устроении человека: [Фрагменты] // История средневековой философии: хрестоматия: В 2 ч. – Минск : ЕГУ, 2002. – Ч. 1: Патристика. – 2002.

Опровержение Евномия. – М.: Глагол, 2003. – Т. 1 – 2. (Патристика. Тексты и исследования).

Послание о жизни святой Макрины. – М.: Греко–латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 2001.

Похвальное слово Ефрему Сирину // Журнал Московской патриархии.  – 1979. – № 7.

Слово на святую пасху // Сборник проповеднических образцов (Проповеди свято–отеческие и церковно–отеческие). – М., 2001. (Репринт издания 1912 г.).

Толкования к надписаниям псалмов (О смысле музыки) / Пер.  с греч.: С.С.Аверинцев // Памятники византийской литературы IV–IX веков. – М.: Наука, 1968.

Точное истолкование Экклесиаста Соломонова. – М.: Изд–во им. свт. Игнатия Ставропольского, 1997. (Репринт).

Фрагменты сочинений // Антология философии средних  веков и эпохи Возрождения. – М.: ОЛМА–ПРЕСС, 2001. (Мировая философия). Идеи эстетического воспитания. – Т.1: Античность. Средние века. Возрождение. – М.: Искусство, 1973. 

Фрагменты сочинений // Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / Составление текстов и общая вступительная статья В.П. Шестакова. – М.: Музыка,1966.

Другие публикации на портале:

Еще 9