Григорий Богослов
Профессиональные интересы: История Церкви, Библеистика, Богословие

Краткая биографическая справка:

Григорий Богослов, или Григорий Назианзин (ок. 330–390) [греч] – святой, память 25 января. Отец Церкви, один из Капподокийских Отцов, один из трех великих Вселенских учителей. Г.Б. учился в  Кесарии Каппадокийской, в школе, основанной Оригеном. Затем он продолжил занятия в Александрии и в Афинах. Его соучеником в Афинах был св. Василий Великий. В тех же Афинах Г.Б. преподавал риторику после учебы. По возвращении в Кесарию принял  крещение и некоторое время провел с другом своим св. Василием Великим в его пустыне; об этом  времени он вспоминал как о самом  счастливым в жизни. Позже Г.Б. был рукоположен в пресвитеры, помогал своему отцу, епископу города Назианз, а после его смерти стал епископом этого города. В 379 году православная община Константинополя призвала Г.Б. к себе,  как раз во время острейших споров с арианами; большинство храмов в столице было в их руках. Пастырское усердие Г.Б. дало свои плоды – тысячи людей из ереси возвращались в Православие. После прибытия Феодосия Великого в столицу Г.Б. был возведен на столичную кафедру.  Позже Г.Б. принял активное участие в противостоянии ереси Македония (не допускавшего наименование Святого Духа Богом). Своим почетным титулом  – Богослов – Г.Б. обязан пяти проповедям,  обозначенным как "Пять слов о богословии". Они содержат классическое для богословия изложение догмата о Троице. Последние годы своей жизни Г.Б. провел в уединении, в родном селении близ Назианза.

Г.Б. – автор богословских догматических сочинений, а также гимнов и проповедей. Проповеди Г.Б. стали на долгое время образцовым чтением в византийских   риторских школах. В литературное наследие Г.Б. входят также письма, в большинстве своем адресованные друзьям; письма собраны, отредактированы и изданы самим Г.Б.

Г.Б. – крупнейший поэт своего времени. Кроме гимнов на догматические и нравственные темы среди его поэтического наследия есть стихи, посвященные матери автора, а также  автобиографические поэмы "О моей жизни", "О моей судьбе" и "О страданиях моей души". Творческое новаторство поэзии Г.Б. прежде всего в том, что в ней читатель находит не только отражение настроений поэта, но прежде всего  отражение сложной и богатой внутренней жизни глубоко верующего и богословски ученого человека.

Библиография работ о персоне:

Житие святаго отца нашего Григория Богослова, патриарха Константинопольского // Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996.  – Кн.5. – Ч. 2. – Месяц январь, дни 15–31.

Деяния вселенских соборов. – СПб.: Воскресение, 1996. – Т.  1.

Геннадий Массилийский. Книга о церковных писателях / Пер. с лат. М.Ф.Высокого // Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007.  (Гл. XVII).

Иероним. О знаменитых мужах // Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. – Самара: АГНИ, 1998. – Кн. 2. ( Гл. 117). То же: Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007.

Максим Исповедник. О различных трудностях Григория Богослова // Максим Исповедник. Полемика с оригенизмом и моноэнергизмом / Сост. Г.И. Беневич, Д.С. Бирюков, А.М. Шуфрин. – СПб.: Изд–во СпбГУ, 2007. – 564 с. (Византийская философия. Т. 1; Smaragdos Philocalias).

Руфин. Церковная история // Тюленев В.М. Рождение латинской христианской историографии (с приложением перевода "Церковной истории" Руфина Аквилейского). – СПб.: Изд–во Олега Абышко, 2004. (Кн.  II(XI), 9.

Сократ Схоластик. Церковная история. – М.:  РОССПЭН, 1996. (Кн.  III, гл. 23. Кн. IV, гл. 11, 23, 26. Кн. V, гл. 6. Кн. VI, гл. 3. Кн. VII, гл. 36).

Феодорит Кирский. Церковная история. – М.: РОССПЭН, 1993. (Кн.  IV, 30. V, 8, 40.

Максим Исповедник О различных трудных местах у святых Григория и Дионисия / Пер. с греч.: В.В.Петров // Космос и душа: учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века: (исслед. и пер.). – М. : Прогресс–Традиция, 2005. С. – С.272–288.

Михаил Пселл. Слово <..> о богословском стиле // Античность и Византия. – М.: Наука, 1975. 

Тропарь Св. Григорию Богослову // Многоценная жемчужина. Преп. Ефрем Сирин. Свят. Григорий Богослов. Палладий Еленопольский. Преп. Роман Сладкопевец. Преп. Исаак Сирин. Преп. Иоанн Дамаскин. Преп. Феодор Студит / Перевод с сирийского и греческого языков  С.С.Аверинцев. – Киев: Дух i Лiтера, 2003. 

Аверинцев С.С. Григорий Назианзин // Памятники византийской литературы IV–IX веков. – М.: Наука, 1968.

Аверинцев С.С. Литература IV–VII вв. // История Византии: В 3–х томах. – М.: Наука, 1967. – Т. 1. С. 417–419.

Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М.: Наука, 1977.  

Агапит, архимандрит. Жизнь святаго Григория Богослова, архиепископа Константинопольского, и его пастырская деятельность. – СПб., 1869.

Агапов О. Святоотеческая сотериология // Христианство и мир. – Самара, 2000.

Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. I. 

Античные писатели: Словарь. – СПб.: Лань, 1999.

Антология философии средних  веков и эпохи Возрождения. – М.: ОЛМА–ПРЕСС, 2001. (Мировая философия).

Антоний (Сурожский). Проповедь в день Трех святителей 12 февраля 1981 г. на торжественной литургии по случаю 50–летия основания Трехсвятительского подворья // Вестник Русского Западно–Европейского Патриаршего Экзархата. .– 1980–1981. – № 105–106.

Афанасий (Евтич), епископ. Капподикийские Отцы // Альфа и Омега. – М., 2003. – № 2 (36).

Баранкова Г.Е. Антиязыческие мотивы в Словах Григория Богослова (на материале древнерусских памятников письменности) // Переводные памятники философской мысли в Древней Руси. – М., 1992.

Бахметева А.Н. Рассказы из истории христианской церкви от 1–го до 11 века: Чтение для детей старшего возраста. – Б.м.: Свято–Успенский Псково–Печерский монастырь, 1994. – Ч.1. С.257–263. 

Беляев В., протоирей. Раскрытие догмата о Святой Троице в творениях святителей Василия Великого и Григория Богослова. – Загорск, 1962.

Благонравов Вениамин. История капподокийской церкви от начала ее существования до 611 года. – Казань, 1879.

Борисовский П. Догматические основы христианской морали по творениям св. Григория Богослова // Вера и разум. – Харьков, 1894. –  №№ 7, 8.

Борисовский П. Мысли св. Григория Богослова о христианской жизни, уединенно созерцательной и обществено–деятельной // Вера и разум. – Харьков,  1898. – Т. 1. – Ч. 1.

Бриллиантов А.И. Лекции по истории древней Церкви / А.И.Бриллиантов; вступ. статья и науч. ред. А.Ю.Братухина. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007. (Библиотека христианской мысли. Исследования). – С. 231 – 233.

Буланин Д.М. Комментарий Максима Грека к словам Григория Богослова // Труды Отдела древнерусской литературы. – Т. 32.

Буланина Т.В.  Слово святого Григория изобретено в толцех // Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л.: Наука, 1987. – Вып. I (XI  – первая половина XIV в.).

Булгаков С.Н. История экономических и социальных учений / Сергей Николаевич Булгаков; вступ. ст., сост. и примеч. В.В.Сапова. – М.: Астерль, 2007. – С. 132 – 134.

Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии. – Т. 2: Статьи и работы разных лет. 1902–1942. – М.: Наука, 1997.  

Бычков В.В. 2000  лет христианской культуры sub specie aesthtica. – Т. 1: Раннее христианство. Византия. – М.; СПб.: Университетская книга, 1999 . С.318–326, 379–383, 419–431.

Васильев А.А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081). – СПб.: Алетейя, 1998.  

Верещагин Е.М. Григорий Богослов в "Похвале" Константина Философа: Ангел или лишь святой человек? // Н.С.Трубецкой и современная филология. – М., 1994.

Виноградов Н., священник. Догматическое учение св. Григория Богослова. – Казань, 1887.

Владимир (Шмалий), священник. Космология Святых Отцов Капподокийцев: вклад в современный диалог науки и богословия // Альфа и Омега. – М., 2003. – № 2 (36).

Владимир Шмалий, священник. Апофатическое (отрицательное) богословие // Православная энциклопедия / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия».   – Т. III.

Владимир Шмалий, священник. Бог // Православная энциклопедия / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия».   – Т. V.

Гавриил, архимандрит. Руководство по литургике, или Наука о православном богослужении. – М.: Паломник, 1998. С.136–137.

Гаврилюк П. История катехизации в древней Церкви. – М.: Свято–Филаретовская Московская высшая православно–христианская школа, 2001.  

Георгий Зяблицев. Платон и святоотеческое богословие // Богословские труды. – М., 1996. – Сб. 32.

Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых вселенских соборов: Из истории развития церковно–правительственной власти: Историко–юридическое исследование. – Ярославль: Тип. Губ. правл., 1908. – С. 535–538.

Говоров А. Св. Григорий Богослов как христианский поэт. – Казань, 1886.

Гончаров И. Н. Проповеди Григория Богослова и Кирилла Туровского как словесный ритуал // Святоотеческие традиции в русской литературе. – Омск : [б. и.], 2006.

Григорий, архимандрит. Святый Григорий Богослов Назианзин, как пастырь и учитель пастырства. – Сергиев Посад, 1916.

Дегтев С.В., Максимович К.А. К интерпретации теолого–философского фрагмента Григория Богослова // Переводные памятники философской мысли в Древней Руси. – М., 1992.

Денисов Л.И. Жизнь трех великих святителей, вселенских учителей и отцов Церкви. – М., 1909.

Дмитрук Павел, священник. Христология Святителя Григория Богослова. – Загорск. 1973.

Долгушина Л.В. К истории перевода гомилий святителя Григория Богослова на славянский язык // Сибирь на перекрестке мировых религий. – Новосибирск, 2002.

Дюшен Л. История древней Церкви / Пер. с франц. под редакцией проф. И.В.Попова  и проф. А.П.Орлова. – М., 1912. – Т. 2. С.282–301.

Елевферий (Диденко), иеромонах. О двух естествах Богочеловека: Из христологии св. Григория Богослова // Журнал Московской патриархии.  – 1973. – № 4.

Епифанович С.Л. По поводу книги М.Ф.Оксюка: Эсхатология св. Григория Нисского. – Киев, 1914. То же: Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. – М.: МАРТИС, 1996.

Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. – М.: МАРТИС, 1996. С. 22–26.

Ермаков С.А. Отцы Церкви о многообразии путей, ведущих к истинной жизни // К культуре мира – через диалог религий, диалог цивилизаций. – Омск, 2000. – Т. 1.

Жиганов Е. Учение св. Григория Богослова о богопознании. – Загорск, 1972.

Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века / Пер.  с франц. – М.: Республика, 2004.  

Журенко Н.Б. Риторика в ранневизантийской поэзии: архаическая образность и новозаветная обрядность в эпиграммах Григория Назианзина // Античная поэтика. – М., 1991.

Зяблицев Георгий. Платонизм и богословие св. Григория Богослова // Выбор. – М., 1990. – № 8.

Иванов Н. Святительский подвиг Григория Богослова // Журнал Московской патриархии.  – 1959. –  № 3.

Иларион (Алфеев), иеромонах.  Жизнь и творения св. Григория Богослова // Восточные отцы и учители Церкви IV века: В трех томах. – Б.м. и б.г. – Т. 1.

Иларион (Алфеев), иеромонах. Жизнь и учение св. Григория Богослова / С предисловием митрополита Сурожского Антония. – М.: Крутицкое патриаршье подворье, 1998.

Иларион (Алфеев), иеромонах. Жизнь и учение святого Григория Богослова. – СПб.: Алетейя, 2001. (Византийская библиотека.Исследования).

Иларион (Алфеев), иеромонах. Предисловие. – Святитель Григорий Богослов. О себе самом и о епископах //  Церковь и время. – М., 2003. – № 1 (22).

Иларион (Алфеев), иеромонах. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. – 2–е изд. – СПб.: Алетейя, 2001. (Византийская библиотека. Исследования). С.195–217. 

Иларион (Алфеев), иеромонах. Святитель Григорий Богослов и преподобный Симеон Новый Богослов: сравнительный анализ учения о Боге //  Церковь и время. – М., 1998. № 1(4).

Иларион (Алфеев), иеромонах. Учение св. Григория Богослова о Святой Троице // Международная богословско–философская конференция «Пресвятая Троица» (Москва, 6–9 июня 2001 г.). Материалы. – М.: Синодальная богословская комиссия, 2002.

Иоанн (Котляревский), иером. Вселенские учители // Журнал Московской патриархии.  – 1962. – № 2.

Иоанн (Митропольский), еп. Аксайский. История вселенских соборов. – М.: Изд. Спасо–Преображенского Валаамского монастыря, 1995. С.52–63. История Европы. – М.: Наука, 1992. – Т. 2.  

Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. – Клин: Христианская жизнь, 2001. С.167–182.

История средних веков / Составитель М.М.Стасюлевич. – СПб.: Полигон; АСТ, 1999. 

История эстетической мысли: Становление и развитие эстетики как науки: В 6–ти томах. Т. 1: Древний мир. Средние века / Ред.составитель Бычков В.В. – М.: Искусство, 1995 .  

Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви: (Раскрытие православия в их творениях). – М.: МГУ, 1994. С.119–39.

Карташев А.В. Вселенские соборы. – М.: Республика, 1994. С.198–115.

Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. – М.: Паломник, 1996. с.148–152.

Киприан (Керн). Золотой век Святоотеческой письменности. – М.: Паломник, 1995. С.89–107.

Киприан (Керн). Литургика: Гимнография и эортология. – М.: Крутицкое патриаршее Подворье, 2000. С.67–68.

Киприан (Керн). Патрология. – Париж; М.: Православный Свято–Тихоновский богословский институт, 1996. – Т. 1. С.89–107.

Клейнер Ю.А. Латинская грамматическая традиция в Англии // История лингвистических учений: Средневековая Европа. Л.: Наука, 1985.  С.99–100.

Клеман О. Истоки: Богословие отцов Древней Церкви / Тексты и комментарии. – М.: Центр по изучению религий; Путь, 1994. С.322–324.

Комаров К. Учение о Святой Троице святителя Григория Богослова. – Загорск, 1955.

Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. – М.: ЭНИГМА, 1997.   

Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс, 1994. 

Круглов А.Б. Св. Григорий Богослов: Очерк жизни и деятельности. – М., 1912.

Кудрявцев О.Ф. Собственность как нравственно–правовая проблема в идеологии христианского средневековья (до Фомы Аквинского) // Культура и общественная мысль:Античность. Средние века. Возрождение. – М.: Наука, 1988.

Куломзина С. Рассказы о святых. – М.: Паломник, 1996.

Курсанин Н. Учение о Святорй Троице святителя Григория Богослова. – Загорск, 1955.

Лебедев А.П. Вселенские соборы IV и V веков. Обзор их догматической деятельности в связи направлениями школ Александрийской и Антиохийской.– СПб.: Издательство Олега Обышко, 2004. (Библиотека христианской мысли. Исследования). (Гл. III и  IV).

Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской церкви от времен апостольских до Х века. – СПб.: Алетейя, 1997.  

Лебедев А.П. Церковная история в свете предания: Исследования по истории древней Церкви.– СПб.: Издательство Олега Обышко, 2005. (Библиотека христианской мысли. Исследования). С.146–160.

Лейн Т. Христианские мыслители / Пер. с англ. – СПб.: Мирт, 1997.  

Лосев А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития. – М.: Искусство, 1992. – Кн. 1. С.56–58.

Лосский В.Н. Боговидение. – М.:  Изд. Свято–Владимирского братства, 1995. С.56–58.

Лосский В.Н. Богословие и боговидение. Сборник статей. – М: Изд–во Свято–Владимирского братства,  2000.   

Лосский В.Н. Капподокийцы // Богословские труды. – М., 1984. – Сб. 25.

Любарский Я.Н. Византийский историки и писатели: Сборник статей. – СПб.: Алетейя, 1999. С.182–187.

Любарский Я.Н. Михаил Пселл и Григорий Назианзин // Византиноведческие этюды. – Тбилиси, 1978.

Любарский Я.Н. Михаил Пселл: Личность и творчество. К истории византийского предгуманизма. М.: Наука, 1978.  

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. – М.: Мысль, 1979. С.155–158.

Мелиоранский Б.М. Из лекций по истории и вероучению древней христианской Церкви. (I–VIII вв.). – СПб., 1910–1913. – Вып. 1–3. (Единая пагинация). С.188–189, 193–197.

Михайловский А.В. Григорий Богослов // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. I. 

Мумриков А. Святой Григорий Богослов // Журнал Московской патриархии.  – 1989. – № 11.

Муравьев А.В. Епископ против кесаря // Вестник древней истории. – М.,  1994. – № 4.

Муравьев А.В. Инвективы Григория Богослова против Юлиана как источник по ранневизантийской политической теории // Византийские очерки: Труды российских ученых к XIX Международному конгрессу византинистов. – М.: Индрик, 1996.

Муравьев А.Н.  Первые четыре века христианства. – СПб.: Общество святителя Василия Великого, 1998. С.288–294, 324–326, 360–378.

Насонов М.Ю. Взаимосвязь космологии и антропологии в учении св. Григория Богослова // Начало. – СПб., 1996. – № 3/4.

Начала христианской психологии: Учебное пособие для вузов. – М.: Наука, 1995. – Раздел III. Глава. 1.

Неретина С.С. Верующий разум: К истории средневековой философии. – Архангельск: Изд. Поморского международного пед. ун–та, 1995. С.117–121.

Нечаев Константин, диакон. Св. Григорий Богослов. Пять слов о богословии. – Загорск, 1953.

Никольский А.В. Краткий очерк истории церковного пения в период I–X веков // Журнал Московской патриархии.  – М., 1994. – № 6.

Новоселов М. Догмат и мистика в  Православии, Католичестве и Протестанстве. – М.: Лепта–Пресс, 2004. (Испытание мудростью. – Вып. 7). С. 98–99. 

Ольсен Г. О циклической и линейной концепции времени в трактовке античной и раннесредневековой истории // Цивилизации. – М., 1993. – Вып. 2. С.9–10.

Орлов М., протоирей. Учение о Святом Духе Отцов Церкви IV века: Афанасия Великого, Василия Великого и Григория Богослова. – Загорск, 1952.

Павел (Гошко), иеродиакон. Учение о Святой Троице святителя Григория Богослова // Журнал Московской патриархии.  – 1973. – № 4.

Пантелеимон (Успенский), иеромонах. Три богослова: св. апостол и евангелист Иоанн Богослов, святитель Григорий Богослов и преподобный Симеон Новый Богослов (общие черты их учения вообще и в теории богопознания  в частности) // Богословский вестник. – Сергиев Посад,  1913. – № 1.

Попов И.В. Григорий Богослов //  Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. 

Попов И.В. Труды по патрологии. – Т. I: Святые отцы – II – IV вв. – Сергиев Посад, 1904. С.203–210.

Попова Т.В. Византийская эпистолография // Византийская литература. – М.: Наука, 1974.  С.185–193.

Порфирий (Попов), архимандрит. Жизнь св. Григория Богослова. – М., 1864.

Порфирий (Попов), архимандрит. О стихотворениях св. Григория Богослова // Труды Киевской Духовной Академии. – 1893. – № 4.

Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.  

Пуцко В.Г. Античные мотивы в гомилиях Григория Назианзина и их отзвуки в византийской иллюстрации // Античность и Византия. – М.: Наука, 1975.

Рагулин И.Р., Самсонов В.В. О возможном влиянии на Боэция традиций капподокийского богословия // Гуманитарные науки в Сибири. – Сер. Философия и социология. – Новосибирск, 2000. – № 1.

Рапава М.А. Некоторые моменты ранневизантийского мышления в грузинских переводах гомилий Григорий Назианзина // Труды Тбилисского университета. – 1989. – Т. 292.

Рождественский Д. Элемент современности в словах и беседах Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. – Сергиев Посад, 1907.

Рубан А.И., Рубан Ю.И. К истории одной дружбы (Василий Великий и Григорий Богослов) // MOUZEION – СПб., 1997.

Рудаков А.П. Краткая история христианской Церкви. – М.: Московское подворье Свято–Троицкой Сергиевой Лавры, 1999. С.91–95.

С.Каприо. Григорий Назианзин // Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2002. – Т. 1. Философский словарь. Основан Генрихом Шмидтом. – М.: Республика, 2003.

Савва (Бабинец), иеромонах. Сотериология и эсхатология в творениях святителя Григория Богослова. – Загорск, 1961.

Саврей В.Я. Александрийская школа в истории философско–богословской мысли. – М.: КомКнига, 2006. – С. 658 – 689.

Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I–IV века / Под общ. и научн. ред. диакона А. Глущенко и А. Г. Дунаева. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. С.650–663.

Севастиан (Пилипчук), архимандрит. Христианская этика по св. Григорию Богослову. – Загорск, 1973.

Севастиан (Полипчук), архимандрит. Святой Григорий Богослов о вере, надежде и любви // Журнал Московской патриархии.  – 1975. – № 2.

Сергий Булгаков, протоирей. Утешитель. – М.: Общедоступный Православный университет, основанный протоиреем Александром Менем, 2003. С.41–55, 105–106.

Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. III: Святой Восток. – Части 2 и 3. – М.: Православная энциклопедия, 1997. (Репринт). С. 37 – 38.

Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. – Б.м.: Православный паломник, 1998. С.173–176.

Скурат К.Е. Золотой век святоотеческой письменности (IV – первая половина V века). Учебное пособие по патрологии. –  Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 2003. С.76–102.

Скурат К.Е. Святой Григорий Богослов о любомудрии и богопознании // Журнал Московской патриархии.  – 1989. – № 10.

Словарь античности / Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989.

Смирнов Е.И. История христианской церкви: Репринтное издание. – Свято–Троицкая Сергиева лавра, 1997. С.289–290.

Таранов П.С. Философия изнутри: 70 мудрецов, философов, мыслителей от Соломона до Шопенгауэра. – М.: Остожье, 1996. – Т. 2.

Троицкий И.Е. Последние годы жизни св. Григория Богослова // Христианское чтение. – СПб.,  1863. – Ч. 2.

Фельми К.Х. Введение в современное православное богословие. – М.: Отдел религиозного образования и катехизации Московской Патриархии, 1999.  

Фетисов Н. Святой Григорий Богослов как учитель жизни // ВиР. – 1909. – №№ 17, 18.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой церкви: (Репринтное издание). – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С.108–114.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви / Репринтное издание в 3–х томах. – М.: б.и., 1998. – Т. 2. С.119–144.

Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. – М.: Правда, 1990. (Приложение к журналу "Вопросы философии"). С. 57–58, 134–137, 328–329.

Флоровский Г.В. Восточные отцы Церкви. – М.: АСТ, 2002. С.139–177.

Фрейберг Л.А. Античное литературное наследие в византийскую эпоху // Античность и Византия. – М.: Наука, 1975.  С.17–21.

Фрейберг Л.А. Византийская поэзия IV – X веков и античные традиции // Византийская литература. – М.: Наука, 1974.  С.28–39.

Хорьков М.Л. Поэтическая антропология Григория Назианзина // Вестник университета Дружбы народов. Философия. – М., 2000. – № 1.

Христианство: Словарь. – М.: Республика, 1994.

Четырова Л.Б. Концептуализация труда в сочинениях капподокийцев // Византийское богословие и традиции религиозно–философской мысли в России – СПб., 2000. (VERBUM – Вып. 3).

Шалфеев П.И. Св. Григорий Богослов как учитель веры // Христианское чтение. – СПб.,  1860. – № 4.

Шевчук Михаил, священник. Учения святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста о высоте пастырского служения. – Загорск, 1965.

Шестун Евгений, священник. Православная педагогика: Исторические психолого–педагогические очерки. – Самара, 1998. С.97–108.

Энциклопедия православной святости: В двух томах / Авторы составители А.И.Рогов, А.Г. Парменов. – М.: Лик, 2003. – Т. 1. 

 

Аверинцев С.С. Григорий Назианзин // Памятники византийской литературы IV–IX веков. – М.: Наука, 1968.

Аверинцев С.С. Литература IV–VII вв. // История Византии: В 3–х томах. – М.: Наука, 1967. – Т. 1. С. 417–419.

Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М.: Наука, 1977.  

Агапит, архимандрит. Жизнь святаго Григория Богослова, архиепископа Константинопольского, и его пастырская деятельность. – СПб., 1869.

Агапов О. Святоотеческая сотериология // Христианство и мир. – Самара, 2000.

Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. I. 

Античные писатели: Словарь. – СПб.: Лань, 1999.

Антология философии средних  веков и эпохи Возрождения. – М.: ОЛМА–ПРЕСС, 2001. (Мировая философия).

Антоний (Сурожский). Проповедь в день Трех святителей 12 февраля 1981 г. на торжественной литургии по случаю 50–летия основания Трехсвятительского подворья // Вестник Русского Западно–Европейского Патриаршего Экзархата. .– 1980–1981. – № 105–106.

Афанасий (Евтич), епископ. Капподикийские Отцы // Альфа и Омега. – М., 2003. – № 2 (36).

Баранкова Г.Е. Антиязыческие мотивы в Словах Григория Богослова (на материале древнерусских памятников письменности) // Переводные памятники философской мысли в Древней Руси. – М., 1992.

Бахметева А.Н. Рассказы из истории христианской церкви от 1–го до 11 века: Чтение для детей старшего возраста. – Б.м.: Свято–Успенский Псково–Печерский монастырь, 1994. – Ч.1. С.257–263. 

Беляев В., протоирей. Раскрытие догмата о Святой Троице в творениях святителей Василия Великого и Григория Богослова. – Загорск, 1962.

Благонравов Вениамин. История капподокийской церкви от начала ее существования до 611 года. – Казань, 1879.

Борисовский П. Догматические основы христианской морали по творениям св. Григория Богослова // Вера и разум. – Харьков, 1894. –  №№ 7, 8.

Борисовский П. Мысли св. Григория Богослова о христианской жизни, уединенно созерцательной и обществено–деятельной // Вера и разум. – Харьков,  1898. – Т. 1. – Ч. 1.

Бриллиантов А.И. Лекции по истории древней Церкви / А.И.Бриллиантов; вступ. статья и науч. ред. А.Ю.Братухина. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007. (Библиотека христианской мысли. Исследования). – С. 231 – 233.

Буланин Д.М. Комментарий Максима Грека к словам Григория Богослова // Труды Отдела древнерусской литературы. – Т. 32.

Буланина Т.В.  Слово святого Григория изобретено в толцех // Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л.: Наука, 1987. – Вып. I (XI  – первая половина XIV в.).

Булгаков С.Н. История экономических и социальных учений / Сергей Николаевич Булгаков; вступ. ст., сост. и примеч. В.В.Сапова. – М.: Астерль, 2007. – С. 132 – 134.

Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии. – Т. 2: Статьи и работы разных лет. 1902–1942. – М.: Наука, 1997.  

Бычков В.В. 2000  лет христианской культуры sub specie aesthtica. – Т. 1: Раннее христианство. Византия. – М.; СПб.: Университетская книга, 1999 . С.318–326, 379–383, 419–431.

Васильев А.А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081). – СПб.: Алетейя, 1998.  

Верещагин Е.М. Григорий Богослов в "Похвале" Константина Философа: Ангел или лишь святой человек? // Н.С.Трубецкой и современная филология. – М., 1994.

Виноградов Н., священник. Догматическое учение св. Григория Богослова. – Казань, 1887.

Владимир (Шмалий), священник. Космология Святых Отцов Капподокийцев: вклад в современный диалог науки и богословия // Альфа и Омега. – М., 2003. – № 2 (36).

Владимир Шмалий, священник. Апофатическое (отрицательное) богословие // Православная энциклопедия / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия».   – Т. III.

Владимир Шмалий, священник. Бог // Православная энциклопедия / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия».   – Т. V.

Гавриил, архимандрит. Руководство по литургике, или Наука о православном богослужении. – М.: Паломник, 1998. С.136–137.

Гаврилюк П. История катехизации в древней Церкви. – М.: Свято–Филаретовская Московская высшая православно–христианская школа, 2001.  

Георгий Зяблицев. Платон и святоотеческое богословие // Богословские труды. – М., 1996. – Сб. 32.

Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых вселенских соборов: Из истории развития церковно–правительственной власти: Историко–юридическое исследование. – Ярославль: Тип. Губ. правл., 1908. – С. 535–538.

Говоров А. Св. Григорий Богослов как христианский поэт. – Казань, 1886.

Гончаров И. Н. Проповеди Григория Богослова и Кирилла Туровского как словесный ритуал // Святоотеческие традиции в русской литературе. – Омск : [б. и.], 2006.

Григорий, архимандрит. Святый Григорий Богослов Назианзин, как пастырь и учитель пастырства. – Сергиев Посад, 1916.

Дегтев С.В., Максимович К.А. К интерпретации теолого–философского фрагмента Григория Богослова // Переводные памятники философской мысли в Древней Руси. – М., 1992.

Денисов Л.И. Жизнь трех великих святителей, вселенских учителей и отцов Церкви. – М., 1909.

Дмитрук Павел, священник. Христология Святителя Григория Богослова. – Загорск. 1973.

Долгушина Л.В. К истории перевода гомилий святителя Григория Богослова на славянский язык // Сибирь на перекрестке мировых религий. – Новосибирск, 2002.

Дюшен Л. История древней Церкви / Пер. с франц. под редакцией проф. И.В.Попова  и проф. А.П.Орлова. – М., 1912. – Т. 2. С.282–301.

Елевферий (Диденко), иеромонах. О двух естествах Богочеловека: Из христологии св. Григория Богослова // Журнал Московской патриархии.  – 1973. – № 4.

Епифанович С.Л. По поводу книги М.Ф.Оксюка: Эсхатология св. Григория Нисского. – Киев, 1914. То же: Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. – М.: МАРТИС, 1996.

Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. – М.: МАРТИС, 1996. С. 22–26.

Ермаков С.А. Отцы Церкви о многообразии путей, ведущих к истинной жизни // К культуре мира – через диалог религий, диалог цивилизаций. – Омск, 2000. – Т. 1.

Жиганов Е. Учение св. Григория Богослова о богопознании. – Загорск, 1972.

Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века / Пер.  с франц. – М.: Республика, 2004.  

Журенко Н.Б. Риторика в ранневизантийской поэзии: архаическая образность и новозаветная обрядность в эпиграммах Григория Назианзина // Античная поэтика. – М., 1991.

Зяблицев Георгий. Платонизм и богословие св. Григория Богослова // Выбор. – М., 1990. – № 8.

Иванов Н. Святительский подвиг Григория Богослова // Журнал Московской патриархии.  – 1959. –  № 3.

Иларион (Алфеев), иеромонах.  Жизнь и творения св. Григория Богослова // Восточные отцы и учители Церкви IV века: В трех томах. – Б.м. и б.г. – Т. 1.

Иларион (Алфеев), иеромонах. Жизнь и учение св. Григория Богослова / С предисловием митрополита Сурожского Антония. – М.: Крутицкое патриаршье подворье, 1998.

Иларион (Алфеев), иеромонах. Жизнь и учение святого Григория Богослова. – СПб.: Алетейя, 2001. (Византийская библиотека.Исследования).

Иларион (Алфеев), иеромонах. Предисловие. – Святитель Григорий Богослов. О себе самом и о епископах //  Церковь и время. – М., 2003. – № 1 (22).

Иларион (Алфеев), иеромонах. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. – 2–е изд. – СПб.: Алетейя, 2001. (Византийская библиотека. Исследования). С.195–217. 

Иларион (Алфеев), иеромонах. Святитель Григорий Богослов и преподобный Симеон Новый Богослов: сравнительный анализ учения о Боге //  Церковь и время. – М., 1998. № 1(4).

Иларион (Алфеев), иеромонах. Учение св. Григория Богослова о Святой Троице // Международная богословско–философская конференция «Пресвятая Троица» (Москва, 6–9 июня 2001 г.). Материалы. – М.: Синодальная богословская комиссия, 2002.

Иоанн (Котляревский), иером. Вселенские учители // Журнал Московской патриархии.  – 1962. – № 2.

Иоанн (Митропольский), еп. Аксайский. История вселенских соборов. – М.: Изд. Спасо–Преображенского Валаамского монастыря, 1995. С.52–63. История Европы. – М.: Наука, 1992. – Т. 2.  

Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. – Клин: Христианская жизнь, 2001. С.167–182.

История средних веков / Составитель М.М.Стасюлевич. – СПб.: Полигон; АСТ, 1999. 

История эстетической мысли: Становление и развитие эстетики как науки: В 6–ти томах. Т. 1: Древний мир. Средние века / Ред.составитель Бычков В.В. – М.: Искусство, 1995 .  

Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви: (Раскрытие православия в их творениях). – М.: МГУ, 1994. С.119–39.

Карташев А.В. Вселенские соборы. – М.: Республика, 1994. С.198–115.

Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. – М.: Паломник, 1996. с.148–152.

Киприан (Керн). Золотой век Святоотеческой письменности. – М.: Паломник, 1995. С.89–107.

Киприан (Керн). Литургика: Гимнография и эортология. – М.: Крутицкое патриаршее Подворье, 2000. С.67–68.

Киприан (Керн). Патрология. – Париж; М.: Православный Свято–Тихоновский богословский институт, 1996. – Т. 1. С.89–107.

Клейнер Ю.А. Латинская грамматическая традиция в Англии // История лингвистических учений: Средневековая Европа. Л.: Наука, 1985.  С.99–100.

Клеман О. Истоки: Богословие отцов Древней Церкви / Тексты и комментарии. – М.: Центр по изучению религий; Путь, 1994. С.322–324.

Комаров К. Учение о Святой Троице святителя Григория Богослова. – Загорск, 1955.

Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. – М.: ЭНИГМА, 1997.   

Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс, 1994. 

Круглов А.Б. Св. Григорий Богослов: Очерк жизни и деятельности. – М., 1912.

Кудрявцев О.Ф. Собственность как нравственно–правовая проблема в идеологии христианского средневековья (до Фомы Аквинского) // Культура и общественная мысль:Античность. Средние века. Возрождение. – М.: Наука, 1988.

Куломзина С. Рассказы о святых. – М.: Паломник, 1996.

Курсанин Н. Учение о Святорй Троице святителя Григория Богослова. – Загорск, 1955.

Лебедев А.П. Вселенские соборы IV и V веков. Обзор их догматической деятельности в связи направлениями школ Александрийской и Антиохийской.– СПб.: Издательство Олега Обышко, 2004. (Библиотека христианской мысли. Исследования). (Гл. III и  IV).

Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской церкви от времен апостольских до Х века. – СПб.: Алетейя, 1997.  

Лебедев А.П. Церковная история в свете предания: Исследования по истории древней Церкви.– СПб.: Издательство Олега Обышко, 2005. (Библиотека христианской мысли. Исследования). С.146–160.

Лейн Т. Христианские мыслители / Пер. с англ. – СПб.: Мирт, 1997.  

Лосев А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития. – М.: Искусство, 1992. – Кн. 1. С.56–58.

Лосский В.Н. Боговидение. – М.:  Изд. Свято–Владимирского братства, 1995. С.56–58.

Лосский В.Н. Богословие и боговидение. Сборник статей. – М: Изд–во Свято–Владимирского братства,  2000.   

Лосский В.Н. Капподокийцы // Богословские труды. – М., 1984. – Сб. 25.

Любарский Я.Н. Византийский историки и писатели: Сборник статей. – СПб.: Алетейя, 1999. С.182–187.

Любарский Я.Н. Михаил Пселл и Григорий Назианзин // Византиноведческие этюды. – Тбилиси, 1978.

Любарский Я.Н. Михаил Пселл: Личность и творчество. К истории византийского предгуманизма. М.: Наука, 1978.  

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. – М.: Мысль, 1979. С.155–158.

Мелиоранский Б.М. Из лекций по истории и вероучению древней христианской Церкви. (I–VIII вв.). – СПб., 1910–1913. – Вып. 1–3. (Единая пагинация). С.188–189, 193–197.

Михайловский А.В. Григорий Богослов // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. I. 

Мумриков А. Святой Григорий Богослов // Журнал Московской патриархии.  – 1989. – № 11.

Муравьев А.В. Епископ против кесаря // Вестник древней истории. – М.,  1994. – № 4.

Муравьев А.В. Инвективы Григория Богослова против Юлиана как источник по ранневизантийской политической теории // Византийские очерки: Труды российских ученых к XIX Международному конгрессу византинистов. – М.: Индрик, 1996.

Муравьев А.Н.  Первые четыре века христианства. – СПб.: Общество святителя Василия Великого, 1998. С.288–294, 324–326, 360–378.

Насонов М.Ю. Взаимосвязь космологии и антропологии в учении св. Григория Богослова // Начало. – СПб., 1996. – № 3/4.

Начала христианской психологии: Учебное пособие для вузов. – М.: Наука, 1995. – Раздел III. Глава. 1.

Неретина С.С. Верующий разум: К истории средневековой философии. – Архангельск: Изд. Поморского международного пед. ун–та, 1995. С.117–121.

Нечаев Константин, диакон. Св. Григорий Богослов. Пять слов о богословии. – Загорск, 1953.

Никольский А.В. Краткий очерк истории церковного пения в период I–X веков // Журнал Московской патриархии.  – М., 1994. – № 6.

Новоселов М. Догмат и мистика в  Православии, Католичестве и Протестанстве. – М.: Лепта–Пресс, 2004. (Испытание мудростью. – Вып. 7). С. 98–99. 

Ольсен Г. О циклической и линейной концепции времени в трактовке античной и раннесредневековой истории // Цивилизации. – М., 1993. – Вып. 2. С.9–10.

Орлов М., протоирей. Учение о Святом Духе Отцов Церкви IV века: Афанасия Великого, Василия Великого и Григория Богослова. – Загорск, 1952.

Павел (Гошко), иеродиакон. Учение о Святой Троице святителя Григория Богослова // Журнал Московской патриархии.  – 1973. – № 4.

Пантелеимон (Успенский), иеромонах. Три богослова: св. апостол и евангелист Иоанн Богослов, святитель Григорий Богослов и преподобный Симеон Новый Богослов (общие черты их учения вообще и в теории богопознания  в частности) // Богословский вестник. – Сергиев Посад,  1913. – № 1.

Попов И.В. Григорий Богослов //  Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. 

Попов И.В. Труды по патрологии. – Т. I: Святые отцы – II – IV вв. – Сергиев Посад, 1904. С.203–210.

Попова Т.В. Византийская эпистолография // Византийская литература. – М.: Наука, 1974.  С.185–193.

Порфирий (Попов), архимандрит. Жизнь св. Григория Богослова. – М., 1864.

Порфирий (Попов), архимандрит. О стихотворениях св. Григория Богослова // Труды Киевской Духовной Академии. – 1893. – № 4.

Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.  

Пуцко В.Г. Античные мотивы в гомилиях Григория Назианзина и их отзвуки в византийской иллюстрации // Античность и Византия. – М.: Наука, 1975.

Рагулин И.Р., Самсонов В.В. О возможном влиянии на Боэция традиций капподокийского богословия // Гуманитарные науки в Сибири. – Сер. Философия и социология. – Новосибирск, 2000. – № 1.

Рапава М.А. Некоторые моменты ранневизантийского мышления в грузинских переводах гомилий Григорий Назианзина // Труды Тбилисского университета. – 1989. – Т. 292.

Рождественский Д. Элемент современности в словах и беседах Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. – Сергиев Посад, 1907.

Рубан А.И., Рубан Ю.И. К истории одной дружбы (Василий Великий и Григорий Богослов) // MOUZEION – СПб., 1997.

Рудаков А.П. Краткая история христианской Церкви. – М.: Московское подворье Свято–Троицкой Сергиевой Лавры, 1999. С.91–95.

С.Каприо. Григорий Назианзин // Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2002. – Т. 1. Философский словарь. Основан Генрихом Шмидтом. – М.: Республика, 2003.

Савва (Бабинец), иеромонах. Сотериология и эсхатология в творениях святителя Григория Богослова. – Загорск, 1961.

Саврей В.Я. Александрийская школа в истории философско–богословской мысли. – М.: КомКнига, 2006. – С. 658 – 689.

Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I–IV века / Под общ. и научн. ред. диакона А. Глущенко и А. Г. Дунаева. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. С.650–663.

Севастиан (Пилипчук), архимандрит. Христианская этика по св. Григорию Богослову. – Загорск, 1973.

Севастиан (Полипчук), архимандрит. Святой Григорий Богослов о вере, надежде и любви // Журнал Московской патриархии.  – 1975. – № 2.

Сергий Булгаков, протоирей. Утешитель. – М.: Общедоступный Православный университет, основанный протоиреем Александром Менем, 2003. С.41–55, 105–106.

Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. III: Святой Восток. – Части 2 и 3. – М.: Православная энциклопедия, 1997. (Репринт). С. 37 – 38.

Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. – Б.м.: Православный паломник, 1998. С.173–176.

Скурат К.Е. Золотой век святоотеческой письменности (IV – первая половина V века). Учебное пособие по патрологии. –  Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 2003. С.76–102.

Скурат К.Е. Святой Григорий Богослов о любомудрии и богопознании // Журнал Московской патриархии.  – 1989. – № 10.

Словарь античности / Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989.

Смирнов Е.И. История христианской церкви: Репринтное издание. – Свято–Троицкая Сергиева лавра, 1997. С.289–290.

Таранов П.С. Философия изнутри: 70 мудрецов, философов, мыслителей от Соломона до Шопенгауэра. – М.: Остожье, 1996. – Т. 2.

Троицкий И.Е. Последние годы жизни св. Григория Богослова // Христианское чтение. – СПб.,  1863. – Ч. 2.

Фельми К.Х. Введение в современное православное богословие. – М.: Отдел религиозного образования и катехизации Московской Патриархии, 1999.  

Фетисов Н. Святой Григорий Богослов как учитель жизни // ВиР. – 1909. – №№ 17, 18.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой церкви: (Репринтное издание). – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С.108–114.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви / Репринтное издание в 3–х томах. – М.: б.и., 1998. – Т. 2. С.119–144.

Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. – М.: Правда, 1990. (Приложение к журналу "Вопросы философии"). С. 57–58, 134–137, 328–329.

Флоровский Г.В. Восточные отцы Церкви. – М.: АСТ, 2002. С.139–177.

Фрейберг Л.А. Античное литературное наследие в византийскую эпоху // Античность и Византия. – М.: Наука, 1975.  С.17–21.

Фрейберг Л.А. Византийская поэзия IV – X веков и античные традиции // Византийская литература. – М.: Наука, 1974.  С.28–39.

Хорьков М.Л. Поэтическая антропология Григория Назианзина // Вестник университета Дружбы народов. Философия. – М., 2000. – № 1.

Христианство: Словарь. – М.: Республика, 1994.

Четырова Л.Б. Концептуализация труда в сочинениях капподокийцев // Византийское богословие и традиции религиозно–философской мысли в России – СПб., 2000. (VERBUM – Вып. 3).

Шалфеев П.И. Св. Григорий Богослов как учитель веры // Христианское чтение. – СПб.,  1860. – № 4.

Шевчук Михаил, священник. Учения святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста о высоте пастырского служения. – Загорск, 1965.

Шестун Евгений, священник. Православная педагогика: Исторические психолого–педагогические очерки. – Самара, 1998. С.97–108.

Энциклопедия православной святости: В двух томах / Авторы составители А.И.Рогов, А.Г. Парменов. – М.: Лик, 2003. – Т. 1. 

 

Библиография работ автора:

Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. – СПб., б.г. – Т. 1 – 2.

Собрание творений в двух томах: Репринтное издание. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1994.

Собрание творений. Минск: Харвест; М.: АСТ, 2000. – Т. 1 – 2.

Избранные слова. – М.: Издательство Православного братства св. апостола Иоанна Богослова, 2001.

О душе / Пер. вступ. статья, прим.:  свящ. Андрей Зуевский // Богословский вестник. – Сергиев Посад, 2004. № 4.

О началах // Вестник Российского Христианского гуманитарного института . – 1997. – № 1.

О началах // Вестник Российского Христианского гуманитарного института . – 1997. – № 1.

О себе самом и о епископах //  Церковь и время. – М., 2003. – № 1 (22).

Песнопения таинственные. – М.: Правило веры, 2000.

Песнопения таинственные. Письма. Послания. Слова. Стихотворения // Отцы и учители церкви III века: Антология в двух томах / Составление,  биографические и библиографические статьи иеромонаха Илариона (Алфеева). –Б.м., б.г.  – Т. 1. (Памятники святоотеческой письменности). 

Пять слов о богословии. – М.: Храм свв. Космы и Дамиана, б.г.

Размышления / Пер.  с греч.: С.С.Аверинцев // Вестник РХД. – Париж, 1990. – № 1(158).

Святого Григория Богослова о том, какие подобает читати книги Ветхого и Нового Завета (греч. текст и церковнославянск. перевод) // Правила Святых Вселенских соборов с толкованиями.  – Тутаев: Православное братство святых князей Бориса и Глеба, 2001. –  Ч.1: Правила Соборов 1 – 7.  

Слово 1. На Пасху // Амман А. Путь отцов: Краткое введение в патристику. – М., 1994.  

Слово на Святую Пасху // Журнал Московской патриархии.  – 1968. – № 4.

Слово о догмате Святой Троицы // Журнал Московской патриархии.  – 1980. – № 12.

Слово похвальное Афанасию Великому // Журнал Московской патриархии.  – 1973. – № 5.

Стихотворения / Пер.  с греч.:  С.С.Аверинцев //  Человек. – М., 1991. – № 4.     

Стихотворения // Многоценная жемчужина. Преп. Ефрем Сирин. Свят. Григорий Богослов. Палладий Еленопольский. Преп. Роман Сладкопевец. Преп. Исаак Сирин. Преп. Иоанн Дамаскин. Преп. Феодор Студит / Перевод с сирийского и греческого языков С.С.Аверинцева. – Киев: Дух i Лiтера, 2003.

Стихотворения // От берегов Босфора до берегов Евфрата / Перевод, предисл. и коммен.:  С.С.Аверинцев. – М.: Наука, 1987. 

Стихотворения; Эпиграммы / Пер. с греч.: С.С.Аверинцев. Письма / Пер. с греч.:  Т.А.Миллер). Речи / Пер. с греч.: Т.В.Попова // Памятники византийской литературы IV–IX веков. – М.: Наука, 1968. 

Стихотворное переложение с греч. Песни увещательной св. Григория Богослова: Близок последний труд жизни: плаванье злое кончаю и проч., напис. в 1866 г. / Пер.  с греч.: Филарет (Дроздов) // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – М., 1867. – Кн. III.

Фрагменты сочинений // Антология философии средних  веков и эпохи Возрождения. – М.: ОЛМА–ПРЕСС, 2001. (Мировая философия).

Фрагменты сочинений // Вера и жизнь христианская по учению святых отцов и учителей Церкви / Составил профессор Николай Сагарда. – М.: Паломник, 1996.

Фрагменты сочинений // История средневековой философии: хрестоматия: В 2 ч. – Минск: ЕГУ, 2002. – Ч. 1: Патристика. – 2002.

Другие публикации на портале:

Еще 9