Георгий Гемист Плифон, или Плетон
Профессиональные интересы: Философия, История Церкви, Богословие

Краткая биографическая справка:

Георгий Гемист Плифон, или Плетон (ок. 1360–1452) [греч] – философ, государственный деятель.  Как предполагают, последняя составляющая имени Г.Г.П. присвоена им из–за созвучии с именем чрезвычайно чтимого им Платона. Человек большой учености, Г.Г.П. был основателем школы в своем родном городе Мистра, позже преподавал в "Платоновской академии" во Флоренции, став главой кружка философов–неоплатоников. За десять лет до смерти он возвратился в Мистру.

Современникам (в частности, патриарху Иосифу) Г.Г.П. был известен как знаток православной догматики; Г.Г.П. участвовал в Фераро–Флорентийском соборе и энергично отстаивал интересы православия. И – парадоксально – одновременно с этим Г.Г.П. предрекал скорое падение ислама  и христианства и наступление эры нового язычества. Г.Г.П. жил после исихастских споров, но его последовательный анти–исихазм логично  привел его к принятию языческого мировоззрения, – древнегреческой мифологии, учения Зороастра и халдейских оракулов. В результате появился его основной, неоязыческий по содержанию труд – "Законы". Г.Г.П. на основе языческих представлений пытался создать новую, всемирную по распространению религию (с Зевсом как главным богом), в которой религиозные идеи, обряд и закон составляют одно целое. Георгий Схоларий по наклонности Г.Г.П. к язычеству сравнивал его с Юлианом Отступником. Но можно сказать, что попытка Г.Г.П. дать контуры новой религии – не более чем плод эстетической фантазии автора,  игровая интеллектуальная конструкция, мифологическая утопия, за которой нет ни грана настоящего религиозного пафоса. Это предположение вполне укладывается в вышеозначенный парадокс и лишает Г.Г.П. часто применяемого к нему определения "религиозный реформатор". 

Библиография работ о персоне:

Мануил.  Книга о Марке, святейшем митрополите ефесском и о Флорентийском соборе и о Гемисте и Виссарионе с опровержением сочинений их // Христианское чтение. – СПб.,  1886. 

Аверинцев С.С. Плифон // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. III. 

Бибиков М. В. Byzantinorossica: Свод византийских свидетельств о Руси. – М.: Языки славянской культуры, 2004. (Studia Philologica). С. 265–267.

Бородин О.Р., Гукова С.Н. История географической мысли в Византии. – СПб.: Алетейя, 2000. С.132–136.

Бычков В.В. Византийская эстетика в XIII – XV вв. // Культура Византии: XIII – первая половина XV в. – М.: Наука, 1991. С.414–416, 423–425.

Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. – Киев, 1991. С.340–342, 358–361.

Васильев А.А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081). – СПб.: Алетейя, 1998.  

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М.: Высшая школа, 1980. С.71–77.

Горянов Б.Т. Предисловие [к переводу речей Георгия Гемиста Плифона] // Византийский временник. –  М.,  1953. – Т. 6.

Гукова С.Н. К вопросу об источниках географического трактата Плифона // Византийский временник. –  М.,  1983. – Т. 44.

Иванов В.Г. История этики средних веков. – Л.: ЛГУ, 1984. С.187–189.

Иоанн Мейендорф. Византийское богословие: Исторические направления и вероучение. – М.: Когелет, 2001. С.201–202.

История Европы. – М.: Наука, 1992. – Т. 2.  

История эстетической мысли: Становление и развитие эстетики как науки: В 6–ти томах. Т. 1: Древний мир. Средние века / Ред.составитель Бычков В.В. – М.: Искусство, 1995, с190–193.

Клибанов А. Византийская философия // Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970.  – Т. 1.

Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс, 1994.

Лебедев А.П. Исторические очерки состояния Византийско–восточной церкви от конца XI до середины XV века: От начала Крестовых походов до падения Константинополя в 1453 году. – СПб.: Алетейя, 1998. 

Ломизе Б.М. Варлаамизм и византийское латиномыслие. Просопографические наблюдения // Византия между Востоком и Западом: Опыт исторической характеристики. – СПб.: Алетейя, 1999.

Марчукова С.М. Естественнонаучные представления в средневековой Европе: Учебное пособие. – СПб.: Европейский дом, 1999.

Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV–XV вв. – Л.: Наука, 1976. С.33–47, 59–72, 75–87, 96–103, 115–121.

Медведев И.П. Мистра: Очерки истории и культуры поздневизантийского города. – Л.: Наука, 1973 . 

Медведев И.П. Политическая экономия Георгия Гемиста Плифона // Византийский временник. –  М.,  1973. – Т. 34.

Медведев И.П. Ренессансные тенденции поздневизантийской культуры // Культура Византии: XIII – первая половина XV в. – М.: Наука, 1991. С.250–254. 1888. С.260–262.

Удальцова З.В. Византийская культура. – М.: Наука, 1988. С.238–242.

Успенский Ф.И. История византийской империи XI – XV вв. – М.: Мысль, 1999. С.612–613.

Чалоян В.К. Восток – Запад: (Преемственность в философии античного и средневекового общества). – М.: Наука, 1968 .  

Библиография работ автора:

О законах // Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV–XV вв. – Л.: Наука, 1976.

О реформах // Византийский временник. –  М.,  1953. – Т. 6.

Другие публикации на портале:

Еще 9