Варлаам Калабрийский (1290–1348) [греч] – богослов. Прибыв в Византию из Италии, первоначально отличался верностью Православию, написал ряд сочинений против латинян, – об исхождении Святого Духа и о примате папы. Позже стал активным противником афонских монахов–исихастов. Нападки В.К на исихастов привели его к идейному столкновению с Григорием Паламой. Сердцевина спора – разногласия о природе Фаворского света; варлаамиты признавали его тварным, паламиты – нетварным. Учение В.К. было признано еретическим на соборе 1341 года; было постановлено сжечь его сочинения и практически все его антипаламитские труды не сохранились до наших дней. После этого В.К. переселился в Италию, обратился в католичество, получил сан епископа в Калабрии. В.К. стал учителем многих гуманистов. Полемика варлаамитов и паламитов захватила практически весь интеллектуальный мир тогдашней Византии, она по сути положила начало культурному размежеванию православного Востока и католического Запада. В культурном и антропологическом аспектах варлаамиты и паламиты исходили из совершенного разного образа человека, конструируя в одном случае – по существу безбожный гуманизм, в другом – идею синергии (со–трудничества) Бога и человека.
Акты Константинопольского собора 1351 года против Варлаама и Акиндина // Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. – М.: Мысль, 1993. С. 894–899.
Григорий Палама. Триады в защиту священно–безмолствующих. – М.: Канон, 1995. (Триады II и III).
Григорий Палама. Письмо к Акиндину, посланное из Фессалоники прежде соборного осуждения Варлаама и Акиндина // Православная мысль. – Париж, 1955. – Вып. 10.
Филофей Коккин. Житие и подвиги святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникского / Пер. с греч. Свято–Троицкая сергиева Лавра, 2004.
Аверинцев С.С. София–Логос: Словарь. – Киев: Дух и Лiтера, 2001.
Алексий (Дородницын), митрополит. Византийская церковная мистика 14–го века: (Препод. Григорий Палама, Николай Кавасила и Григорий Синаит). – Казань, 1906. С.8–13.
Алексий (Дородницын), митрополит. Христианская мистика в ее главных представителях IV–XIV вв. – Саратов, 1913.
Андрушко В.А. Как читали Дионисия исихасты и их противники // Отечественная общественная мысль эпохи средневековья. – Киев, 1988.
Барабанов Н. Д., Коновалов А. В. Григорий Акиндин и Варлаам Калабрийский: метаморфозы отношений // Античная древность и средние века. – Екатеринбург: Уральский университет, 1999. – Вып. 30.
Варлаам // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. I.
Варлаам Калабрийский (Материалы к «Церковно–богословскому словарю») // Богословские труды. – М., 1986. – Сб. 27.
Васина М.В. Спор Варлаама Калабрийского со святым Григорием Паламой о Боговидении и русская религиозная философия // Начало. – 1999. – № 8.
Вениаминов В. Краткие сведения о житии и мысли св. Григория Паламы // Средние века. Григорий Палама. Триады в защиту священно–безмолствующих. – М.: Канон, 1995.
Горянов Б. Варлаам // Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970.
Горянов Б.Т. Религиозно–полемическая литература по вопросу об отношении к латинянам в Византии XIII–XV вв. // Византийский временник. – М., 1956. – Т. 8.
Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. – Клин: Христианская жизнь, 2001. С.335–338.
Иоанн Мейендорф. Жизнь и труды святителя Григория Паламы: Введение в изучение. – СПб.: Византинороссика, 1997. С.122–125.
Иоанн Мейендорф. История Церкви и восточно–христианская мистика. – М.: Институт ДИ–ДИК; Православный Свято–Тихоновский Богословский институт, 2003. С.302–308.
Красиков С.В. Аподиктический силлогизм как метод катафатического богословия у Григория Паламы и Никифора Григоры // Византийское богословие и традиции религиозно–философской мысли в России. – СПб., 2000. (VERBUM – Вып. 3).
Красиков С.В. Византийское мышление: эрудиция против креативности? (Никифор Григора и Варлаам Калабрийский) // Античная древность и средние века. – Екатеринбург: Уральский университет, 2000. – Вып. 31.
Красиков С.В. Первое письмо Варлаама Калабрийского к Григорию Паламе // История Византии и византийская археология. – Екатеринбург, 1998.
Красиков С.В. Полемика о единстве истины между Григорием Паламой и Варлаамом Калабрийским // Средневековое общество: социально–политический и культурный аспекты: Тез. докл. XX Всерос. конф. студентов, аспирантов и мол. ученых. Санкт–Петербург, 27 нояб. – 1 дек. 2000 г. / С.–Петерб. гос. ун–т. СПб., 2001.С 76.
Красиков С.В. Спор между Варлаамом Калабрийским и Григорием Паламой о соотношении веры и науки // Античная древность и средние века. – Екатеринбург: Уральский университет, 2001. – Вып. 32.
Лебедев А.П. Исторические очерки состояния Византийско–восточной церкви от конца XI до середины XV века: От начала Крестовых походов до падения Константинополя в 1453 году. – СПб.: Алетейя, 1998.
Ломизе Б.М. Варлаамизм и византийское латиномыслие. Просопографические наблюдения // Византия между Востоком и Западом: Опыт исторической характеристики. – СПб.: Алетейя, 1999.
Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. – М.: Мысль, 1993.
Лосский В.Н. Богословие и боговидение. Сборник статей. – М: Изд–во Свято–Владимирского братства, 2000.
Матяш Т.П. Дионис против Христа // Изв. Вузов Сев. Кавк. региона. Общественные науки. – 1996. – № 4.
Медведев И.П. Ренессансные тенденции поздневизантийской культуры // Культура Византии: XIII – первая половина XV в. – М.: Наука, 1991. С.244–246.
Морозова К. И. Четвертое письмо Григория Акиндина к Варлааму // Эпоха Средневековья: проблемы истории и культуры. – СПб. 1999.
Недетовский Г. Варлаамитская ересь // Труды Киевской Духовной Академии. – 1872. – Т. 1.
Прозоров В. Варлаам Калабрийский // Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2002. – Т. 1.
Сидоров А.И. Архимандрит Киприан Керн и традиция православного изучения поздневизантийского исихазма // Киприан (Керн), архимандрит. Антропология св. Григория Паламы. – М.: Паломник, 1996, с. С.274–276.
Таранов П.С. Философия изнутри: 70 мудрецов, философов, мыслителей от Соломона до Шопенгауэра. – М.: Остожье, 1996. – Т. 2.
Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Трансперсональные состояния и психотехника. – СПб.: Петербургское востоковедение, 1997. С.341–343.
Удальцова З.В. Византийская культура. – М.: Наука, 1988. С.248–249.
Успенский Ф.И. Философское и богословское движение в XIV веке (Варлаам, Палама и их приверженцы // Журнал министерства народного просвещения. – СПб., Январь.
Успенский Ф.И. История византийской империи XI – XV вв. – М.: Мысль, 1999. С.566–569.
Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. История крестовых походов. – М.: Мысль, 2001. С.204–297.
Хоружий С.С. Концепция совершенного человека в перспективе исихастской антропологии // Совершенный человек: Теология и философия образа. – М.: Валент, 1997. С.304–308.
Христу П.С. Учение святителя Григория Паламы о двойственном знании //Альфа и Омега. М., 2001. №3 (29). с. 120–128.