Боэций (или Боэтий), Аниций Манлий Торкват Северин
Профессиональные интересы: История Церкви, Библеистика, Богословие

Краткая биографическая справка:

Боэций (или Боэтий), Аниций Манлий Торкват Северин (ок. 480 – 524) [лат] – философ, ученый–энциклопедист, один из основоположников средневековой схоластики. Государственный деятель. Был обвинен в заговоре против короля и в ожидании казни написал главное свое сочинение – "Утешение философией", которое пользовалось огромным влиянием в Средние века. Переводчик на латинский язык сочинений Аристотеля и Порфирия. Б. создал учебные руководства (наставления) по арифметике, геометрии и музыке. Среди теологических работ Б. – трактаты "Каким образом Троица есть единый Бог, а не три божества", "Могут ли "Отец", "Сын" и "Святой Дух" сказываться о божестве субстанционально", "Против Евтихия и Нестория". Христианскую догматику Б. пытался представить читателю через рациональные основания. 

Библиография работ о персоне:

Абрамов Ю.А., Демин В.Н. Сто великих книг. – М.: Вече, 2000.

Альбрехт М. фон. История римской литературы. От Андроника до Боэция и ее влияние на позднейшие эпох / Пер. с нем. – М.: Греко–латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 2005. – Т. III. – С. 1852 – 1885.

Андреев М.Л. Латинская литература в Италии (VI–XII вв.) и начало письменности на вольгаре // История итальянской литературы: В 4 т. – М.: ИМЛИ РАН, "Наследие", 2000. – Т.1: Средние века / Под ред. М.Л.Андреева, Р.И.Хлодовского.

Античные писатели: Словарь. – СПб.: Лань, 1999.
Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащихся пед. колледжей и студентов вузов: В двух томах. / Сост., ст. к разделам и коммент.: В.Г. Безрогов, О.И. Варьяш – М.: АО "Аспект Пресс", 1994.  – Т. 1.

Аполлонов А.В. "Введение в категорические силлогизмы" А.М.Т.С.Боэция // Вопросы философии. – М.,  1991. – № 1.

Аполлонов А.В. Анций Манлий Торкват Северин Боэций // Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 1.

Блинников Л.В. Великие философы: Словарь–справочник. – М.: Логос, 1998. 

Богодарова. Н.А. Чосер и Боэций (к вопросу о формировании этических воззрений поэта) // Взаимосвязь социальных отношений и идеологии в средневековой Европе. – М., 1983.

Бородай Т.Ю. «Утешение философией» Боэция // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. IV. 

Бородай Т.Ю. Боэций // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. I. 

Боэций // История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5–ти томах. Т.1: Античность, Средние века, Возрождение. – М.: Искусство, 1962.

Бубнов Н.М. Абак и Боэций. Пг.,1915.

Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии. – Т. 2: Статьи и работы разных лет. 1902–1942. – М.: Наука, 1997.  

Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии. – М.,   1997. – № 7.

Гайденко П.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. – М.: Наука, 1989. С.136–147.

Герцман Е.В. Боэций и европейское музыкознание // Средние века. –  М., 1985. – Вып. 48.

Голенищев–Кутузов И.Н. Средневековая латинская литература Италии. – М.: Наука, 1972. С.121–125.

Голенищев–Кутузов И.Н. Творчество Данте и мировая культура. – М.: Наука, 1971. С.102–112.

Грошева А.В. Грамматические учения западноевропейского средневековья // История лингвистических учений: Средневековая Европа. Л.: Наука, 1985.  С.215.

Гусева М.А. О трактате Боэция «Гебдомады» // Современная  логика: проблемы теории, истории и применения в науке. – СПб., 2000.

Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. – М.: Мысль, 1987. С.237–239.

Дюби Ж. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о самом себе / Пер. с франц. –  М.: Языки русской культуры, 2000. С.98–101.

Ефимова Н.И. Раннехристианское пение в Западной Европе VIII–X cтолетий: К проблеме эволюции модальной системы средневековья. – М., 1998. 

Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века / Пер.  с франц. – М.: Республика, 2004.  

Зубов В.П. Боэций // Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / Составление текстов и общая вступительная статья В.П. Шестакова. – М.: Музыка,1966.

История Европы. – М.: Наука, 1992. – Т. 2.  

История философии: Запад – Россия – Восток: Учебное пособие. – М.: Греко–латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1995. С.356–358.

История эстетической мысли: Становление и развитие эстетики как науки: В 6–ти томах. Т. 1: Древний мир. Средние века / Ред.составитель Бычков В.В. – М.: Искусство, 1995 .  

Карсавин Л.П. Культура средних веков. – М.: Книжная находка, 2003.  

Кобрин К. История души в избранных сюжетеах // Логос.– М., 1999. – № 6 (16).

Коллинз Р. Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения / Пер.с англ. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002.  

Кондаков Н.И. Логический словарь–справочник. – М.: Наука, 1976. 
Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс, 1994.

Кузичева З.А. Ануций Манлий Торкват Северин Боэций // Математика в школе. – М., 1991. №4. С. 72–74.

Лейн Т. Христианские мыслители / Пер. с англ. – СПб.: Мирт, 1997.  

Лосев А.Ф. Боэций // Философский словарь. – М.: Республика, 2001. 

Лосев А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития. – М.: Искусство, 1992. – Кн. 1. С.161–206.

Лосев А.Ф. Творчество Боэция как переходный антично–средневековый феномен: (Некоторые уточнения) // Западноевропейская средневековая словесность. – М., 1985.

Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. – М.: Искусство, 1965. С.64–65.

Майоров Г.Г. В поисках нравственного абсолюта: Античность и Боэций. – М., 1990.

Майоров Г.Г. Северин Боэций и его роль в западноевропейской культуре: (К 1500–летнему юбилею) // Вопросы философии. – М.,  1981. – № 4.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. – М.: Мысль, 1979. С.365–382.

Макаров А.М. Боэций о значении определения и описания для описания категорий // Вопросы философии. – М.,    2000. – № 5.

Марчукова С.М. Естественнонаучные представления в средневековой Европе: Учебное пособие. – СПб.: Европейский дом, 1999. С.28–31. 1493. 1494.

Мейндл Р. Боэций // Великие мыслители Запада: Главные идеи и сочинения более 100 выдающихся западных философов, естествоиспытателей и обществоведов, психологов, духовных писателей и богословов. – М.: Крон–пресс, 1997.

Мелих Ю.Б. Персонализм Л.П.Карсавина и европейская философия. – М.: Прогресс–Традиция, 2003. С.43–48.

Мельникова Е.А. Образ мира: Географические представления в Западной и Северной Европе. X–XIV века. – М.: Янус–К, 1998.  

Неретина С.С. Верующий разум: К истории средневековой философии. – Архангельск: Изд. Поморского международного пед. ун–та, 1995. С.166–199.

Неретина С.С. Возможности понимания // Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 1. 

Неретина С.С. Средневековое мышление как стратегема мышления современного // Вопросы философии. – М.,  1999. 11.

Неретина С.С. Тропы и концепты. – М.: Институт философии РАН, 1999. С.22–26. 1821. 2025.

Новейший философский словарь. – Минск: Книжный дом, 2001. 

Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1997. С.348–352.

Реале Дж.,  Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли). – СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1995.  

Ревякина Н.В. Проблема человека в итальянском гуманизме второй половины XIV – первой половины XV в. – М.: Наука, 1977.   

Росси М., Горелов А. Боэций // Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2002. – Т. 1. 

Самсонов В.В. Об обстоятельствах написания Боэцием «Утешения философией» // Философия: История и современность. – Новосибирск, 2001.

Сапрыкин Ю.М. Чосер и Боэций // Античное наследие в культуре Возрождения. – М.: Наука, 1984.

Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. – Минск: Беларусь, 2001.
Соколов В.В. Боэций // Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970. – Т. 1.

Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Высшая школа, 1979. С.93–96.

Стасюк Ю. Преодоление судьбы в "Утешении Философии" Боэция // Материалы второй научной конференции преподавателей и студентов 4–5 апреля 2001. – Новосибирск: Новый сибирский университет, 2001. С.94–96.

Тоноян Л.Г. О месте Боэция в истории логики // Современная  логика: проблемы теории, истории и применения в науке. – СПб., 2000.

Удальцова З.В. Италия и Византия в VI в. – М.: АН СССР, 1952. С.88–101.

Уколова В. И. “Последний римля­нин” Боэций. – Вопросы истории – М., 1981, № 2. С. 183—188.

Уколова В.И. "Последние римляне" и парадигмы средневековой культуры // Вестник древней истории. – М.,  1992. – №1.

Уколова В.И. "Последний римлянин" – Боэций. – М., 1988.

Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья: (Конец V – начало VII века). – М.: Наука, 1989. С.19–72.

Уколова В.И. Боэций // Средневековье в свидетельствах современников. – М., 1984.

Уколова В.И. Боэций и античная традиция // Методологические и мировоззренческие проблемы истории античной и средневековой философии. – М., 1986. – Ч. 2.

Уколова В.И. Боэций и его трактат "Об утешении философией" // Бахрушинские чтения. – Новосибирск, 1971. – Вып. 3.

Уколова В.И. Боэций и средневековая культура // Византийский временник. –  М.,  1982. – Т. 43.

Уколова В.И. Боэций и христианство // Религии мира: История и современность. Ежегодник. – 1982. – М., 1982.

Уколова В.И. Вечность и время в философии Боэция //  Античная культура и современная наука. – М.: Наука, 1985 .

Уколова В.И. Из истории эстетических учений раннего средневековья: (Эстетические взгляды Боэция) // Европа в средние века: Экономика, политика, культура. – М.: Наука, 1972.

Уколова В.И. Мировоззрение Боэция и античная традиция : (К 1500–летию со дня рожде­ния) // Вестник древней истории. – М.,  1981. – № 3.

Уколова В.И. Мировоззренческая борьба в западном Средиземноморье на рубеже античности и средневековья // Средиземноморье и Европа: Исторические традиции и современные проблемы. – М., 1986.

Уколова В.И. Поздний Рим: Пять портретов. – М., 1992.

Уколова В.И. Философия истории Аврелия Августина // Религии мира: История и современность. Ежегодник' 85. – М., 1986.

Уколова В.И. Человек, время, судьба в трактате Боэция "Об утешении философией" // Средние века. – М., 1973. – Вып. 37.

Философия: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2004.
Философский словарь. Основан Генрихом Шмидтом. – М.: Республика, 2003.
Фокин А.Р., Герцман Е.В. Боэций // Православная энциклопедия / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия».   – Т. VI.
Христианство: Словарь. – М.: Республика, 1994.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.: Высшая школа, 1991.

Шаров А.Я. Философский словарь. – М.: Республика, 2001.

Шестаков В.П. Музыкальная эстетика Средневековья и Возрождения // Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / Составление текстов и общая вступительная статья В.П. Шестакова. – М.: Музыка,1966. С.34–43.

Шестаков В.П. Развитие музыкально–эстетических идей западноевропейского средневековья // Эстетика и искусство: Из истории домарксистской эстетической мысли. – М.: Искусство, 1966.

Шуман А.Н. Боэций // История философии: Энциклопедия. – Минск: Книжный дом, 2000. 

Библиография работ автора:
Введение в категорические силлогизмы // Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащихся пед. колледжей и студентов вузов: В двух томах. / Сост., ст. к разделам и коммент.: В.Г. Безрогов, О.И. Варьяш – М.: АО "Аспект Пресс", 1994.  – Т. 1.

Введение в категорические силлогизмы / Пер. с лат.: А.В. Апполонов // Знание и традиция в истории мировой философии: Сб. ст. М., 2001. 

Введение в категорические силлогизмы / Пер. с лат.: А.В. Апполонов // Вопросы философии. – М.,  1999. – № 1.

Комментарий к введению Порфирия / Пер. и коммен.: Т.Ю.Бородай // Средневековье в свидетельствах современников. М., 1984. С. 159–214.

Комментарий к "Категориям" Аристотеля / Пер.  с лат. и прим.:  А.В.Аполлонов // Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 1.

Комментарий к "Категориям" Аристотеля // Вестник Российского Христианского гуманитарного института . – СПб., 1999. – № 3.

Наставления к музыке [Фрагменты] // Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / Составление текстов и общая вступительная статья В.П. Шестакова. – М.: Музыка,1966.

О музыкальном установлении  // Герцман Е.В. Музыкальная боэциана. – СПб.: Глаголъ, 1995.  

Об утешении филосо­фией / Пер. и вступ.   статья В. И. Уколовой; Пер. стихов М. Н. Цетлина // Средневековье в свидетельствах современни­ков. М., 1984. С. 22–158.

"Утешение философией" и другие трактаты / Сост. Г.Г.Майоров. – М.: Наука, 1990.

Стихотворения (из "Утешения философией") / Пер.  с лат.: С.С.Аверинцев // Поздняя латинская поэзия. – М.: Художественная литература, 1982.

Стихотворения (из "Утешения философией") / Пер.  с лат.: Ф.Петровский // Парнас. Антология античной лирики. – М.: Московский рабочий, 1980.

Фрагменты сочинений // История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5–ти томах. Т.1: Античность, Средние века, Возрождение. – М.: Искусство, 1962.  –

Фрагменты сочинений // Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах: Учеб. пособ. / Сост. и отв. ред.:   В.Г.Безрогов; под общ. ред Т.Н.Матулис. –  М.: РАО, 1996.

Другие публикации на портале:

Еще 9