Бонавентура (Bonaventura), Иоанн (Джовании) Фиданца из Баньореджо (1221–1274) [лат] – святой. Богослов–мистик, представитель августиновского платонизма. Генерал ордена францисканцев. Один из десяти величайших учителей Западной Церкви по списку 1587 года, (doctor seraphicus). Слушал в Париже курс Александра Гэльского, которого позднее назвал своим духовным отцом и учителем. Одно время Б. преподавал в Парижском университете, затем был назначен Гене Б. История и историческая наука средневекового Запада / Пер. с франц. – М.: Языки славянской культуры, 2002.ралом своего Ордена и оставил преподавание. Б. – автор многих богословских сочинений и гимнов. Широко известен трактат "Путеводитель души к Богу", в котором сочетается глубокая богословская мысль и переживания мистика. В трактате излагается возможность перехода из мира рабства в мир свободы – путь духовного просветления по шести ступеням духовной иерархии. Путь начинается с низшей ступени – с тварного мира, познанием которого человек приближается к познанию Творца. Затем человеку предстоит понять гармонию в мире внешних вещей, на третьей ступени с помощью благодати узреть Бога внутри себя, в собственной душе. Благодаря этому душа преображается, и это знаменует четвертую ступень. Далее, на пятой ступени возможно созерцание Бога в Его непреходящей славе. На шестой ступени душа сливается с Богом, но при этом остается личностью. О Боге, к которому устремляется душа, она уже изначально обладает несовершенным, но твердым знанием; это знание есть вера. Вера коренным образом несравнима ни с каким другим знанием, ибо душа и создана для того, чтобы однажды ощутить бесконечное благо, которое есть Бог. Б. не разделяет принципиально теологию и философию, философия – пролог к теологии. Стремление к бесконечному руководит ими обеими, теология при этом полнее, чем философия, видит свет Откровения. Вера в истину Откровения является источником философии, никак не наоборот. Объект делается актом веры не благодаря разуму, а благодаря любви; благодаря любви человек желает понять основания своего верования, понять объект своей любви. Из этой потребности, удовлетворение которой приносит человеку высшее наслаждение, рождается философия. Законы мироздания исходят от Бога. Мир – это требующая прочтения книга; мир участвует в бытии, а бытие – Бог. Следовательно, философия и теология – два пути, ведущие людей к Богу. Цель задана верой, разум помогает понять эту цель. Необходимо верить и стремиться понять то, во что веруешь. Б. не разделял богословие и молитву – "мы богословствуем, чтобы стать лучше".
Гайденко В.П. Бонавентура // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. I.
Гараджа В.И. Бонавентура // Философский словарь. – М.: Республика, 2001.
Бурлака Л.В. Бонавентура // Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 2.
Кронквист Дж. Св. Бонавентура // Великие мыслители Запада: Главные идеи и сочинения более 100 выдающихся западных философов, естествоиспытателей и обществоведов, психологов, духовных писателей и богословов. – М.: Крон–пресс, 1997.
История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5–ти томах. Т.1: Античность, Средние века, Возрождение. – М.: Искусство, 1962.
Кондаков Н.И. Логический словарь–справочник. – М.: Наука, 1976.
Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс, 1994.
Задворный В. Бонавентура // Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2002. – Т. 1.
Новейший философский словарь. – Минск: Книжный дом, 2001.
Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. – Минск: Беларусь, 2001.
Философы: Краткий биографический словарь. – М.: Рипол Классик, 2002.
Стам С. Бонавентура // Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970.
Философский словарь. Основан Генрихом Шмидтом. – М.: Республика, 2003.
Христианство: Словарь. – М.: Республика, 1994.
Гревс И.М. Бонавентура // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1994.
Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1994. (Бонавентура; Мистика в средние века на Западе).
Фокин А.Р. Бонавентура // Православная энциклопедия / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия». – Т. V.
Нестерович И.А. Бонавентура // История философии: Энциклопедия. – Минск: Книжный дом, 2000.
Бросс Ж. Духовные учителя / Пер. с франц. – СПб.: Академический проект, 1998.
Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Пер. с англ. – М.: Крон–пресс, 1996.
Афанасьева О.Г. Философско–историческая концепция Бонавентуры // Россия–Запад–Кавказ. – Ставрополь, 2002. – вып. 1.
Безансон А. Запретный образ: Интеллектуальная история иконоборчества / Пер. с франц. – М.: МИК, 1999. С.170–173.
Беркхов Л. История христианских доктрин. – СПб.: Библия для всех, 2000. С.198.
Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. – СПб.: МИФРИЛ, 1995.
Вашестов Г.А. Джованни Бонавентура и метаморфозы схоластического дискурса // Вопросы философии. – М., 1993. – № 8.
Вашестов Г.А. Метаморфозы схоластического дискурса // Знание за пределами науки: Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях I–XIV веков. – М.: Республика, 1996.
Вертеловский А. Западная средневековая мистика и отношение ее к католичеству: Историческое исследование. – Харьков, 1888. – Вып. 1. С.226–233.
Гарнцев М.А. От Бонавентуры к Дунсу Скоту: К характеристике августианства во второй половине XIII – начала XIV в. // Средние века. – М., Вып. 51.
Джохадзе Д.В., Стяжкин Н.И. Введение в историю западноевропейской средневековой философии. – Тбилиси: Ганатлеба, 1981. С.199–201.
Жильсон Э. Избранное: Т. 1. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского. – М.; СПб.: Университетская книга, 1999.
Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века / Пер. с франц. – М.: Республика, 2004.
Задворный В.Л. Святой Бонавентура и его эпоха // Бонавентура. Путеводитель души к Богу. – М., 1993.
История философии: Запад – Россия – Восток: Учебное пособие. – М.: Греко–латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1995. с.366–367.
История эстетической мысли: Становление и развитие эстетики как науки: В 6–ти томах. Т. 1: Древний мир. Средние века / Ред.составитель Бычков В.В. – М.: Искусство, 1995 .
Карсавин Л.П. Культура средних веков. – М.: Книжная находка, 2003.
Коллинз Р. Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения / Пер.с англ. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002.
Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. – М.: ЭНИГМА, 1997.
Круть И.В., Забелин И.М. Очерк истории представлений о взаимоотношениях природы и общества: (Общенаучные и геолого–географические аспекты). – М.: Наука, 1988. С.131–132.
Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи историей идей. Т. 1: Древность и средние века / Пер. с нем. – М.: Христианская Россия, 1999. С.433–434.
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1978. С.163–169.
Лейн Т. Христианские мыслители / Пер. с англ. – СПб.: Мирт, 1997.
Лукьянцев А.А. Тема самосознания в творчестве Бонавентуры и некоторые аспекты эволюции западноевропейской средневековой мистики // Гуманитарные науки в Сибири. – Сер. Философия и социология. – Новосибирск, 2003. – № 1.
Майка Ю. Социальное учение католической церкви: Опыт исторического анализа. – Рим; Люблин: Изд–во святого Креста, 1994. С.154–156.
Омэнн Дж. Христианская духовность в католической традиции / Пер. с англ. – Рим; Люблин: Издательство Святого Креста, 1994. С.182–185.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли). – СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1995. С.149–160.
Скворцев К.И. Философия Отцов и Учителей Церкви (период апологетов). – Киев: Общество любителей и православной литературы; Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2003. С.97–99.
Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Высшая школа, 1979. С.317–321. 2387. 2553. С.157–159.
Фокин А.Р. Бонавентура // Православная энциклопедия / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия», 2000 – 2006. – Т. V.
Фокин А.Р. Из истории западного богословия: Бонавентура // Альфа и Омега. – М., 2002. – № 3 (33).
Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. – Т. 2: Всемирно–исторические перспективы / Пер. с нем. – М.: Мысль, 1998. С.229–237.
Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. – М.: Рудомино; СПб.: Университетская книга, 1997. с.176–178.
Большая легенда // Истоки францисканства. – Assisi: Movimento Francescano, 1996.
О возвращении наук к теологии / Пер. с лат. и комм.: В.П.Гайденко // Вопросы философии. – М., 1993. – № 8.
О возвращении наук к теологии / Пер. с лат. и прим.: А.Вашестов // Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 2.
О царстве Божием // Страницы = Pages. – M., 1996, №4.
Слово брата Бонавентуры о Царстве Божьем // Страницы = Pages. – M., – 1996. – № 4.
Похвалы святому кресту / Пер. с лат.: С.С.Аверинцев // Византия и Русь. (Памяти В.Д.Лихачевой). – М.: Наука, 1989.
Путеводитель души к Богу / Пер. с лат., вступ. статья и комм.: В.Л.Задворный. – М.: Греко–латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1993.
Фрагменты сочинений – см.История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5–ти томах. Т.1: Античность, Средние века, Возрождение. – М.: Искусство, 1962.