Бернард Клервоский (Bernard de Clairvaux) (1091–1153) [лат] – святой. Б.К. — одна из ключевых фигур западноевропейской средневековой истории, как церковной, так и светской. Аристократ, в 22 года принявший монашество; основал монастырь Клерво. Был фактическим основателем цистерцианского (траппистского) ордена. Во время церковного раскола (одновременно было избрано два папы) он страстно убеждал светских и церковных владык принять сторону папы Иннокентия II, который, по его мнению, воплощал новые благотворные веяния в Церкви. Был одним из самых горячих сторонников идеи Второго крестового похода. Б.К. считал недопустимым стремление монахов к жизни напоказ, для общества и к украшательству церковной жизни. В своих проповедях и публичных выступлениях он был страстен и бескомпромиссен и одновременно интеллектуально глубоким, когда обличал разврат духовенства, защищал евреев от погромов, или когда полемизировал с богословием Петра Абеляра, Гильберта Порретанского, Арнольда Брешианского. Б.К. называли “последним Отцом” за его неутомимое стремление раскрыть Библейское Откровение для своих современников. Б.К. – один из признанных католических мистиков; в его мистическом опыте главным было переживание близости Бога, невозможное без смирения. Как богослов–мистик, Б.К. резко выступал против любых проявлений теологического рационализма в схоластике. Он не отрицал пользы познания в области диалектики и философии, тем не менее утверждал, что светские науки имеют ничтожную ценность по сравнению с науками священными. Моя философия, говорил Б.К. – это знание Иисуса, причем Иисуса Распятого. И все–таки, его мистика, как кажется, была опосредована интеллектуальным опытом; он, например, считал детски незрелой любовь ко Христу как к младенцу, но уже через полвека Франциск Ассизский соединил любовь ко Христу Распятому с любовью ко Христу Новорожденному. Б.К. разработал собственное учение о мистической любви, которую считал необходимым условием богопознания. Высшей точки познания душа достигает в состоянии экстаза, когда она в каком–то смысле отделяется от тела, опустошается и утрачивает самое себя, дабы возрадоваться некоторому роду общения с Богом. Человеческая субстанция всегда остается бесконечно отличной от божественной. Только любовь может совершить чудо совершенного единства при коренном различии существ. Согласие двух воль, но без смешения субстанций – это и есть единение в любви. И это – последний предел, достигаемый человеком на мгновение в этой жизни через экстаз и достигнуть которого навсегда он может лишь в блаженном состоянии. Б.К. канонизирован в 1174 г., в 1830 г. провозглашен учителем Церкви ("doctor mellifluus" – медовый, сладчайший учитель).
Вильгельм. Св. Бернард и монастырь Клерво // История средних веков / Составитель М.М.Стасюлевич. – СПб.: Полигон; АСТ, 1999.
Арнольд. Св. Бернард и Иннокентий II // История средних веков / Составитель М.М.Стасюлевич. – СПб.: Полигон; АСТ, 1999.
Готфрид. Отношение св. Бернарда ко второму Крестовому походу // История средних веков / Составитель М.М.Стасюлевич. – СПб.: Полигон; АСТ, 1999.
Петр Абеляр. Апология. Против Бернарда / Пер. с лат.: Д.К. Маслов // Историко–философский ежегодник'2003. – М.: Наука, 2004.
Андреев А. Монашеские ордена. – М.: Евросинец; Кучково поле, 2002. С.53–61.
Безансон А. Запретный образ: Интеллектуальная история иконоборчества / Пер. с франц. – М.: МИК, 1999. С.168–169.
Белый А. Эпоха схоластики 12 и 13 веков. Роль мистики в двенадцатом веке // Литературное обозрение. – М., 1998. – № 2.
Беркхов Л. История христианских доктрин. – СПб.: Библия для всех, 2000. С.196–197.
Бицилли П.М. Очерки теории исторической науки. – Прага. 1925. С.50–53. 304. С.106–115.
Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. – СПб.: МИФРИЛ, 1995.
Браг Р. Антропология смирения // Вопросы философии. – М., 1999. – № 5.
Бросс Ж. Духовные учителя / Пер. с франц. – СПб.: Академический проект, 1998.
Вертеловский А. Западная средневековая мистика и отношение ее к католичеству: Историческое исследование. – Харьков, 1888. – Вып. 1. С.99–147.
Гарин И. Пророки и поэты. – М.: "ТЕРРА"–"TERRA", 1994. – Т. 5. С.428–433.
Гарнак А. История догматов // Раннее христианство. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001. Т. 2. С.396–400.
Герье В.И. Западное монашество и папство. – М., 1913. С. 29 – 140.
Голенищев–Кутузов И.Н. Творчество Данте и мировая культура. – М.: Наука, 1971. С.134–138.
Голова О.В. Бернар Клервоский // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. I.
Дюби Ж. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о самом себе / Пер. с франц. – М.: Языки русской культуры, 2000. С.202–206.
Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века / Пер. с франц. – М.: Республика, 2004.
Заборов М.А. Введение в историографию крестовых походов. (Латинская хронография XI – XII вв.). – М.: Наука, 1966.
Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. – М.: Наука, 1980. С.153–158.
Золтаи Д. Этос и аффект: История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. – М.: Прогресс, 1977. С.138–140.
Иванов П. Тайна святых. Введение в Апокалипсис. СПб.: Диалог, 2004. С. 290 – 301.
История Европы. – М.: Наука, 1992. – Т. 2.
История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5–ти томах. Т.1: Античность, Средние века, Возрождение. – М.: Искусство, 1962.
История эстетической мысли: Становление и развитие эстетики как науки: В 6–ти томах. Т. 1: Древний мир. Средние века / Ред.составитель Бычков В.В. – М.: Искусство, 1995 .
Карсавин Л.П. Бернард Клервоский // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. I.
Карсавин Л.П. Культура средних веков. – М.: Книжная находка, 2003.
Карсавин Л.П. Мистика и ее значение в религиозности средневековья // Карсавин Л.П. Малые сочинения. – СПб.: Алетейя, 1994.
Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в XII – XIII веках. – СПб.: Алетейя, 1997. С.71, 117–118. 166–175, 188, 189, 258–262.
Клестов А.А. Бернард Клервосский // Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 1.
Коллинз Р. Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения / Пер.с англ. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002.
Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс, 1994.
Лейн Т. Христианские мыслители / Пер. с англ. – СПб.: Мирт, 1997.
Лисицкая А.Н. Сознание, свобода, воля в философии Бернара Клервосского // Проблема сознания в философии и науке: Тез. IX ежегод. конф. кафедры философии РАН. – М., 1996.
Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи историей идей. Т. 1: Древность и средние века / Пер. с нем. – М.: Христианская Россия, 1999. С.364–371, 375–377.
Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. – Л.: ЛГУ, 1955.
Маслов Д.К. К вопросу о влиянии богословия Григория Нисского на Бернара Клервосского // Объединенный научный журнал. – М., 2001. – № 15.
Можейко А.М. Бернард Клервоский // Всемирная энциклопедия: Философия. – М.: АСТ; Харьков: Харвест, 2001.
Можейко М.А. Бернар Клервоский // История философии: Энциклопедия. – Минск: Книжный дом, 2000.
Монашество на Западе // Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1994.
Неретина С.С. Верующий разум: К истории средневековой философии. – Архангельск: Изд. Поморского международного пед. ун–та, 1995. С.282–292.
Новейший философский словарь. – Минск: Книжный дом, 2001.
Омэнн Дж. Христианская духовность в католической традиции / Пер. с англ. – Рим; Люблин: Издательство Святого Креста, 1994. С.128–133.
Пенингтон М.Б. Св. Бернард Клервоский // Великие мыслители Запада: Главные идеи и сочинения более 100 выдающихся западных философов, естествоиспытателей и обществоведов, психологов, духовных писателей и богословов. – М.: Крон–пресс, 1997.
Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1997. С.410–411.
Росси М., Горелов А. Бернард Клервоский // Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2002. – Т. 1.
Самарина М.С. "Новая жизнь" Данте и Бернард Клервосский // Вестник ЛГУ. – Сер. 2. 1989. – Вып. 3.
Скворцев К.И. Философия Отцов и Учителей Церкви (период апологетов). – Киев: Общество любителей и православной литературы; Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2003. С.90–92.
Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. – Минск: Беларусь, 2001.
Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Высшая школа, 1979. С.182–187.
Стам С. Бернард Клервоский // Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970. – Т. 1
Философский словарь. Основан Генрихом Шмидтом. – М.: Республика, 2003.
Фокин А.Р. Бернард Клервоский // Православная энциклопедия / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия». – Т. IV.
Фокин А.Р. Из истории западного богословия: Бернард Клервосский // Альфа и Омега. – М., 2002. – № 4 (34).
Хёйзинга Й. Осень средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах / Пер. с голландского. – М.: Наука, 1988.
Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Пер. с англ. – М.: Крон–пресс, 1996.
Христианство: Словарь. – М.: Республика, 1994.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.: Высшая школа, 1991. С.502–505.
Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики: От Сократа до Гегеля. – М.: Мысль, 1981. С.105–107.
Шишков А.М. Св. Бернар Клервоский: Учение о человеческой свободе и церковной политике // Точки – М., 2001. – № 3 / 4.
Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. – Т. 2: Всемирно–исторические перспективы / Пер. с нем. – М.: Мысль, 1998.
Шталь И.В. Бернард Клервосский // Памятники средневековой латинской литературы X–XII веков. – М.: Наука, 1972.
Щавелёва Н.И. Послание епископа Краковского матвея Бернарду Клервоскому об "обращении русских" // Древнейшие государства на территории СССР. – М.: Наука, 1976.
Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1994. (Бернард Клервоский, Мистика в средние века на Западе).
Ященко А. Международный федерализм: Идея юридической организации человечества в политических учениях до конца XVIII века. – М.: Тип. Имп. ун–та, 1908. – С. 36 – 38.
О благодати и свободе воли / Пер. с лат.: акад. Сказкин С. Д. и Варьяш О. И. Публ. Варьяш О. И., послесл. и примеч. Уколовой В. И // Средние века. – М., 1982. – Вып. 45. с. 265—303.
Письма // Абеляр П. История моих бедствий. – М.: Наука, 1959.
Послание CXC к папе Иннокентию II, или Трактат против некоторых ошибочных положений Абеляра // Классическая филология на современном этапе. – М., 1996.
Правила святой жизни, изложены аввою Бернардом в его беседах со своей сестрой монахиней . – СПб, 1894.
Спасительные размышления о познании человеческого внешнего и внутреннего состояния или о познании самого себя. – М., 1782.
Умилительная песнь о сладчайшем имени Иисуса. – М., 1784.
Послания 331–332. О размышлении. Проповедь третья на Песнь Песней // Памятники средневековой латинской литературы X–XII веков. – М.: Наука, 1972.
Проповеди / Пер. с лат. и прим.: С.С.Аверинцев // Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 1.
Скорбь Богоматери / Пер. с лат.: П. Сахаров // Истина и жизнь. – М., – 1993 № 6.
Фрагменты сочинений // Любак, Анри де. Католичество: Социальные аспекты догмата. – Милан: Христианская Россия, 1992.
Фрагменты сочинений // Рожков Владимир, протоирей. Очерки по истории римско–католической церкви. – М.: Духовная библиотека, 1998.
История средних веков / Составитель М.М.Стасюлевич. – СПб.: Полигон; АСТ, 1999.
Фрагменты сочинений // История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5–ти томах. Т.1: Античность, Средние века, Возрождение. – М.: Искусство, 1962.