Афраат(Фархад, Ферад),Иаков Афраат, или Иаков Мудрый, "Персидский Мудрец" (ум. ок. 345) [сир] – писатель, сочинения которого в церковной сирийской письменности творения занимают одно из важнейших мест. Но при этом биографические сведения с трудом извлекаются лишь из его собственных сочинений. О жизни "Персидского Мудреца" практически ничего, кроме имени, не известно. Но и относительно имени нет твердой уверенности. В одной из рукописей "Персидский Мудрец" именуется Иаковом – и А. уже в древности отождествляли с Иаковом Нисибийским, широко известным ревностным борцом с арианством в Сирии. Современные исследователи ставят это отождествление под сомнение. Возможно, что Мудрец получил имя Иаков, принимая монашество. По мнению патрологов, следует различать Афраата Персидского Мудреца с Афраатом, жизнеописание которого содержится в "Истории боголюбцев" блаженного Феодорита Кирского, но вместе с тем не исключается, что ряд сведений, приводимых блаженным Феодоритом Кирским, относится и к "Персидскому Мудрецу". Возможно, А. родился в зороастрийской семье, но предполагают также, что он происходил из евреев; последнее предположение подтверждается прекрасным знанием этим автором Писания и иудейской традиции.
Корпус сочинений А. и состоит из 22–х Тахвит по числу букв сирийского алфавита и дополняется 23–й Тахвитой. Слово "тахвита" в переводе с сирийского языка означает "показ", "явление", "образец". Каждая из тахвит посвящена какой–нибудь одной догматической или нравственной теме, например, первые четыре тахвиты называются "О вере", "О любви", "О посте", "О молитве", 17 тахвита – "О Христе Сыне Божием". В патрологической литературе каждое из этих сочинений И.А. обозначаются как "гомилия", "проповедь", "наставление", "трактат", "беседа". Начальные буквы первых слов Тахвит образуют акростих. Сочинения А. переводились также на армянский язык (под именем Иакова Нисибийского) и на латинский язык.
Житие святаго Иакова, епископа Низибийского // Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996. – Кн.5. – Ч. 1. – Месяц январь, дни 1–14.
Феодорит Кирский. Церковная история. – М.: РОССПЭН, 1993. (Кн. IV, гл. 26).
Аверинцев С.С. София–Логос: Словарь. – Киев: Дух и Лiтера, 2001.
Еврейская энциклопедия. М., 1996. (Репринт).
С.Каприо. Афраат // Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2002. – Т. 1.
Афраат // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. I.
Муравьёв А.В. Афраат // Православная энциклопедия / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия». – Т. IV.
Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М.: Наука, 1977.
Афиногенов Д.Е. Историософия Афраата // Вестник древней истории. – М., 1994. – № 1.
Пигулевская Н.В. Культура сирийцев в средние века. – М.: Наука, 1979.
Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.
Сагарда Н.И., Сагарда А.И. Полный курс лекций по патрологии. – СПб.: Воскресение, 2004. – С. 1176 – 1185.
Селезнев Н. Христология Ассирийской Церкви Востока. Анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения. – М.: Euroasitica, 2002.
Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. – Б.м.: Православный паломник, 1998. С.186–191.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви / Репринтное издание в 3–х томах. – М.: б.и., 1998. – Т. 2. С.16–19.
Флоровский Г.В. Восточные отцы Церкви. – М.: АСТ, 2002. С.300–303.
О Пасхе // Христианское чтение. – СПб., 1839. – Ч.4.
Письмо к св. Григорию, просветителю Армении, о посте // Христианское чтение. – СПб., 1843. – Ч. 4.
Письмо о вере // Христианское чтение. – СПб., 1839. – Ч. IV.
Письмо о молитве к Григорию, просветителю Армении // Христианское чтение. – СПб., 1842. – Ч. 1.
Слово о воскресении мертвых // Христианское чтение. – СПб., 1837. – Ч. III.
Слово о смирении // Христианское чтение . – 1827. – Ч. 26.
Тахвита о сынах Завета / Пер. прот. Леонида Грилихеса и Г.М.Кесселя // БТ. – 2003. – Сб. 38.
Тахвиты "О посте" и "О молитве" / Пер. с сир.: прот. Леонид Грилихес и Г.М.Кессель // Богословский вестник. – Московская Духовная Академия и Семинария; Сергиев Посад. – 2004. – № 4.
Aphraatis Sapientis Persae Demonstrationes / Ed. J. Parisot. P., 1894-1907. (PS; 1/1-2); Pereira E. Jacobi Episcopi Nisibeni Homilia de Adventu Regis Persarum adversus urbem Nisibis // Orientalische Studien T. Nöldeke gewidmet. Gießen, 1906. S. 877-892; Garitte G. La version géorgienne de l'Entretien VI d'Aphraate // Le Muséon. 1964. T. 77. P. 301-306; La version arménienne des œuvres d'Aphraate le Syrien / Ed. G. Lafontaine. Louvain, 1977-1980. 3 t. (CSCO; 382-383, 405-406, 423-424); Sauget J.-M. Entretiens d'Aphraate en arabe sous le nom d'Ephrem // Le Muséon. 1979. T. 92. P. 61-69; Baarda T. Another Treatise of Aphraat the Persian Sage in Ethiopic Translation // Neutestamentliche Studien. 1981. Bd. 27. S. 632-640; Aphraate le Sage Persan. Les Exposés / Trad. et préf. M.-J. Pierre. P., 1988-1989. (SC; 349, 359) [франц. перевод]; Aphrahat. Demonstrationes. Unterweisungen / Übers. P. Bruns. Freiburg, 1991. 2 Bde. (Fontes Christiani; 5/1-2) [нем. перевод].