Жанна Кормина Номадическое православие: О новых формах религиозной жизни в современной России
Ab Imperio № 2 2012 г. с. 195
В статье "Номадическое православие: о новых формах религиозной жизни в современной России" антрополог Жанна Кормина анализирует сходную модель сетевой организации (религиозного) аффекта, телесных субстанций и материальных предметов. Как и в исследовании Бернштейн, формирование воображаемых и реальных коллективных тел становится здесь возможным благодаря специфически организованной подвижности. Однако в отличие от "корпоральных сетей" Берн- штейн, "общины на колесах", которые описывает Кормина, возникают не столько за счет связей между телами, сколько за счет постоянно возобновляемой и разрываемой связи между коллективным телом и святыней. Дискретной оказывается сама практика верования, сведенная к ритуалам групповых паломнических поездок. Лиминальность этих "номадов на приходах" очевидна, но в данном случае любопытен остра- няющий эффект их подвижности. Как отмечает Кормина, физическое движение ведет к определенной социальной мобильности: Предпочитая дальний храм своему местному, верующий либо хочет избежать контроля со стороны локальной общины, либо перемещается в более низкостатусное социальное пространство (из города в деревню), чтобы, используя социально-пространственную асимметрию, занять там позицию "элиты"... Подвижность, иными словами, оказывается средством преодоления границ, средством временным, слабо поддающимся институциализации. В подвижности, однако, заключается и определенная ирония этой формы религиозной практики. Именно невозможность окончательной увязки своего (религиозного) статуса и своей (мигрирующей) позиции и вынуждает православных номадов нормализировать лиминальную неукорененность своего положения: полилокальность превращается в образ жизни. Расхожее представление о номадах как свободных кочевниках, бесцельно странствующих в безграничной степи или пустыне, - это, безусловно, романтическое клише, имеющее мало общего с реально существующими номадами. "Люди пути" нуждаются в путях, т.е. в пространстве, исчерченном и осмысленном определенным образом. Томас Барфилд выразил эту идею, пожалуй, наиболее четко, заметив, что, несмотря на свою неочевидность, миграция номадов имеет свою цель и свой ритм: Ни при каких условиях номады не "блуждают" (wander). Они знают, куда и зачем они направляются. Сходным образом: их палатка или шалаш и есть их дом, и тот факт, что они периодически передвигают свой дом, еще не делает их "бездомными". О людях пути: номадизм сегодня
Библиография

Другие публикации на портале:

Еще 9