Христос Яннарас: Православный приход должен быть семьей
События

С самого начала Яннарас подчеркнул, что принципиально не может согласиться с  распространенной сейчас  точкой зрения, что церковный приход – это нечто из сферы услуг, что он нужен «для обслуживания религиозных потребностей людей». Православный приход – это подлинная евхаристическая общность, где прихожане становятся семьей, меняют свою жизнь и даже «производят культуру», считает богослов.

Для обоснования своей мысли он обратился к событиям тысячелетней давности – к церковной схизме, разделившей христианство на две части: восточную и западную. В названии обеих традиций сохранилось слово «кафолическая», но оно по-разному понимается католиками и православными! По словам лектора, на Западе «кафоличность» можно измерить «количественно», она связана с «понятием глобальности», собирания всей церковной полноты вокруг единого центра – Ватикана. Согласно западной модели, как понимает ее Яннарас, «глава Церкви безгрешен, т.к. он должен  исправлять ошибки других, сверху назначать епископов, контролировать их административно», что в логическом своем  пределе приводит к «тоталитаризму».

На Востоке же «кафоличность» воспринимается, в первую очередь, как «цельность, полнота истины». Ведь для того, чтобы понять, что такое материнство, вовсе не обязательно увидеть всех матерей, достаточно познакомиться с «правильной матерью»; а чтобы составить представление о любви, хватит и одной влюбленной пары, приводил примеры профессор. Так и в православной Церкви: ее «истина реализуется и проявляется в каждой поместной Церкви», поэтому нет никакой нужды в централизованном администрировании. В каждой поместной Церкви и в каждом приходе  совершается общая евхаристическая трапеза, соединяющая всех верующих в любви.

Для чего же мы приходим в Церковь? — задал вопрос ученый и сам на него ответил: «Некоторые думают – для того, чтобы стать "хорошими ребятами". Но для этого в Церковь идти вовсе необязательно, можно поступить в пионеры, в скауты и т.д. Я прихожу в Церковь, чтобы узнать: правда ли, что смерть попирается смертью? И ответ мы слышим на каждой литургии, в каждом приходе, где воплощается главное событие христианства», — сказал Яннарас.

Греческий богослов подчеркнул, что этот «ответ»  побуждает людей изменить свою жизнь, причем таким образом, чтобы «делиться своим Я, чтобы приобщаться вечному бытию». Поэтому прихожане не могут оставаться в скорлупе своего индивидуализма: «не может быть, чтобы прихожане друг друга не знали, чтобы каждый сам по себе приходил и уходил», «ради индивидуальной духовной потребности».

Любая религия зовет становиться лучше, но только Церковь призывает верующих стать подлинной общностью, «народным телом, которое производит культуру: то есть может описать свой духовный опыт через живопись, архитектуру, музыку и другие виды искусств», пояснил выступавший. Он был категоричен: «Если приход или епархия не производит ничего, что имеет отношение к чему-то высшему, – может, это и не приход вовсе, а какая-то пена…»

Для православного прихода, понятого именно в этом ключе, сейчас наступила «самая сложная эпоха», полагает богослов, т.к. основой и приоритетом современной культуры является индивидуализм. Ученый подробнее остановился на проблеме воспитания детей: обучаясь с младых ногтей самому главному – нажиманию разных кнопок, они получают «иллюзию всесильности», приобретая своего рода «душевную инвалидность», которая не позволяет им «выйти из своего Я» и, следовательно, создать нормальную семью и т.д.

Резюмируя сказанное, гость из Греции сказал: «Приход – это место, в котором мы должны все начать сначала, где должен поменяться весь наш образ жизни, в которую тогда  вернется влюбленность, пылкость, страстность».

Отвечая на вопросы, профессор рассказал, что современные приходы в Греции, как и в других странах, «преодолевают последствия озападнивания», т.е. всепроникающего культа индивидуализма. Вместе с тем, он отметил и приметы православного возрождения, когда «большие приходы вдруг рождаются "на пустом месте", по инициативе студенческой молодежи, которая ищет в Церкви общения. При этом он подчеркнул, что главное в православном приходе – отнюдь не пышность интерьера (что можно считать признаком "деревенщины", как передал слова Яннараса переводчик), а стремление прихожан "измениться внутренне"».

«Как вы видите роль епископа?» — спросили профессора. Яннарас ответил, что епископ сейчас, как и в древности, должен быть, в первую очередь, отцом для верующих, хотя нынешние условия требуют от епископа, главным образом, способностей администратора. Гость кратко ответил еще на множество вопросов: о роли настоятеля прихода, о взаимопроникновении монашеской и мирянской аскетической практики, о воспитании детей, об отношении к новым членам прихода и даже о современном финансово-экономическом кризисе в Греции. В заключение он признался, что впервые побывал в храме, посвященном мученице Татиане – святой покровительнице его покойной жены, и это для него особенно дорого.       

Встреча в Татьянинском храме состоялась в рамках  обширной программы визита Христоса Яннараса в Москву, во время которого он встретится со студентами и преподавателями Санкт-Петербургской и Московской Духовных Академий, а также – Сретенской семинарии. Греческий богослов приехал в Россию по приглашению высшего руководства Русской Православной Церкви.

Христос Яннарас родился в 1935 году. Современный греческий философ и православный богослов, автор таких трудов, как «Истина и единство Церкви» (1977), «Свобода этоса» (1979), «Введение в философию» (1980), «Предпосылки критической онтологии» (1985), «Реальное и воображаемое в политической экономии» (1989), «Православие и Запад в Новой Греции» (1992), «Постмодерная метафизика» (1993) и др.

Благовест-Инфо


Другие публикации на портале:

Еще 9