Нравственное состояние российского общества и прежде всего молодежи давно беспокоит ученых и педагогов. Как правило, мировоззрение молодого человека в значительной степени формируют СМИ. Поэтому тема социальной ответственности «четвертой власти» стала главной на заседании Совета по вопросам качества общего образования в Российской Федерации при Президиуме Генсовета «Единой России».
Планировалось, что на дискуссию придут не только университетские профессора, но и практикующие журналисты. Но никто из приглашенных представителей СМИ на обсуждении не появился, поэтому все выпады в свой адрес они приняли заочно.
Первым слово взял ректор МГУ Виктор Садовничий, который обеспокоен тем, что нравственный уровень молодежи неуклонно падает, и ответственность за это несут, на его взгляд, журналисты. Глава «первого вуза страны» уверен, что воспитание от образования неотделимо, при этом «важнее всего духовно-нравственные качества человека, и лишь на втором месте его становление как профессионала».
Говоря о проблемах телевидения — самого популярного в России медиа — Садовничий подчеркнул, что просветительских программ ничтожно мало. «Такая ситуация, — напомнил Виктор Антонович, — была не всегда: до 1996 года существовал канал "Российские университеты"». Нечто подобное ректор предлагает создать и сейчас. Конечно, просветительское телевидение не является коммерчески выгодным и требует внешней поддержки, например, государственного финансирования, но Садовничий призвал «не жалеть средств», ведь «это непременно окупится».
Академика беспокоит и то, что в СМИ слабо представлена тема образования как информационный повод. Например, в прессе практически не было рассказано о международном научном форуме «Ломоносов», собравшем в этом году более 7000 участников, и Фестивале науки, на который съехалось около 4000 школьников. Первыми, кто отметил это событие, были зарубежные, а не отечественные СМИ.
Реальные интересы современной журналистики проанализировал главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец. Цифры показывают, что качество контента печатных СМИ для молодежи невысоко: 15,5 % содержания посвящено развлечениям, 14,4 % — сексу и эротике, 13,7 % — рекламе, 56,7 % — остальным темам.
Среди «зол современного телевидения» Положевец назвал некорректную избыточную рекламу, агрессию на экране, избыток негативной информации, популяризацию безнравственности, систематическое искажение реальности. «Наше телевидение больно», — заключил главред «Учительской». Как и Садовничий, он считает, что «создание образовательного канала должно стать частью государственной политики». Для России Положевец предлагает модель западных стран, где «существует своеобразное разделение труда: гражданское общество формирует приоритеты в медиаполитике, а государство — их законодательные рамки».
Но как общество сформирует приоритеты, если инструменты анализа СМИ не развиты? На то, что в России, например, нет системы мониторинга телевидения, обратил внимание президент факультета журналистики МГУ Ясен Засурский. Он напомнил, что по существующему законодательству «СМИ должны удовлетворять публичный интерес, то есть действовать в интересах общества», но проблема в том, что они «не выполняют свои уставные положения». Засурский также поддержал идею медиаобразования, которое «поможет создать барьер против негативного влияния СМИ».
Положительный момент в современной медиасфере отметила декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова: бурное развитие Интернета может «реализовать взаимодействие СМИ и аудитории, то есть способствовать развитию активного, вовлеченного в социальную жизнь гражданина». В 2015 году Россия полностью перейдет на цифровое телевидение, и молодежи придется ориентироваться не в десятках, а в сотнях телеканалов и «в новой ситуации идея просветительского телевидения может найти новое понимание в обществе», — подчеркнула Вартанова.
По ее словам, факультет журналистики МГУ готовится провести конференцию по медиаобразованию с тем, чтобы ввести этот предмет как факультатив в средней школе. «Умение деконструировать СМИ, видеть плюсы и минусы, выбирать СМИ и создавать их самим — вот содержание предмета медиаобразование», — объясняет Вартанова.
В целом, по мнению Елены Леонидовны, государство должно определить цели информационной политики, соотносящиеся с национальными проектами. «Образованная Россия, просвещенная Россия — эти формулировки вполне могут быть основой для национальной идеи», — утверждает декан факультета журналистики.
Участники собрания пришли к общему выводу, что социальная ответственность СМИ означает «соответствие высоким профессиональным стандартам информативности, точности, объективности и баланса». То есть, СМИ должны быть объективными, отражать разные точки зрения на проблемы, быть открытыми к диалогу.
По итогам заседания было предложено подписать общественный договор со СМИ, создать Российский национальный наблюдательный совет для публичной оценки информационной политики электронных СМИ, ходатайствовать перед правительством об открытии просветительского телеканала и просить парламент принять закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». По словам вице-спикера Госдумы Олега Морозова, все эти предложения должны «пройти широчайшее обсуждение во всех сегментах общества, а затем реализоваться в законе». Тогда, подытожил дискуссию Виктор Садовничий, уляжется поднятая средствами массовой информации «волна, разлагающая общество».