Аргументы музейщиков против передачи религиозных ценностей вызывают в Церкви серьезные возражения
События

«Церковь обладает многолетним опытом в области сохранения произведений религиозного искусства, и при современном уровне развития технологий консервирования и реставрации способна взять на себя ответственность за все, что ей передается. Свидетельством тому — многие и многие современные храмы и монастыри», — говорится в опубликованном в четверг открытом обращении известных представителей Церкви.

Документ, который стал реакцией на недавнее письмо работников музеев президенту РФ Дмитрию Медведеву, подписали глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, глава синодального Информационного отдела Владимир Легойда и ответственный секретарь патриаршего Совета по культуре, наместник Сретенского монастыря Москвы архимандрит Тихон (Шевкунов).

Признавая совпадение позиций музейных работников и Церкви по вопросу о необходимости обеспечить сохранность зданий и предметов, «являющихся важной частью отечественного культурного наследия», авторы обращения в то же время заявили, что аргументы музейщиков против принятия законопроекта о передаче имущества религиозного назначения «в ряде случаев вызывают серьезные возражения».

«Вами утверждается, что ни один православный храм России сам по себе не способен обеспечить правильное хранение древних икон и фресок, а также то, что в церковном обиходе древние иконы ранее не сберегались. Невольно возникает вопрос: если все обстояло так, то каким же образом огромное количество старинных икон, входящих ныне в музейные собрания, сохранилось до XX века?» — сказано в обращении.

Авторы письма президенту утверждали, что икона в музее «не только оберегается от гибели, но и получает вторую жизнь через научную реставрацию» в противовес «церковному поновлению». Между тем в Церкви заявляют, что случаи подобного безграмотного «поновления» если и случались ранее, то крайне редко, и «за любые непродуманные действия священникам, ответственным за сохранность икон, неизбежно придется держать ответ перед церковным священноначалием».

«На практике древние святыни, перед которыми молились многие поколения верующих, окружены в храмах благоговейным почитанием, и, разумеется, речи об их поновлении в принципе не идет. Кроме того, сам факт нахождения древней иконы в храме не означает невозможности — если необходимо — научной реставрации такого образа», — сказано в документе.

По словам его авторов, Церковь «давно и активно сотрудничает с профессиональными реставраторами, а также занимается подготовкой будущих реставраторов в своих учебных заведениях».

Представители Московского Патриархата отметили, что пребывание икон, подобно другим экспонатам, в музейных запасниках, на полках и стеллажах «противоречит самому замыслу их создателей». Они не согласились с тем, что икона как культурная ценность общедоступна лишь в музее, тогда как в храме ее могут видеть только верующие.

«Нет никаких ограничений на посещение храмов Русской Православной Церкви представителями других религий и конфессий или неверующими людьми», — заявили авторы обращения, добавив, что многие иконы находятся в запасниках музеев, «где их годами могут наблюдать только избранные специалисты».

«Вы выражаете надежду на то, что в начале третьего тысячелетия утрата древних памятников не должна повториться. Русская Православная Церковь целиком разделяет эту надежду и для воплощения ее в жизнь готова к широкому сотрудничеству с музейным сообществом России, которое в нашей Церкви пользуется заслуженным уважением благодаря огромному вкладу музеев в сохранение общего культурного наследия», — сказано в обращении.
 

Другие публикации на портале:

Еще 9