9–10 июня 2022 года в Санкт-Петербургской духовной академии прошли мероприятия, организованные Обществом изучения церковного права имени Т. В. Барсова («Барсовское общество»), имеющие целью положить начало разработке нового исследовательского направления «Церковное право и культура».
Для участия в мероприятии в академию прибыли участники проектной группы «Право и искусство» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Москва) Ю. В. Ерохина, С. В. Коваль, А. Рябова, Е. А. Тохтуева, Ю. А. Меркулова.
9 июня участники проектной группы познакомились с фондами библиотеки академии, в частности с разнообразными изданиями источников по церковному праву.
10 июня в Книжной гостиной Санкт-Петербургской духовной академии прошёл научно-исследовательский круглый стол в формате форсайт-сессии* на тему «Церковное право и культура». Организаторами мероприятия выступили Барсовское общество, кафедра богословия СПбДА и Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
Перед началом работы к участникам встречи обратился директор издательства СПбДА, секретарь Барсовского общества Д. В. Волужков. Дмитрий Владимирович рассказал о том, что идея сопоставления церковного права и культуры впервые прозвучала на III и IV Барсовских чтениях в докладах доцента кафедры церковной истории СПбДА А. В. Березкина, посвящённых культурно-правовому анализу кинофильмов «Гамлет» (с И. Смоктуновским) и «Венецианский купец» (с Аль Пачино). Также было отмечено, что в настоящее время данная тема в науке церковного права не разработана.
Далее присутствующих приветствовал кандидат богословия, кандидат исторических наук, проректор по научно-богословской работе СПбДА протоиерей Константин Костромин, пожелавший участникам плодотворной дискуссии.
Основной доклад «Церковное право и культура: введение в проблематику» представила Ю. В. Ерохина, обратившая внимание присутствующих на междисциплинарный характер исследования. Юлия Владимировна выделила направления, нуждающиеся в дальнейшей проработке. Одним из них, по её словам, является чёткое формулирование понятийно-категориального аппарата, поскольку термины «церковное право» и «культура» многозначны и их конвенциональные интерпретации отсутствуют.
Продолжая данную мысль, Юлия Владимировна привела несколько отличающихся друг от друга определений церковного права таких русских учёных, как И. С. Бердников, Н. А. Заозёрский и Н. С. Суворов, а также указала на повсеместность употребления понятия «культура», значение которого в разных контекстах может меняться от коллективной идентичности и нации, корпоративной политики, цивилизации, искусства и литературы до массовых популярных артефактов и даже ритуалов.
В своём выступлении Ю. В. Ерохина обозначила специфику предмета церковного права как науки в контексте рассматриваемой темы, привела результаты анализа источников церковного права и обозначила необходимость использования сравнительного анализа.
После доклада состоялась дискуссия участников круглого стола, в которой они поделились своими экспертными комментариями и идеями.
М. Н. Цветаева в своём комментарии указала на безусловную связь церковного права с культурой по линии духовно-нравственного аспекта человеческого существования, так как это восходит ещё к дописьменной культуре, первобытному культу и организации правопорядка. Марина Николаевна отметила, что культура всегда связана с духовными изысканиями, а следовательно, и с правилами регулирования духовных отношений.
П. И. Гайденко, в свою очередь, отметил, что Церковь — одно из мест, где природно присутствует эстетизм, который также обнаруживается и в церковном праве в целом, и в церковном суде в частности. Также, по словам Павла Ивановича, нельзя обойти стороной вопрос развития ритуалов и протоколов, поскольку на них огромное влияние оказывала культура.
А. М. Прилуцкий обозначил важность правового дискурса, ибо церковное право принадлежит к группе юридических наук, которым присуща высокая степень точности. Александр Михайлович предложил использовать культурную парадигму как герменевтический ключ к пониманию тех или иных канонических правил, так как норма права не существует абсолютно — она вписана в контекст других норм и понимается в контексте эпохи.
Ю. В. Оспенников призвал коллег в рамках реализации данного исследования двигаться в направлении искусства. По мнению Юрия Владимировича, художник всегда отображает те противоречия, которые скрываются за написанными на бумаге юридическими формулировками.
Протоиерей Александр Задорнов предложил в качестве одного из направлений исследования рассмотреть формирование некоторых явлений в культуре и искусстве под воздействием канонического права, а также взаимодействовать с церковным правом как частью церковной культуры.
Организаторы также предоставили возможность поделиться своим мнением принимавшим участие в форсайт-сессии студентам и аспирантам.
После обмена мнениями Д. В. Волужков и Ю. В. Ерохина подвели итоги дискуссии и поблагодарили участников за открытость и конструктивность в обсуждении будущего исследования.
Справка:
*Форсайт-сессия — методика прогнозирования будущего, в данном случае используемая для определения стратегии разработки нового исследовательского направления «Церковное право и культура», ставящая своими задачами развитие навыка целеполагания, стратегического мышления и ответственного поведения, разработку стратегического плана дальнейшей работы по тематическому направлению и развитие практик межвузовского взаимодействия преподавателей, аспирантов и студентов.
Источник: Spbda.ru