В «Центре изучения патристики и христианской древности» МДА состоится курс лекций «Введение в коптскую христианскую литературу»
События

В «Центре изучения патристики и христианской древности» МДА состоится курс из двух лекций «Введение в коптскую христианскую литературу».

Египет, история распространения евангельской проповеди в котором восходит ещё к апостольской эпохе, стал одним из важных богословских центров в первом тысячелетии. Свидетельством этого являются тексты, дошедшие до нас на древнегреческом языке (Климент Александрийский, Ориген, свт. Афанасий Александрийский, Дидим Слепец, свт. Кирилл Александрийский). Но греческий не был единственным языком, на котором писали и говорили христиане этого региона. Многие важные документы богословской египетской мысли (принадлежащие как представителям Великой Церкви, так и гетеродоксальным течениям) дошли до нас на коптском языке. 

Коптский язык и коптская литература являются одним из важных и малоизученных пластов истории восточного христианства. Целью данного цикла лекций является знакомство слушателей с этой обширной областью исследований.

Лекция 1. История коптского языка. Коптские рукописи. Научный инструментарий коптолога.

17 мая 2022 г. (16:00–18:00, время московское)

Первая часть лекции будет посвящена истории, особенностям и диалектам коптского языка, древнего языка христиан Египта, являющегося последней стадией фараонского египетского языка в языковом отношении, но радикально отличающегося от предыдущих стадий этого языка своей графической системой: он написан не иероглифами, а 24 буквами греческого алфавита, к которым добавлены семь знаков. Окончательно сформировавшийся в III веке, коптский язык представлен в различных диалектных разновидностях от севера до юга Египта. Самые древние рукописи свидетельствуют об этом разнообразии, которое после VI века сводится к двум основным диалектам, который в долине Нила называется сахидским, а в Дельте — бохайрским.

Во второй части лекции будут представлены книжные центры христианского Египта (Белый монастырь, Красный монастырь, Фаюмский оазис), а также основные собрания коптских рукописей, являющихся главным источником наших знаний по коптской литературе. 

Третья часть лекции будет посвящена современным научным инструментам, которые используются в настоящее время для изучения коптской христианской литературы (грамматики, словари, справочники, издания текстов, электронные базы данных).

Лекция 2. История христианства в Египте. Коптская литература. Исследования по коптологии в России.

24 мая 2022 (16:00–18:00, время московское)

В ходе первой части лекции будут представлены основные события истории христианской Церкви в Египте (проповедь евангелиста Марка, Эдикт императора Константина, Халкидонский собор, арабское завоевание, современное состояние).

Во второй части лекции будет рассмотрена переводная и оригинальная коптская литература, представленная библейскими, гомилетическими, агиографическими, богословскими, апокрифическими, гностическими и литургическими текстами, а также основные авторы (Шенуте Атрипский, прп. Антоний Великий, свт. Афанасий Александрийский, прп. Пахомий Великий, Беcа, прп. Феодор Освященный, прп. Орсисий, Чарур и др.).

Третья часть лекции будет посвящена истории коптологии в России и её основным представителям (Оскар Эдуардовиа фон Лемм, Борис Александрович Тураев, Пётр Викторович Ернштедт, Марианна Казимировна Трофимова, Алла Ивановна Еланская, а также современные исследователи).

О лекторе

Алексей Александрович Морозов. 

    • В 2011 г. окончил бакалавриат Самарской Православной Духовной семинарии.

 

  • С 2012 по 2013 гг. проходил обучение в рамках Университетского диплома «Межкультурное взаимодействие, светскость, религии» Парижского католического института (Франция).
  • В 2016 г. окончил бакалавриат по профилю классической филологии Университета Сорбонны (Париж, Франция).
  • С 2015 по 2017 гг. проходил обучение по профилю «Коптский язык» в рамках Университетского диплома «Древний и средневековый миры. Древние языки, эпиграфика, папирология» Страсбургского Университета (Франция).
  • С 2016 по 2018 гг. обучался на магистратуре по профилю классической филологии Университета Сорбонны (Париж, Франция), в рамках которой были написаны и защищены две магистерские диссертации под руководством профессора Оливье Мюник на темы «Досье гностической школы Валентиниан в Опровержении всех ересей Псевдо-Ипполита Римского» и «Досье Симона Самаритянина в Опровержении всех ересей Псевдо-Ипполита Римского».
  • С 2018 г. является преподавателем-ассистентом кафедры патристики и истории древней Церкви факультета теологии Фрибурского университета (Швейцария), а также докторантом факультета классической филологии Университета Сорбонны (Париж, Франция) и теологического факультета Фрибурского Университета (Фрибур, Швейцария). Тема докторской диссертации: «Трактат ”О воскресении” Мефодия Олимпийского: критическое издание, перевод и комментарий».
  • В 2020 г. окончил обучение по профилю «Сирийский язык» в рамках Университетского диплома «Древний и средневековый миры. Древние языки, эпиграфика, папирология» Страсбургского Университета (Франция).

 

Библиография:

  • Morozov A. Le dossier de Simon de Samarie dans la « Réfutation de toutes les hérésies » du Pseudo-Hippolyte. Paris: Revue des Études Tardo-antiques, 2020. (Collection Pierre-Louis Malosse I). 
  • Hainthaler Th., Mali F., Emmenegger G., Morozov A. (Hgg.). Imago Dei. Forscher aus dem Osten und Westen Europas an den Quellen des gemeinsamen Glaubens. Studientagung L’viv, 12 – 14. September 2019 “Imago Dei”. Innsbruck-Wien: Tyrolia Verlag, 2021. (Pro Oriente XLIII).
  • Morozov A. Lettre de Taueit au diacre apa Sarapiôn // Boud’hors A., Delattre A. (éds.). Coptica Sorbonen-sia. Textes de la 6e école d’été de papyrologie copte, Paris, 2-11 juillet 2018 (P. Sorb. Copt.). Paris: ACHCByz, 2022. (Studia Papyro-logica et Aegyptiaca Parisina 4). P. 174-178. 
  • Morozov A. Les dialogues de Platon et le De Resurrectione de Méthode d’Olympe // Suarez-Nani T., Tsopurashvili T. (éds.), Héritages platoniciens et aristotéliciens dans l’Orient et l’Occident (IIe–XVIe siècles). Actes du colloque de Tbilissi, juin 2019. Wiesbaden: Reichert Verlag, 2021. (Scrinium Friburgense 54). P. 39-53. 
  • Morozov A. Pour une édition critique du De Resurrectione de Méthode d’Olympe: enjeux et problèmes // Vinzent M., Künzl K. (eds.), Papers presented at the Eighteenth International Conference on Patristic Studies held in Oxford 2019. Volume 23: Apocrypha et Gnostica; Ignatius of Antioch - The Mysterious Bishop; The Second and Third Centuries. Leuven: Peeters, 2021. (Studia Patristica CXXVI). P. 397–406. 
  • Morozov A. L’Image de Dieu comme un des arguments principaux en faveur de la résurrection charnelle dans le De Resurrectione de Méthode d’Olympe // Hainthaler Th., Mali F., Emmenegger G., Morozov A. (Hgg.), Imago Dei. Forscher aus dem Osten und Westen Europas an den Quellen des gemeinsamen Glaubens. Studientagung L’viv, 12 – 14. September 2019 “Imago Dei”. Innsbruck-Wien: Tyrolia Verlag, 2021. (Pro Oriente XLIII). P. 101-120. 
  • Морозов А. А. Диалог Мефодия Олимпийского «О воскресении» (CPG 1812) и методология критического издания славянских текстов // Библия и христианская древность. 2020. № 3 (7). С. 80–125.
  • Морозов А. А. Обзор изданий коптских текстов в серии «Corpus scriptorum christianorum orientalium». Часть 1 // Библия и христианская древность. 2021. No 2 (10). С. 191–220.
  • Морозов А. А. Зачем было написано Евангелие Иуды? // «Иисус» — Православный портал о Христе и христианстве. URL: https://jesus-portal.ru/life/expert/zachem-bylo-napisano-evangelie-iudy/ (дата публикации: 25 сентября 2019 г. 

 

Источник: Patristic.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9