Мавзолеи Сакса Рубра в Риме впервые открыли для публики
События

Мавзолеи Сакса Рубра, две древние гробницы на северной окраине современного Рима, впервые открыты для публики каждый третий четверг месяца, сообщает Тhe history blog.

Гробницы II века, окружённые современной застройкой вдоль Виа Фламиния, малоизвестны и их легко не заметить при ошеломляющей плотности исторических памятников Рима, но они имеют большое археологическое значение.

Гробницы находятся на 8-м километре Виа Фламиния, древней республиканской дороги из города на север. Обе они были вырезаны из красного туфа, потому и названы Saxa Rubra (что означает «красная пещера»).

На большей из двух гробниц есть надпись, из которой становится ясно, что это гробница Квинта Назония Амвросия, вольноотпущенника из семьи Назониев, и его жены, вольноотпущенницы Назонии Урбики. Гробница была обнаружена в 1674 году во время работ по подготовке к юбилейному 1675 году.

С момента обнаружения с гробницей обращались самым худшим образом. Судьба этого исторического памятника показывает, как культурное наследие может быть уничтожено пренебрежением, невежеством и жадностью. Информационные панели в гробнице рассказывают эту историю.

Рабочие, нашедшие гробницу, пробили расписанный фресками потолок, разрушив часть штукатурки. Парадный вход в погребальную камеру обрамляло украшение в виде храма с четырьмя пилястрами, поддерживающими треугольный фронтон, высеченный из того же туфа.

Внутри они обнаружили прямоугольную погребальную камеру с несколькими нишами. Стены были разделены карнизом на две части. Нижняя часть имеет ниши; в верхней чередуются люнеты и квадраты. Гробницу украшали мозаичные полы и изысканные фрески на каждой оштукатуренной поверхности стен, ниш и потолка.

Подробные рисунки и фрески гробницы, созданные художником и гравёром Пьетро Санти Бартоли в 1680 году, документируют богато детализированные сцены из мифологии (Эдип и Сфинкс, Орфей, зачаровывающий животных) и литературы, а также архитектурные обманки (коринфские колонны, карнизы, фронтоны, фризы), цветочные гирлянды, животных, урны, аллегорические фигуры (четыре времени года, счастье) и несколько удивительных сцен охоты. В том числе присутствует сцена с парой довольно странных львов, нападающих на группу людей со щитами. Другая сцена: два больших леопарда атакуют мужчин, пытающихся поймать их в ловушку, вероятно, для использования на арене.

Открытие гробницы в своё время отметили, но при этом её никак не охраняли. С момента открытия до конца XIX века, даже после того как Рим стал столицей объединённой Италии в 1870 году, фрески снимали и продавали по частям всем желающим, включая Британский музей. В итоге почти вся мозаика сорвана со стен. К концу века даже фасад был разрушен. Оставшиеся фрески были повреждены и выцвели до такой степени, что стали почти неузнаваемыми. Их практически невозможно было сопоставить с подробными рисунками Бартоли.

Информационные панели в гробнице Назониев рассказывают печальную историю памятника. Они снабжены рисунками Бартоли, чтобы дать посетителям представление о том, как выглядела гробница, когда была обнаружена.

Вторая гробница в гораздо лучшем состоянии. Её открыли в 1923 году. У двери нашли прекрасно сохранившуюся мраморную плиту с посвящением женщине по имени Фадилла от её любящего мужа. 

Это небольшое помещение, но роскошно украшенное: чёрно-белый мозаичный пол с птицами, меандрами и другими формами в чередующихся восьмиугольниках и квадратах; стены и потолки полностью оштукатурены и украшены фресками с изображением крылатых амуров, урн, животных (павлинов, антилоп), обведённых цветной краской для создания изогнутых и многоугольных секций.

Могила Фадиллы осталась нетронутой, пережив период фашизма, Вторую мировую войну и пренебрежение со стороны муниципалитета, что, к счастью, в данном случае оказалось только к лучшему. Контраст между состоянием гробницам очень заметен.

Источник: Sedmitza.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9