20 января в 19:30 в культурном центре «Покровские ворота» состоится первая (обзорная) лекция Дмитрия Лебедева «Дитрих Бонхёффер. Биография и богословие». Вход на мероприятие свободный.
Дитрих Бонхёффер (1906—1945) — известный немецкий лютеранский теолог и проповедник, творения которого до сегодняшнего дня не теряют актуальности и могут предложить почву для размышлений христианам всех конфессий. Богословие Бонхёффера тесно связано с историческими событиями, свидетелем и участником которых он стал.
Случилось так, что период богословской зрелости Бонхёффера совпал по времени с установлением в Германии национал-социалистического режима. Осенью 1923 года Бонхёффер начинает изучать теологию в Тюбингенском университете; этой же осенью в Мюнхене происходит Пивной путч — первая неудачная попытка Гитлера захватить власть. В ноябре 1931 года Бонхёффер становится пастором; в феврале 1932 года Гитлер впервые участвует в выборах. К 1933 году заканчивает формироваться богословский стиль Бонхёффера, в этом же году Гитлер приходит к власти.
Установление национал-социалистического режима повлекло за собой раскол евангелических церквей на две неравные группы — т. н. «Немецких христиан», лояльных режиму и готовых приспосабливать евангельскую весть под нужды государственной идеологии, и «Исповедующую церковь», в которую вошли те немногие, кому следование за Христом оказалось дороже покровительства правящей партии. Одним из руководителей этой церкви становится Дитрих Бонхёффер. Летом 1935 года он открывает семинарию в Финкенвальде, где занимается подготовкой пасторов для «Исповедующей церкви». Там же он читает лекции о «Nachfolge», т. е. о следовании за Христом, которые впоследствии легли в основу одноимённой книги. В сентябре 1937 года гестапо закрывает семинарию, Бонхёффер ещё два года продолжает обучение семинаристов подпольно, затем и это становится невозможным.
Летом 1939 года Бонхёффер уезжает в США, где ему предлагают переждать государственный террор, царивший в Германии. Однако он почти сразу же понимает, что не сможет находиться в стороне от событий, происходящих на родине, и через два месяца возвращается домой. С этого времени он вступает в связь с заговорщиками, готовившими государственный переворот. В этот же период, с 1939 по 1943 гг., он пишет книгу «Этика», где пытается богословски осмыслить происходящее. В апреле 1943 года Бонхёффера арестовывают, следующие два года он проводит в заключении, откуда пишет богословские письма, позже изданные в сборнике «Сопротивление и покорность». 9 апреля 1945 года Дитрих Бонхёффер был казнён в концлагере Флоссенбург. Место его захоронения неизвестно до сих пор.
Творения Бонхёффера начали переводить на русский язык лишь в 90-х годах. Хотя с тех пор прошло уже больше тридцати лет, большая часть его текстов всё ещё неизвестна российскому читателю. Список русскоязычной литературы, посвящённой ему, также крайне скуден.
О лекторе: Дмитрий Лебедев — бакалавр теологии, выпускник богословского факультета ПСТГУ. Занимается изучением Дитриха Бонхёффера с 2018 года. В 2019 году защитил бакалаврскую диссертацию, посвящённую идее «безрелигиозного христианства», которая является центром богословских «писем из заключения» Д. Бонхёффера. В 2019–2020 гг. проходил стажировку в Гумбольдском университете в Берлине, по итогам стажировки в журнале МДА «Библия и христианская древность» был опубликован библиографический обзор литературы, посвящённой наследию Бонхёффера. На данный момент занимается исследованием этических воззрений этого теолога в период с 1925 по 1937 гг.; переводит произведения Бонхёффера, а также статьи, посвящённые его богословию.
Источник: Pokrovka27