В Вестнике ПСТГУ вышла статья по истории Второго вселенского собора
События

Антонов Н. К. Второй вселенский собор в историко-богословском контексте // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 95. С. 9-32.

В статье рассматривается историко-богословский контекст Константинопольского собора 381 г., на основании сохранившихся источников реконструируется богословская и церковно-практическая повестка собора и его ход, анализируется рецепция его решений на последующих соборах 381–382 гг. В контекстной части описаны события Антиохийской схизмы, Антиохийский собор 379 г., а также церковно-политическая активность императора Феодосия I. Демонстрируется, что коммуникация церковных течений и деятельность императора были направлены на установление кафолического консенсуса с сохранением самостоятельности Востока. В рамках реконструкции хода Константинопольского собора 381 г. рассмотрены полемика о наследовании Антиохийского престола, вопрос о присоединении к Кафолической Церкви македониан, конфликт вокруг выборов константинопольского епископа, обсуждение четырех соборных правил и версии происхождения Никео-Константинопольского символа веры. Особое внимание уделено восприятию собора свт. Григорием Богословом, поскольку его поэма De vita sua является наиболее подробным источником, повествующим о соборе. Показано отрицательное восприятие решений Константинопольского собора на Аквилейском соборе 381 г. и относительное примирение сторон в 382 г. В заключении статьи делается вывод о том, что в концепте «Второй вселенский собор» церковного Предания соединены деяния трех восточных соборов 379–382 гг.: если на Антиохийском соборе 379 г. главной целью можно считать восстановление общения мелетиан с Римской кафедрой, то целью Константинопольского собора 381 г. была скорее демонстрация независимости восточного епископата от западного; Константинопольский же собор 382 г. был направлен на фиксацию богословского согласия и церковно-практической независимости Востока от Запада, т. е. подтверждал богословие 379 г. и решения 381 г. Кроме того, утверждается необходимость отдельного анализа богословия этого периода, поскольку документы рассматриваемых соборов нельзя считать исчерпывающим выражением кафолического тринитарного богословия.

 

Текст статьи доступен на сайте журнала


Другие публикации на портале:

Еще 9