Музей истории ГУЛАГа представил книгу писем репрессированного лютеранского пастора
События

Презентация книги «Сиблаг НКВД. Последние письма пастора Вагнера. Личный опыт поиска репрессированных» состоялась 5 сентября в рамках 33-й Московской международной книжной ярмарки в Манеже. В этой книге опытом поиска сведений о своем прадеде – лютеранском пасторе Вольдемаре Вагнере (1898 – 24 сентября 1937) поделился автор – сотрудник Музея истории ГУЛАГа Александр Макеев. Книгу выпустил Музей истории ГУЛАГа совместно с Издательством АСТ при поддержке посольства Федеративной Республики Германии.

Александр Макеев – руководитель Центра документации Музея истории ГУЛАГа –  рассказал, что собирал материалы о своем родственнике в течение трех лет по разным архивам. Ему удалось найти 38 писем своего прадеда из Сиблага, а также большое количество фотографий. Собранные материалы вошли в состав постоянной экспозиции Музея истории ГУЛАГа, часть из них можно увидеть на виртуальной выставке. Задача автора состояла не только в том, чтобы рассказать о судьбе своего прадеда. Подробно, шаг за шагом, описывая этапы своего поиска, он старается помочь тем, кто, как и он, не будучи профессионалом-архивистом, хочет найти сведения о своих репрессированных родных, об истории семьи.

Что касается семьи, в которой вырос автор книги, то тема репрессий в ней никогда не замалчивалась, но воспринималась «привычно, обыденно». Про Вольдемара Вагнера, отца бабушки Фриды, известно было только то, что он был священником, служил в Ленинграде, а последнее письмо от него пришло в 1937 г. из Кемеровской области. В семье считали, что он умер в 1942 г. в лагере от болезни, но причина пятилетней паузы в письмах была неизвестна. В ходе поисков правнуку удалось узнать, что пастор был расстрелян 24 сентября 1937 г., причем решение было принято за один день: допрос – обвинительное заключение – «суд» тройки – приговор, который тут же был приведен в исполнение – так выглядела процедура «правосудия» в отношении «врагов народа».

Пастора Вагнера арестовывали не однажды. Впервые это произошло в Саратове в 1931 году, затем – в 1935 году в Ленинграде, когда Вольдемар нес пасторское служение в одной из самых старых лютеранских общин северной столицы — церкви св. Екатерины на Невском проспекте. Он стал последним пастором этой общины – после его ареста церковь была закрыта, а ценное имущество передано в Эрмитаж.

Как выяснил автор книги, обвинение в отношении Вагнера было основано на том, что Лютеранская церковь в Советской России получала материальную помощь из-за рубежа от различных лютеранских организаций и МИДа Германии. «Именно эти финансовые потоки дали Советам повод развернуть процессы в отношении членов церкви <…> Основным мотивом для ареста моего прадеда стала именно его пасторская работа <…> Проявляя заботу о членах общины, он составил список из 24 человек, которым была нужна финансовая помощь», – пишет Макеев. Чекисты сделали вывод: если в Германии правят фашисты, то и все организации там тоже фашистские.

Кроме того, в 1926 году Вольдемар Вагнер отправился в Ленинград учиться на Евангелическо-лютеранских библейских курсах по подготовке пасторов. Как рассказал на презентации Михаэль Шварцкопф, пропст Северо-Западного пропства Евангелическо-Лютеранской Церкви европейской России, эти курсы для подготовки лютеранских российских пасторов организовал епископ Артур Мальмгрен, фактически это была богословская семинария с высоким уровнем преподавания. По словам пастора Шварцкопфа, советская власть, занятая планомерной борьбой с русским православием, поначалу не препятствовала лютеранам в надежде, что они «сами собой исчезнут». Однако позже, не желая ссориться с Германией, которая поддерживала эти успешные курсы, власть не могла сразу их закрыть, но стала арестовывать преподавателей одного за другим. Сам епископ Мальмгрен остался последним, он смог выехать из СССР в 1936 г. после допроса в ОГПУ, а его первый помощник и один из первых выпускников семинарии пастор Вагнер остался. И эта деятельность тоже была вменена ему в вину.

На вопрос, является ли он «истинно-верующим и готов ли пожертвовать собой ради веры», Вагнер ответил: «Причисляю себя к истинно-верующим с вытекающими отсюда последствиями». Эти слова из следственного дела приводятся в книге. Семья пастора Вагнера – жена Паулина с тремя дочерьми после его ареста была без суда и следствия выслана в Казахстан. Письма пастора Вагнера к семье – живые, теплые, ободряющие, полные любви – опубликованы в новом издании. Выставка в Музее ГУЛАГа была названа строками из этих писем «Миленькая, дорогая жена!»

«Письма семье, написанные из заключения, и другие документы, обнаруженные в результате кропотливых поисков, передают очень личные ощущения от сталинского террора», – сказал в своем видеообращении к участникам презентации и всего издательского проекта посол ФРГ в России Геза Андреас фон Гайр. Он упомянул, что одновременно со сталинскими чистками разворачивались репрессии на его родине, где «фанатичное безумие нацистов в конце концов породило Холокост и развязало войну». Говоря об ответственности немцев, помнящих этот жестокий урок истории, отдавая дань памяти жертвам репрессий во всем мире и полагая человеческое достоинство основополагающим принципом жизни Германии, дипломат подчеркнул необходимость «работы во имя долга памяти». И в этом смысле книга А. Макеева, издание которой поддержало посольство ФРГ, очень важна: «Она документирует то, что произошло, открывает возможности для примирения и иллюстрирует достоинство пастора Вагнера», судьба которого «напоминает и о тяжелой истории отношений между нашими странами».

Пастор Вагнер стал мучеником российского лютеранства, отметил пастор Шварцкопф. «Сегодня российские лютеране должны сохранить память своих мучеников», и новая книга этому, несомненно, способствует, считает он. Ведущая презентации, руководитель издательской программы Музея истории ГУЛАГа Светлана Пухова сообщила, что презентацию книги писем Вольдемара Вагнера планируется провести в Санкт-Петербурге, в восстановленной Катарин-кирхе, и совершить там поминальную службу в честь последнего пастора этого храма. На презентации выступила также внучка пастора Вагнера Ольга Абрамова, которая поблагодарила всех, кто принимал участие в издании книги.

Юлия Зайцева

 

Благовест-инфо


Другие публикации на портале:

Еще 9