10 июля президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал указ о присвоении собору Святой Софии в Стамбуле статуса мечети. Какими мотивами руководствовался президент? Как внутриполитическая обстановка в Турции и внешняя политика этой станы повлияли на столь резонансное решение? Что изменится после превращения собора в мечеть? На эти вопросы 14 июля отвечали российские эксперты, приглашенные МИА «Россия сегодня» на онлайн-конференцию на тему: «Собор Айя-София: судьба византийской святыни и вектор развития Турции».
В начале встречи старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Иван Фадеев кратко напомнил историю знаменитого собора в Константинополе, который в течение столетий, начиная с VI века, был центром восточно-христианского мира. Взятие Константинополя турками в 1453 г. «потрясло весь христианский мир», и тогда превращение Святой Софии в мечеть стало «трагическим событием не только для православного мира, но и для католического», утверждает историк. До революции Ататюрка собор был «полноценной мечетью». В 1934 г. Айя-София была открыта как музей, и этот статус сохранялся до недавних дней, хотя, начиная с 1990-х гг., ничто не мешало периодически совершать там, в небольшом помещении, мусульманскую молитву. «Нынешние события для христиан по всему миру вновь открыли старую незаживающую рану… Многие в христианском мире предпочли бы, чтобы собор Св. Софии оставался музеем, а не мечетью», – сказал Фадеев, добавив, что Патриархи Кирилл и Варфоломей и Папа Франциск уже выступили с заявлениями, в которых выражают «боль и горечь» по поводу решения турецких властей.
Профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владислав Петрушко знает о реакции Фанара на обсуждаемое событие, но он не преминул резко высказаться в этой связи о роли Патриарха Варфоломея. По словам историка, глава Константинопольского Патриархата войдет в историю не только «как Герострат, разрушитель единства христианского мира», но также и как «тот Патриарх, при котором Святая София вновь стала мечетью». Рассказав о значении собора Св. Софии для православного мира и для истории России, Петрушко с сожалением констатировал, что это потеря для всего христианского мира. Вместе с тем, он упомянул о реакции российских мусульман на решение президента Турции и в связи с этим выразил обеспокоенность тем, что события в Стамбуле и их разная оценка могут «косвенно отразиться на межрелигиозных отношениях в России».
Политические аспекты решения Эрдогана о соборе Св. Софии проанализировал заведующий кафедрой восточных языков Дипломатической академии МИД России Асламбек Мозлоев. По его мнению, целый ряд внутри- и внешнеполитических причин заставил президента Турции «обратиться к этому рычагу, чтобы привлечь внимание» и «одним ударом достичь сразу нескольких целей». «Нарастание экономических сложностей, кризисные явления, огромный внешний долг, серьезная безработица» – все это не прибавляет доверия народа правительству Эрдогана. Судя по всему, он решил «вызвать симпатию резким движением», используя фактор религиозного сознания, ориентируя его на «философию неоосманизма», которая заключается в идее «объединить мусульманский мир под флагом османского величия, привлечь внимание "Братьев-мусульман"». Таким образом Эрдоган «дистанцировался от принципа светскости». Однако «заигрывание с религиозным сознанием всегда заканчивается плачевно», констатировал востоковед.
Он не исключает также, что Эрдогану не дает покоя величие султана Мехмеда II, который завоевал Константинополь в 1453 г. «Это вербально не артикулируется, но за решением (превратить Софию в мечеть – ред.) может скрываться идея продолжения его дела, как бы второе завоевание Константинополя-Стамбула», – предполагает Мозлоев.
Кроме того, превращение собора в мечеть может быть акцией Эрдогана против своих политических противников – оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП), которая на прошлогодних муниципальных выборах завоевала большинство в крупнейших городах Турции – в Стамбуле, Измире, Анкаре. Переживая это «серьезное поражение», Эрдоган решил «ударить по оппозиции», изменив на противоположное решение основателя НРП Ататюрка о соборе Св. Софии. Таким образом президент хотел изобличить в глазах сторонников оппозиции «бессилие руководства НРП, которое не смогло защитить решение основателя Ататюрка», полагает эксперт.
Он также обратил внимание на внешнеполитический аспект проблемы: возможно, Эрдоган недооценил влияние своего шага в отношении Айя-Софии на взаимоотношения с Россией, вместе с которой удалось «добиться успехов на сирийском тренде». Кроме того, Россия «помогла Турции выйти на мировой уровень», а Турция «не до конца осознала, чего она смогла добиться в альянсе с Россией», и «решила вновь ударить по православию, которое есть основа культурного кода России». Таким образом Эрдоган «ударил по своему партнеру в лице президента Путина», что говорит о том, что Турция «еще не доросла до уровня державы, несущей ответственность за ситуацию в мире», отметил Мозлоев. А «конфронтации с Египтом на ливийском направлении» делают стремление Турции стать лидером на Ближнем Востоке «заранее проигрышным делом», добавил он.
С коллегой согласен Амур Гаджиев, директор Центра изучения современной Турции, научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН. Он также подчеркнул роль внутриполитического напряжения между Эрдоганом и оппозицией в решении о соборе и отметил, что лидеры НРП заявили: придя к власти, они первым делом вернут Айя-Софии статус музея. Однако в оппозиции нет полного консенсуса на этот счет: так, мэр Стамбула поддерживает решение Эрдогана о мечети. Историк напомнил, что еще в марте 2019 Эрдоган называл идею превращения Софии в мечеть «деструктивной», однако сейчас, в ходе политической борьбы, изменил мнение на противоположное. Учитывая, что в центре Стамбула нет недостатка в огромных мечетях для большого числа мусульман, нынешнее решение Эрдогана продиктовано стремлением получить политические «дивиденды краткосрочного характера», считает эксперт.
Как реагировать на обещание Эрдогана сохранить христианские святыни в мечети Айя-София? Выступавшие на пресс-конференции историки выразили надежду, что собор сохранит статус памятника ЮНЕСКО и будет доступен не только для мусульман. «Надеюсь, что в XXI веке никто не будет замазывать штукатуркой мозаики Софии. Но трудности будут серьезные», – сказал В. Петрушко, напомнив, что нормы ислама исключают изображения живых существ. И. Фадеев также надеется, что «неоосманизация и аллюзии к Мехмеду II останутся лишь на уровне игры с самим зданием как с символом, но не будут касаться элементов внутреннего убранства – всемирного наследия». Он полагает, что можно найти технические возможности, чтобы во время намаза мозаичные изображения Христа, Богоматери, святых и императоров закрывались щитами, «и при помощи подсветки это можно сделать». «Сложно предположить действия турецкого правительства», – подытожил он.
Юлия Зайцева