Рассмотренные ниже труды являются плодом совместной работы филологов, философов и богословов в нескольких междисциплинарных проектах Института мировой литературы им. А.М. Горького (ИМЛИ РАН) и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ).
Величайший русский критик (в конце жизни – атеист и антицерковник) не соглашался идти обедать, пока не решили вопрос о Боге.
Из двух величайших русских писателей – один был отлучен от церкви, а другой называл ее «нашим русским социализмом». Оба они всю жизнь искали Христа и Бога и сделали это искание фактом не только русской, но и мировой культуры.
Религиозна ли русская литература?
Нужно ли учитывать ее религиозное измерение в школьном преподавании? Было время, когда на первый из этих вопросов отвечали сугубо отрицательно, а тема религии могла подаваться на уроках литературы исключительно в критическом ключе. На смену этому критицизму пришла «церковная волна», представители которой зачастую либо сводили все содержание русской литературы к православию, либо делали вероучение критерием оценки художественных произведений. Оба подхода нормального учителя (и нормального школьника) – не могут не раздражать. Может быть проще этот вопрос вообще вынести за скобки урока как слишком личный и болезненный? Существует ли какой-то более осмысленный вариант?
На этот вопрос нет простого ответа. Путь же к сложному лежит, как нам кажется, через академическое исследование, объединяющее представителей разных дисциплин. В данном обзоре мы представим ряд подобных подходов.
Рассмотренные ниже труды являются плодом совместной работы филологов, философов и богословов в нескольких междисциплинарных проектах Института мировой литературы им. А.М. Горького (ИМЛИ РАН) и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ). Инициатором и главным организатором сотрудничества стал доктор исторических наук, кандидат богословия, доктор церковной истории, профессор ПСТГУ протоиерей Георгий Ореханов (1962–2020) – автор нескольких монографий, посвященных творчеству Л. Н. Толстого. Под его руководством в 2015 году была организована литературно-историческая школа ПСТГУ, а также ряд конференций и круглых столов, начиная с 2009 года проходивших в усадьбе Л.Н. Толстого «Ясная поляна», где в рамках работы междисциплинарного интеллектуального клуба было организовано международное сотрудничество ученых (литературоведов, историков, философов, богословов), заинтересованных проблематикой отношений религии и культуры (прежде всего, литературы) в России XIX – начала XX века. Одним из междисциплинарных и межинституциональных проектов, организованных под руководством отца Георгия на богословском факультете ПСТГУ, является «Центр по изучению русской духовной культуры XIX – первой трети XX века», задача которого – собрать ученых ИМЛИ, ПСТГУ и других гуманитарных вузов для изучения, трансляции и популяризации среди студентов и преподавателей проблематики, связанной с ролью религиозных смыслов в становлении русской культуры этого времени. Результаты данных проектов стали основой преподавания в курсах магистратуры «Религиозные аспекты русской культуры XIX – начала XX века», созданной отцом Георгием на базе богословского факультета ПСТГУ в 2016 году.
Ниже будет предложен краткий обзор итогов этой работы: монографий, сборников статей и материалов конференций, опубликованных главным образом в издательствах ИМЛИ и ПСТГУ – возможно они будут интересны как учителям-словесникам, так и вдумчивым старшеклассникам как пример современного исследования религиозно-философского контекста русской литературы.
Одним из первых результатов междисциплинарной работы на конференциях в усадьбе «Ясная поляна» стал сборник статей «Международная научная конференция. Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский: задачи христианства и христианство как задача. 2-5 октября 2011 года» (Тула: музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», 2014), где раскрывается богословско-исторический контекст творчества Л. Толстого и Ф. Достоевского, его восприятия в русской и европейской мысли, новизна предложенных ими религиозных идей.
Взаимоотношения Л. Толстого и Церкви, а также диалог двух современников – Л. Толстого и Ф. Достоевского – подробно рассматриваются в монографиях протоиерея Георгия Ореханова, где он в свою очередь ставит вопрос о том, почему «тема “Толстой и Церковь” вернулась в нашу литературу». Это следующие книги протоиерея Георгия Ореханова: В. Г. Чертков в жизни Л. Н. Толстого. Москва, ПСТГУ, 2009 (2015); Русская Православная Церковь и Л. Н. Толстой: конфликт глазами современников: М.: Изд-во ПСТГУ, 2010; Лев Толстой. «Пророк без чести». Хроника катастрофы. М.: Эксмо, 2016. Последняя книга представляет собой интеллектуальную биографию Толстого, построенную вокруг двух основных сюжетов: его сложных отношений с Русской Церковью и его «не-встреч» с Достоевским – написанную не только для специалистов, но и вообще для «любителей русской литературы».
Интерес для преподавания русской литературы могут представлять также следующие публицистические работы отца Георгия, а также публичные дискуссии, раскрывающие на примере творчества Л. Толстого тему «литература и Церковь»: Русская литература — христианская проповедь или гуманистическая ересь. Православие и мир, 27.03.2014; Может ли Церковь простить Толстого? Отвергая Церковь, Толстой убивал художественную стихию в себе и толкал на это других художников. Православие и мир, 28 октября 2016; Протоиерей Георгий Ореханов: Книги для зимнего чтения. Диккенс — главная любовь моей молодости. Православие и мир, 27 декабря 2016; Лев Толстой. Бегство из рая пророка без чести (+видео). Дискуссия литературоведа Павла Басинского и протоиерея Георгия Ореханова. Православие и мир, 21 марта 2017; Лев Толстой и Церковь — лекция протоиерея Георгия Ореханова. Конфликт Толстого с Церковью — это след глубинного конфликта, который вообще заложен был в русской культуре. Православие и мир, 9 сентября 2018.
Религиозные аспекты русской литературы рассматриваются и в ряде монографий д.ф.наук, профессора кафедры истории и теории литературы ПСТГУ О.Н. Склярова, изданных в 2012-2014 годах. В его книге «Есть ценностей незыблемая скала…». Неотрадиционализм в русской поэзии 1910-1930-х годов (Москва, ПСТГУ, 2012) религиозность русской поэзии 1910-1920-х годов рассматривается в аспекте «творчески–плодотворного контакта с классической традицией на фоне усиливающихся индивидуалистических и, с другой стороны, тоталитаристских тенденций в искусстве эпохи» (из аннотации), в фокусе внимания исследователя – творчество О. Мандельштама, В. Ходасевича, А. Ахматовой и М. Цветаевой. В другой монографии О.Н. Склярова «В заговоре против пустоты и небытия». Неотрадиционализм в русской литературе XX века (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ), Москва, 2014) религиозная тема исследуется в рамках истории поэтики неотрадиционализма, которая определяется автором как «свободно-ответственная устремленность к фундаментальным ценностям и универсалиям классической европейской культуры». Произведения Вяч. Иванова, О. Мандельштама, В. Ходасевича, А. Ахматовой, И. Бродского, Бахыта Кенжеева рассматриваются как результат творческих исканий в русской литературе XX столетия, «которая миросозерцательно и эстетически самоопределяется в отталкивании как от авангардной/постмодернистской словесности с ее «поэтикой произвола», так и от различных форм новейшей нормативности» (из аннотации). Издание предназначено для специалистов по исторической поэтике, литературной традициологии и философии творчества, учителей литературы, а также студентов-филологов, изучающих формы и эволюцию художественного сознания в неклассическом искусстве. Нам кажется, что обе книги могут пригодиться и для урока литературы.
Для изучения религиозно-философского контекста русской литературы можно рекомендовать также и монографию доктора богословия, кандидата теологии протоиерея Павла Хондзинского – Павел Хондзинский «“Церковь не есть академия”: Русское внеакадемическое богословие XIX века» (Москва, Издательство: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2016 г.). В книге рассматриваются нераскрытые ранее богословские темы (в частности, образ и понятие «церкви») в творчестве Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. Книга ставит вопрос о взаимовлиянии литературы и «светского» богословия XIX века, богословских исканиях русских писателей, поэтов и мыслителей. Кроме перечисленных выше: А. С. Хомякова, Ю. Ф. Самарина, В. С. Соловьева и многих других.
По итогам междисциплинарных конференций в ИМЛИ/ПСТГУ изданы сборники, в которых религиозная тема в русской литературе рассматривается в контексте поэтики русского модернизма. Это прежде всего сборник статей «Утопия и эсхатология в культуре русского модернизма» (Москва, Индрик, 2016), посвященный соотношению утопического и эсхатологического типов сознания в русской культуре первой трети XX века. Авторы показывают, как эсхатология и утопия реализовывались в таких темах как кризис цивилизации, конец истории, “идеальный строй жизни”, искусство как теургия, как входят в модернистскую культуру образы Откровения Иоанна Богослова.
В другом сборнике трудов Новозаветные образы и сюжеты в культуре русского модернизма / Сост. и отв. Ред. О.А. Богданова, А.Г. Гачева (М.: Индрик, 2018) в центре внимания авторов статей — ключевые события евангельской истории в восприятии и интерпретации писателей, мыслителей, художников, композиторов Серебряного века, трансформация новозаветных образов и сюжетов в культуре революционного и постреволюционного времени.
В коллективной монографии «Перемлом 1917 года: революционный контекст русской литературы» (Исследования и материалы / Отв. Ред. В.В. Полонский, ред.-составители В.М. Введенская, Е.В. Глухова, М.В. Козьменко. ИМЛИ РАН, 2017) рассматриваются религиозно-философские контексты революционной темы русской литературы. Как сказано в аннотации сборника, здесь «представлены исследовательские сюжеты и научные публикации источников, в которых контекст революции 1917 года и прилегающих к ней судьбоносных для России событий выступает в двух основных ролях: во-первых, как объект осмысления литературными деятелями эпохи и, во-вторых, как субъект трансформации литературной среды, общественных практик, художественных и просветительских стратегий, наконец — тех культурных моделей, что были сформированы до исторического перелома, но после него напряженно вырабатывали механизмы адаптации к принципиально новой ценностно-идеологической реальности. Последним обусловлено преимущественное — хотя и далеко не исключительное — внимание в книге к пореволюционной судьбе тех фигур и явлений, что были порождены культурным ландшафтом “серебряного века”». В книге рассматривается творчество А. Блока, В. Брюсова, А. Белого, Г. Шенгели, А. Ремизова, М. Гершензона, исследуются аллюзии к творчеству Ф. Достоевского и Л. Толстого в революционной проблематике отечественной литературы 1917-1920гг., исследуется «топика “бесовства” в литературе и публицистике; поэтико-тематические вариации освоения исторического материала в текстах А. Блока, Б. Пастернака, О. Мандельштама, Н. Клюева, И. Новикова, С. Кржижановского, В. Муравьева и др.; генезис пролетарского верлибра и т.п.), трансплантация дореволюционных модерно-символистских концептов и духовных практик на новую культурную почву (“революция сознания” и “кризис сознания” в работах Андрея Белого; деятельность антропософов в раннюю советскую эпоху и т.п.)» (из аннотации).
Особый интерес для изучения религиозной проблематики русской литературы представляет труд «Светская и духовная словесность в России XVIII-XIX вв.» (Ред. М. И. Щербакова. М.: ИМЛИ РАН, 2018). Один из разделов книги, специально посвященный православной традиции в историко-литературном процессе, рассматривает в обозначенном ракурсе творческое наследие А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, Н. С. Лескова. Специальные разделы посвящены 200-летию И. С. Тургенева и 190-летию Н. Н. Страхова.
Религиозно-философские контексты отечественной словесности исследуются и в книге «Литература и религиозно-философская мысль конца XIX – первой трети ХХ века. К 165-летию Вл. Соловьева» (отв. Ред. И сост. Е.А. Тахо-Годи. М.: Водолей, 2018. (Серия «Русская литература и философия: пути взаимодействия». Вып. 2). В статьях рассматривается творчество литературных и философских школ на протяжении второй половины XIX – первой половины XX веков: Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Н.А. Клюев, С.А. Есенин, Н. С. Гумилев, В.В. Набоков; И.С. Аксаков, Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, Н.Ф. Фёдоров, С.Л. Франк, В.Ф. Эрн, «в том числе тех, кто сознательно работал, как и Вл. Соловьев, в обеих областях – и в философии, и в литературе: В.В. Розанов, А.Ф. Лосев, А.К. Горский, А.В. Чаянов» (из аннотации).
Интерес для преподавания русской литературы может представлять и сборник статей, посвященный усадебному топосу в русской литературе (Усадьба и дача в русской литературе XIX-XXI вв.: топика, динамика, мифология. Монография / Отв. Ред. Е.Е. Дмитриева. — М.: ИМЛИ РАН, 2019. (Серия «Русская усадьба в мировом контексте». Вып. 1), где рассматривается образ русской усадьбы в мифологическом контексте, затрагивается ключевой архетип усадебной проблематики, связанный с темой рая, с религиозно-философскими контекстами Серебряного века и трансляцией этой традиции в литературе советского времени и последующих эпох. «В разделе, посвященном русской классике, в первую очередь анализируются усадебные тексты Ф.М. Достоевского как писателя, оказавшего бесспорно определяющее влияние на проблематику и поэтику литературы Серебряного века и в то же время почти не изученного в аспекте усадебно-дачной тематики. Основное внимание в книге уделено первой трети XX в. как времени создания “усадебного мифа” и начала осознания выдающейся роли “усадебной культуры” в России, прерванного на долгие советские десятилетия. Возрождению и модификациям усадебно-дачной темы в постсоветскую эпоху посвящен последний раздел монографии» (из материалов аннотации).
Отдельно стоит отметить ряд трудов, посвященных религиозной теме в творчестве Ф.М. Достоевского. Это ряд книг Карена Ашотовича Степаняна, д.ф.н, вице-президента Российского общества Достоевского, ведущего научного сотрудника ИМЛИ РАН, возглавлявшего «Центр по изучению русской духовной культуры XIX – первой трети XX века» на богословском факультете ПСТГУ (Степанян К. А. Смерть и спасение Родиона Раскольникова // Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. — М.: Детская литература, 2012. С. 5—2; Степанян К. А. «Путеводитель по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”» (Москва: Издательство МГУ, 2014), «Достоевский и Сервантес: диалог в большом времени» (Москва: Языки славянской культуры, 2013), Степанян К. А. Шекспир, Бахтин и Достоевский: герои и авторы в большом времени. — М.: Языки славянской культуры, 2016; Степанян К. А. Путеводитель по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» : Учебное пособие. — М.: Издательство Московского университета, 2018.).
Творчество Ф. Достоевского в философском и богословском контексте впервые рассматривается и в новой книге Татьяны Александровны Касаткиной, д.ф.н., председателя Комиссии по изучению творческого наследия Ф.М. Достоевского Научного совета «История мировой культуры» РАН, заведующей Научно-исследовательским центром «Достоевский и мировая культура» ИМЛИ РАН. Татьяна Александровна также является постоянной участницей конференций в «Ясной поляне», организованных отцом Георгием Орехановым. В ее монографии – Касаткина Т.А. Достоевский как философ и богослов: художественный способ высказывания (Отв. Ред. Е.А. Тахо-Годи. М.: Водолей, 2019) - «предпринимается исследование философских и богословских смыслов “Записок из подполья” и художественных текстов “Дневника писателя” Ф.М. Достоевского посредством субъект-субъектного метода, подробно описанного в первой части исследования. Во второй (“Записки из подполья”) и третьей (художественные тексты “Дневника писателя”) частях исследуется, что такое философия произведений Ф.М. Достоевского, почему она существует в его текстах как внутренняя и имплицитная, как именно она там существует и посредством чего открывается для читателя. В первой части демонстрируются также возможности субъект-субъектного метода применительно к произведениям изобразительного искусства: иконе и религиозной живописи» (из материалов аннотации).
Восприятие в литературе и музыке религиозно-философского мифа о Невидимом граде, «русского Парсифаля» подробно исследуется в разделе монографии к.ф.н., доцента кафедры философии и религиоведения ПСТГУ Н.А. Вагановой, участницы междисциплинарных проектов ПСТГУ и ИМЛИ РАН. В монографии Вагановой тема Китежа рассматривается внутри софиологии С.Н. Булгакова, специально этой теме посвящен раздел монографии - С.Н. Дурылин и Н.А. Римский-Корсаков: музыкально-философский контрапункт // Софиология протоиерея Сергия Булгакова. М.: ПСТГУ, 2011. С. 428–457. Религиозно-философские контексты китежской темы в ее междисциплинарном аспекте (на пересечении литературы, музыки, философии и религии) становятся предметом исследования и в монографии историка литературы Михаила Пащенко – «Сюжет для мистерии: Парсифаль – Китеж – Золотой Петушок (историческая поэтика оперы в канун модерна)» (Москва-Санкт-Петербург, Центр гуманитарных инициатив, 2018 г. «В монографии разворачивается неизвестная, филологическая история оперы. Ее центральное событие – рождение христианской мистерии в точке слияния оперной традиции и филологической науки, когда опыт Вагнера в «Парсифале» получил единственное продолжение в «Китеже» Римского-Корсакова и следующей за ним смеховой мистерии «Золотого петушка». Завязавшийся узел – сам исток формирования культуры модернизма рубежа XIX-XX веков. В рамках проблемы исследуются напряженный русско-германский диалог, эпохально знаковые сюжеты о Св. Граале, Граде Китеже и Золотом Петушке, их последующая судьба в поэзии и философской мысли, а также новаторское направление в филологии – русская историческая поэтика, ответственная и за международную культурную коммуникацию, и за актуализацию легендарных сюжетов средствами оперного искусства. Герои книги – Р. Вагнер и Ф. Ницше, Н.А. Римский-Корсаков и его либреттист В.И. Вельский, академик А.Н. Веселовский. А также Пушкин, Есенин, Вл. Соловьёв, Вяч. Иванов, Ахматова, А. Белый, Дурылин и другие» (из аннотации к изданию).
Миф о Невидимом граде как сюжетообразующий миф в творчестве Михаила Пришвина исследуется и в ряде статей Е.Ю. Кнорре, к.ф.н, преподавателя курса «Христианство и русская литература 19-нач.20 вв.» в магистратуре «Религиозные аспекты культуры 19-нач.20 в.» (богословский факультет ПСТГУ). Основные идеи статей нашли свое завершение в комплексном исследовании творчества Пришвина, в основе которого - междисциплинарный подход, подразумевающий изучение религиозно-философских контекстов литературного сюжета - «сюжета спасения» (диссертация «Сюжет “пути в Невидимый град” в творчестве М.М. Пришвина 1900-1930-х гг.»). Работа выполнена по итогам междисциплинарной работы автора в совместных проектах ИМЛИ и ПСТГУ.
д.филос.н. К.М. Антонов (ПСТГУ)
к.ф.н. Е.Ю. Кнорре (ИМЛИ РАН, ПСТГУ)