В журнале Вопросы теологии вышла статья о рациональной теологии
События

Светлов Р.В. Рациональная теология: казус Филона Александрийского. Вопросы теологии / Том 2 № 1 (2020)

Автор Роман Викторович Светлов Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48

Аннотация

Феномен рациональной теологии возникает в тот момент, когда появляется необходимость адаптации традиционных или новых религиозных идей к актуальным и наиболее характерным интеллектуальным практикам. Казус Филона Александрийского может быть хорошим примером того, как данный процесс происходит, когда две различные культурные традиции начинают взаимный перевод дискурсов. На материале трактата De opificio mundi мы рассматриваем, какое влияние это оказывает на важнейшие теологические концепции Филона. Мы выделяем три момента: 1) оценку Филоном космогонического и исторического повествования Моисея как метафизического пролога к его законодательству; 2) толкование Филоном природного закона и природного бытия как иносказания закона нравственного и метафизического; 3) аристотелевские мотивы в описании Филоном деятельности Бога-Создателя. Можно сделать вывод, что Филон воспринимает греческий философский язык как вполне приемлемый способ прочтения и законов природы, и иудейского Писания (что объясняется им через «гипотезу заимствования»). В итоге закон Моисея оказывается включен в реформированную Филоном структуру античного универсума. Греческий философский дискурс трактуется как одно из проявлений божественного Откровения — точка зрения, которая будет в дальнейшем распространена у некоторых раннехристианских авторов (например, у Климента Александрийского).

 

Текст статьи доступен на сайте журнала


Другие публикации на портале:

Еще 9