На православном портале Иисус.ру вышла статья Ольги Мальновой о взглядах аввы Евагрия Понтийского на телесность человека.
Авва Евагрий Понтийский родился в IV веке на севере современной Турции в понтийском городке Ивора. Отец аввы Евагрия был рукоположен святителем Василием Великим в хорепископы, сам же Евагрий был чтецом у свт. Василия. После смерти святителя авва Евагрий переезжает в Константинополь, где позднее будет рукоположен в сан архидиакона святителем Григорием Богословом. После некоторых событий в личной жизни авва Евагрий переезжает в Палестину, где находит пристанище у своих друзей – Мелании и Руфина. Здесь же, в Палестине, он принимает постриг и затем уходит в Египетскую пустыню, в которой и подвизается в иноческом делании до конца своих дней.
Авва Евагрий, ученик Великих Каппадокийцев, почитатель Оригена и учитель Палладия, был одним из ведущих аскетов-богословов в традиции христианского Востока. Наряду с Оригеном и Дидимом Слепцом был осужден V Вселенским Собором, однако его аскетические труды продолжали переписываться – как под именем различных отцов Церкви, в первую очередь преподобного Нила Анкирского, так и под его собственным именем. В частности, значительное количество рукописей, содержащих тексты аввы Евагрия под его именем, содержится на святой горе Афон1. Его тексты также вошли в «Добротолюбие» и до сих пор высоко ценятся во всем христианском мире.
Аскетическое богословие аввы Евагрия тесно связано с антропологическим пониманием человека в целом. Его аскетические упражнения основаны на возможности взаимовлияния духовной и физической составляющих человека посредством волевых усилий. Свою аскетическую систему авва Евагрий основывает на утверждении, что человек посредством преодоления своей природы может приблизиться к Богу, к святости.
«Но как тело возвышается над своей природой посредством здоровья и силы души, так же и душа посредством силы и мудрости Божией возносится к Его природе»2.
Для полноценного понимания концепции целостности человека в представлении аввы Евагрия необходимо рассмотреть понятия «ум», «душа» и «тело». В данной статье мы рассмотрим понимание им термина «тело».
Говоря о теле, авва Евагрий выделяет два отдельных понятия: тело как физическое тело человека в общепринятом понимании, материальный объект; и тело как ограниченное пространство, о́рган, наполненный материальным или нематериальным «веществом»3. Под телом как органом авва Евагрий понимает ум человека. Проводя аналогию, авва Евагрий говорит, что, как человеческое тело является вместилищем души человека, так и ум человека является вместилищем Души, которая есть Логос и Святой Дух: «Ум есть тело Духа и Логоса»4. Кроме того, по мысли аввы Евагрия, как тело человека отражает действие ума посредством души, так и ум человека, будучи телом Души (Логоса и Духа), являет Бога Отца. «И так же как ум при посредничестве души действует в теле, так же и Отец при посредничестве Его Души действует в Его теле, которое есть ум»5.
Рассуждая о природе (φύσις) тела, авва Евагрий говорит о возможности (посредством волевых усилий) преодоления, возвышения над природой. Принцип такого возвышения и лежит в основе аскетических упражнений аввы Евагрия и приводит, по его мнению, человека к святости. «То же, что случается выше природы или против природы – вот что заслуживает удивления. Ибо удивлению [по поводу того, что случается] выше природы, сопутствует похвала, удивлению же [по поводу того, что случается] против природы – осуждение»6.
Говоря о физическом теле человека, авва Евагрий выделяет две природы: чувственно воспринимаемую и умопостигаемую.
Чувственно воспринимаемой природой обладают все тварные создания – и разумные, и неразумные. Она обусловлена наличием зрения, слуха, обоняния и осязания. «Чувственно воспринимаемое тело благодаря славной премудрости Божией состоит из четырех чувственно воспринимаемых элементов»7. Авва Евагрий говорит о стремлении этих элементов к равновесию, как гарантии здоровья и комфортного существования тварного создания.
Умопостигаемое тело действует на ум и душу человека, поэтому является более сложным и свойственно только разумному человеку. Умопостигаемое тело воспринимает посредством все тех же четырех элементов, но на более глубоком, более значимом и сложном уровне.
«У тела же умопостигаемого есть следующие порядки: жизнь и смерть, здоровье и болезнь. Его формы при этом такие: стояние и сидение, хождение и склонение, молчание и говорение. Его побуждения следующие: голод, сон, желание, ярость, страх, грусть, ненависть, лень, беспокойство, хитрость, гнев, чванство, печаль, скорбь, злоба. Противоположны этим побуждениям: сытость, бодрствование, отвращение, умиротворение, смелость, радость, любовь, рвение, спокойствие, простодушие, мягкость, смирение, веселье, утешение, доброта»8.
В человеческой умопостигаемой природе, по мнению аввы Евагрия, в результате стремления к равновесию для обеспечения комфорта, жизни и здоровья одни побуждения сменяют другие. Сон сменяется бодрствованием, голод сытостью и наоборот. Человек способен преодолевать эти побуждения посредством волевых усилий, что, по мнению аввы Евагрия, является движением к святости. «Когда его побуждения проявляются естественно и упорядоченно, то это признак малого, частичного здоровья души. Когда же у него их нет, то это знак совершенства»9. Однако в связи с греховным повреждением человечества, человек склонен к побуждениям не только естественным, направленным на обеспечение жизни и здоровья, но и к противоестественным, направленным на удовлетворение страстей. По мнению аввы Евагрия, такие страстные побуждения могут быть побеждены выработанной посредством воли и реализованной в определенных упражнениях, привычкой.
В своих рассуждениях о греховных помыслах авва Евагрий указывает на влияние духовной составляющей на физическую. Так, по его словам, «признаком страстей, действующих в душе, бывают: или какое-либо произнесенное слово, или телом совершенное движение»10.
Тело, по мнению аввы Евагрия, играет одну из важнейших ролей в деле спасения человека и тесно взаимосвязано с умом и душой, хотя, по его мнению, по воскресении и не остается физическим, хотя и обновленным, телом, а становится духовным. «Будет воскрешение мертвых, мир сей прейдет, и мы восприимем духовные тела»11. Однако, несмотря на такое утверждение, он эксплицитно утверждает, что достичь бесстрастия возможно лишь посредством участия в церковных таинствах – причащения Крови и Тела Христова. «Плоть Христова – деятельные добродетели: кто вкушает их, тот сделается бесстрастным. Кровь Христова – различение деяний, кто пьет его, тот просветится им»12.
Литература
Беневич Г. И. Антология восточнохристианской богословской мысли. Том I // URL.: https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/antologija-vostochnohristianskoj-bogoslovskoj-mysli-tom-1/4#4_25 (дата обращения 1.05.2020).
Евагрий Понтийский, авва. Добротолюбие Том первый. Евагрия монаха о деятельной жизни сто глав. // URL.: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_1/57 (дата обращения 3.05.2020).
Евагрий Понтийский, авва. Добротолюбие. Том первый. Наставления братиям, живущим в киновиях и странноприимницах. // URL.: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_1/64 (дата обращения 1.05.2020).
Евагрий Понтийский, авва. Добротолюбие. Том первый. Наставления девственницам. // URL.: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_1/65 (дата обращения 7.05.2020).
Евагрий Понтийский. Письмо к Мелании. Пер. Ю. Н. Аржанова. // URL.: http://www.k-istine.ru/library/evagriy_pontiyskiy-19.htm (дата обращения 5.05.2020).
Ушаков. Словарь. // URL.: https://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=76598 (дата обращения 1.05.2020).