12 и 13 марта 2020 года в Институте филологии и истории РГГУ прошла XI межвузовская студенческая научная конференция «Воображаемый мир героя в литературе и культуре: поэтика и рецепция». Конференция традиционно была организована проектом «Гуманитарные встречи» (студенческое научное общество ИФИ) и спецсеминаром «Визуальное в литературе» под руководством Сергея Петровича Лавлинского и Виктории Яковлевны Малкиной.
В этом году на участие в конференции было подано целых 98 заявок, из которых отобрали 40 докладов, в итоге состоялось 36 выступлений. Докладчики были из 6 городов и 10 вузов – студенты и аспиранты из РГГУ, СамУ, Лит. института, МПГУ, ПСТГУ, МГУ, УрФУ, ТвГУ, КубГУ.
Заседание XI-й конференции открыли руководители спецсеминара «Визуальное в литературе» Сергей Петрович Лавлинский и Виктория Яковлевна Малкина. В их приветственном слове прозвучало, что тема конференции является логичным продолжением проблематики предыдущих конференций, то есть традиции обсуждения визуального, фантастического, гротескного, абсурдного и искаженных миров в целом. В этом году внимание сосредоточилось на понятии «воображаемый мир героя», которое довольно часто возникает в современной гуманитарной (и не только) науке. Целью конференции стала попытка обозначить границу между воображаемым миром героя и художественной реальностью произведения, в которой тот обитает. При этом важной задачей являлось ограничить проблематику конференции, то есть поговорить не о воображаемом мире в литературе вообще, а выделить специфичные черты воображаемого мира героя как понятия теоретической поэтики, а также его функционирования в конкретных произведениях разных видов искусств.
Отдельно было подчеркнуто, что принципиальной позицией организаторов является убеждение, что наука может развиваться только в режиме диалога, а не монолога. Поэтому приветствовалось активное участие в дискуссиях после докладов и подведении итогов.
Первый день конференции (четверг, 12 марта) начался с теоретического доклада Карины Разухиной (ИФИ) «Воображаемый мир героя: теория и практика анализа», в котором она осветила основные подходы к понятию и возможные методы его анализа. Затем прозвучали доклады небольшого, но очень важного блока «Воображение и память». В нем было рассмотрено соотношение воображаемого мира героя и мира прошлого. Татьяна Праслова (СамУ) сконцентрировалась на воображаемом мире-воспоминании в эмигрантском романе Г. Газданова «Призрак Александра Вольфа». Изучение специфики поэтики воспоминания, которое воссоздается воображаемым миром, продолжила Ольга Журавлева (СамУ) на примере романа М. Ондатже «Английский пациент». Анна Кудалина (ИФИ) закрыла блок, обратившись к вопросу о многообразии и классификации воображаемых миров в цикле романов М. Пруста «В поисках утраченного времени», которые образуют собой «множество разных прошлых».
Вторая часть утреннего заседания была посвящена блоку «Воображаемый мир героя в лирике», где внимание докладчиков сконцентрировалось на специфике воображаемого мира в данном роде литературы. Ульяна Петухова (РГГУ) рассказала нам о воображаемом мире героя в лирике Тарковского, а следующая за ней Александра Белякова (ИФИ) про «воображаемую зримость», рассмотрев Рождество в стихотворениях И. Бродского. Затем Илья Морозов (Лит. институт) выступил с докладом о поэтике и типологии воображаемых миров героя в песенной лирике М. Щербакова. Блок закрыла Анастасия Булатова (ИФИ) с докладом «Футбольный матч как воображаемый мир героя: “Футбол” Н. Заболоцкого и “Мужские игры” Я. Шванкмайера», который сопроводила показом отрывка из мультфильма, что сделало материал доклада более наглядным.
Логичным продолжением этого доклада стала первая часть вечернего заседания, которую составил блок «Воображаемый мир героя в кино». В нем была рассмотрена специфика показа и проявления воображаемого мира в кинематографе. Первым выступил Алексей Масалов (ИФИ) с докладом про кинометафору как проявление эсхатологического страха и воображаемый мир героя на материале фильма В. Г. Германики «Мысленный волк». Следующая за ним Варвара Ильичева (ИФИ) рассмотрела воображаемые миры А. Довженко в работах Ю. Солнцевой, а Инга Монхбат (ИФИ) сосредоточилась на явлении воображения как средства конструирования идентичности героя в фильме Э. Кустурицы «Аризонская мечта». Тему виртуальности как явления новой современной парадигмы воображаемого представила Диана Молчанова (ИФИ) в докладе «Мегатекст “Матрицы”: воображаемый мир героя как «иная глубина реальности». Мария Исаева (ИФИ) рассказала нам о воображаемом мире героев с психическими расстройствами на примере фильмов «Шоссе в никуда» и «Джокер».
Вторая часть вечернего заседания была посвящена блоку «Воображаемый мир ребенка и детская литература», где рассматривалось воображение как явление детского сознания. В частности, Динара Сабитова (ИФИ) проанализировала детское воображение как предмет изображения в произведениях А. Тор «Остров в море» и М. Фредрикссон «Симон и дубы», а Владислав Сурков (МПГУ) поведал о воображаемом мире героя в романе Дж. М. Кутзее «Детство Иисуса». Анна Липина (ПСТГУ) затронула тему воображаемого мира «необычного» ребенка, которая звучит в рассказе А. Старобинец «Аргентус». Тему воображаемого мира «необычного» ребенка с психологическими расстройствами продолжил следующий докладчик, Григорий Филиппов (ИФИ), который поделился результатами изучения воображающего героя в романе Саши Соколова «Школа для дураков». Завершила блок Екатерина Леонова (ИФИ), рассказавшая нам об устройстве и функционировании двух миров капитана Врунгеля.
Закончился день кратким подведением итогов, во время которого были сформулированы основные научные проблемы и намечена система понятий, необходимая для анализа воображаемого мира героя.
Второй день конференции (пятница, 13 марта) начался с секции «Миры воображаемые, искаженные и фантастические», которую открыла Мария Самаркина (РГГУ),
рассмотрев в своем докладе воображаемую фотографию в эпике, лирике и драме. От фотографии мы перешли к живописи, и Наина Курбанова (РГГУ) рассказала участникам и слушателям конференции о специфике изображения воображаемого мира героя в автопортретах, основываясь на анализе картины Ф. Кало «Марксизм исцеляет больную». Следующим был продолживший тему воображаемого мира художника доклад Екатерины Шишко (МГУ), в котором автор сосредоточила свое внимание на воображаемом мире героя в новелле Й. фон Эйхендорфа «Осеннее волшебство». Следом за ней Арина Бесова (РГГУ) рассмотрела воображаемый и искаженный мир романа М.-О. Мюрай «Умник».
После небольшого перерыва на кофе-брейк Полина Казаринова (РГГУ) исследовала в своей работе границы воображаемого и фантастического в рассказе Х. Кортасара «Аксолотль». Анастасия Егорова (РГГУ) постаралась определить роль воображаемого мира героя в фантастических мирах Терри Пратчетта, проанализировав для этого его романы «Движущиеся картинки», «Цвет волшебства» и «Мор, ученик Смерти». Ольга Бирюкова (УрФУ) выступила с докладом о поиске истины в воображаемом мире, в качестве примера рассмотрев «Ананке» С. Лема. К произведениям того же автора обратилась следующая докладчица – Мария Смирнова (РГГУ), которая осветила проблему границ воображаемого мира героя и художественной реальности в цикле «Рассказы о пилоте Пирксе» («Испытание», «Условный рефлекс»). Гульшат Сагдатуллина (РГГУ) тоже посвятила свое исследование границам воображаемого и реального миров героя, но на материале повести братьев Стругацких «Улитка на склоне».
Вечернее заседание, как и утреннее, было полностью посвящено обсуждению одного блока, «Воображаемый мир героя в эпической прозе». Его открыла Мария Глазова (ТвГУ) докладом про коллективное и индивидуальное воображаемое в структуре произведений лагерной прозы. Алёна Смирнова (РГГУ) обратилась к столкновению мира автора, читателя и героя в романе М. Каннингема «Часы». Вслед за ней Юлия Крячкова (ТвГУ) в подробностях рассмотрела воображаемый мир героя в воображаемом мире произведения на примере «Отпуска» В. Сорокина. Константин Будников (РГГУ) поделился со слушателями своим докладом об имплозии виртуальным миром реального в повести «Принц Госплана» В. Пелевина. Александра Сямина (РГГУ) поставила своей целью рассмотрение реализации сюжетного потенциала воображаемого мира героя в романе «Чума в Бедрограде».
Вторая часть вечернего заседания открылась докладом Анастасии Китковой (РГГУ) о специфике воображаемого мира героя в повести Д. Фаулза «Туча». Затем Екатерина Тузлукова (Филиал МГУ в г. Севастополе) определила границы воображаемого мира героя в романе А. Иванова «Псоглавцы». Татьяна Соловьева (СамУ) не только обратилась к проблеме границ воображаемого мира героя в романе Д. Рубиной «Синдром Петрушки», но и показала, как главный герой перемещается в «кукольное пространство». Завершил конференцию вызвавший большое оживление аудитории и бурные дискуссии доклад Николая Никонова (СамУ) про «суперпозицию героя» в субъектной сфере поэмы «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева.
Закончился день подведением итогов всей конференции в целом. Благодаря тому, что участники в своих докладах рассматривали разный по своей природе материал (поэзия, проза, живопись, кино, анимация), оказалось возможным выделить несколько способов анализа воображаемого мира в разных родах литературы и видах искусства. Также было отмечено, что при анализе воображаемого мира стоит сосредоточить свое внимание на таких понятиях как субъект, через чью точку зрения описывается художественный и воображаемый миры, граница, разделяющая эти миры, «точка входа» в воображаемый мир, которая является неким событием, воспоминанием, эмоцией, катализатором, триггером или порталом в другой мир.
Если создавать визуальный образ конференции, то ее можно представить в виде дороги через множество порталов, за каждым из которых существует особенный воображаемый мир. Почему так? Каждый из докладчиков вводил слушателей в некоторое воображенное пространство, рассказывал, как оно устроено и об его особенностях. Получилось двухдневное путешествие, в ходе которого гости и участники конференции шли от одного воображаемого мира к другому, от доклада к докладу. Воображаемые реальности, между собой различные и непохожие, имели каждая свое собственное мироустройство с всевозможными уровнями и слоями, у каждой были уникальные границы и, что еще более захватывающе, разнообразные способы пересечения этих самых границ.
Некоторые особенности воображаемых миров заключались в следующем: цифровая реальность и перенос сознания в нее и из нее; вместе с этим была также затронута тема виртуальной реальности, лежащей, на первый взгляд, рядом с цифровой, но принципиально отличной от первой. Были изучены случаи накладывающихся друг на друга реальностей, и вместе с этим специфика не только самого воображаемого, но также имагинативного абсолюта в зависимости от жанровой особенности произведения и многого другого. Помимо этого, акцентировались модусы воображаемых миров, варьирующиеся от комического до трагического. В ходе подобной увлекательной прогулки четко обозначились некоторые направления дальнейших путешествий-исследований в воображаемые миры.
Помимо проводников-докладчиков ориентироваться в пространстве воображаемого помогали труды многих исследователей, но абсолютным фаворитом среди таких работ выступила монография О. В. Дрейфельд «Воображаемый мир героя как понятие теоретической поэтики». Именно на эту работу в основном опирались участники в своих докладах и комментариях.
Тесный контакт с воображаемыми мирами, стремление туда попасть и познать все тайны не могли остаться незамеченными. В образовавшуюся брешь между нашей реальностью и многомерным воображаемым ворвался Джокер-Данте – синтез двух разных героев, преображенный воображением в единую личность. Он не только являлся «лицом» конференции в цифровом пространстве, но и пришел к нам, чтобы сделать доклад и сфотографироваться со всеми желающими.
Надеемся, что наша конференция на границах воображаемого открыла вам новые способы познания реальности!
Вы можете послушать аудиозаписи всех докладов по ссылкам:
https://vk.com/audios204721147?section=recoms&z=audio_playlist-53792463_83772742
https://drive.google.com/drive/folders/1OSvEd_ycTFjCkVrrqcEnvwn7g9esVBSR
А также посмотреть фотографии:
https://vk.com/album-53792463_273417716
https://vk.com/album-16479782_271001300
В дальнейшем о мероприятиях, изданиях и других событиях можно узнавать в группе «Визуальное в литературе»:
https://vk.com/visual_in_literature
Анастасия Егорова, Лина Казаринова (ИФИ РГГУ)