XV–XVI века на Руси — время потрясений: свержение ордынского ига, складывание централизованного государства, церковная автокефалия. Политическое тесно переплеталось с религиозным, а локальное становилось всеобщим: князья сверяли свои решения с церковным календарем и становились проводниками культов местночтимых святых. О том, как единство светского и религиозного, частного и государственного выражалось в повседневных практиках и особых церемониалах, издатель ПостНауки Ивар Максутов побеседовал с историком Аркадием Тарасовым.
О централизации светской и духовной
— Можно ли говорить о XV–XVI веках как о средневековой Руси?
— Любая периодизация условна и зависит от критериев, которые закладываются в ее основу. В зависимости от них могут возникать разные временные границы средневековой Руси. Мне ближе представление о том, что история средневековой Руси отсчитывается с глубокой древности до начала петровских преобразований. Правление Петра I открывает в российской истории период, который можно сопоставить с европейским Новым временем. Многие процессы, традиции и изменения, связанные с этим периодом, уходят корнями в Средние века, поэтому среди историков нередко возникают дискуссии о периодизации.
— Чем период с XV по XVI век так примечателен для истории Руси?
— XV столетие — эпоха сильнейших изменений, которые потрясли Русь. На него приходится складывание централизованного государства под главенством великих московских князей, которые покончили с длительным периодом удельной раздробленности. Централизация повлекла за собой другие важные процессы, идеологические и духовные. К идеологическим нужно отнести появление новых политических концепций, а к духовным — кризис, связанный с эсхатологическими ожиданиями. Кроме того, на этот же период приходится свержение ордынского ига, решающим событием которого было Стояние на реке Угре в 1480 году.
Кроме того, середина XV века ознаменовалась началом автокефалии — независимости Русской православной церкви от Константинопольского патриархата. В литературе часто встречается точка зрения, согласно которой возникновение автокефалии связано с избранием Иона митрополитом всея Руси в 1448 году. Мне гораздо ближе позиция, в соответствии с которой в середине XV века автокефалия только зарождается: в первые десятилетия Константинопольский патриархат не признавал Русскую православную церковь, его отношения с митрополией всея Руси были сложными. Становление автокефалии завершилось в 1589 году с избранием русского патриарха — им стал Иов.
В середине XVI века прошли знаменитые соборы митрополита Макария, созванные для канонизации русских святых. Многих региональных святых (местные почитания нередко возникали в монастырях или храмах) канонизировали как общерусских.
— Как централизация отразилась на религиозной и политической жизни?
— Централизация привела к объединению святых культов разных регионов. Классический пример — объединение почитания преподобного Сергия Радонежского и преподобного Варлаама Хутынского. Варлаам Хутынский — ключевой святой Новгородской земли. В Московской Руси о нем мало что знали до 50-х годов XV столетия. Во время визита в Новгород Василий Темный познакомился с почитанием преподобного Варлаама, присоединился к нему, и оно начало распространяться в Москве. Появились церкви, посвященные Варлааму. Внук Василия Темного Василий III принял предсмертный постриг с именем Варлаам.
О юридической силе церковных чинов
— Насколько четко можно разграничить религию и политику в Средние века?
— Границы между политикой и религией размыты. С точки зрения современной медиевистики Средние века рассматриваются как эпоха всеобщей религиозности. В Средневековье мы не найдем атеистов: для человека этого времени существование божественного не поддается сомнению. Под «божественным» нужно понимать не Иисуса или Аллаха как центральные фигуры монотеистических религий, а иносферу, сферу потустороннего мира. В силу этого аспекта церковное и светское тесно переплетаются.
Религиозные практики зачастую приобретали светское значение. Вспомним личную религиозность Ивана III. Есть упоминание, что он дал некий обет святителю Николаю Чудотворцу, но его суть неизвестна. Некоторое время назад в историографии отмечалось, что Иван III назначал многие начинания на четверг. Четверг в церковной традиции связан с памятью святителя Николая. Эта сложно объяснимая тенденция проявляется не единожды. Личное религиозное почитание, исходящее от великого князя, становится общегосударственным: военный поход, вступление в город, торжественная церемония назначаются на конкретный день.
Кроме того, примерами переплетения светского и церковного могут послужить любые чины — последовательности действий, связанных с теми или иными ритуальными практиками, — в частности, чин венчания на царство. Древнейшее чинопоследование, которое у нас сохранилось, связано с венчанием на великокняжеский престол Дмитрия Ивановича, внука Ивана III. Оно произошло в 1498 году в только что построенном Успенском соборе Кремля. В нем установили три трона: для Ивана III, для Дмитрия Ивановича и для правящего митрополита — он был непосредственным участником мероприятия.
В древнейшем чине избрания епископов, который традиционно носит название чина 1423 года, великий князь тоже является участником мероприятия. В XV веке его роль была в большей степени символической: он должен был присутствовать, но не обязан совершать какие-либо специальные действия. В XVI–XVII веках его роль возрастает: даже избрание рядового епископа, не говоря уже о главе церкви, предполагало обязательное присутствие государя.
— Мы привыкли рассматривать венчание как союз любящих сердец, а в чем смысл словосочетания «венчание на царство»?
— Чин — это прописанная последовательность действий, которые нужны, чтобы деяние имело юридическую силу. В нашем случае деяние — становление наследника истинным великим князем. Венчание связано с теми процедурами, которые происходили во время чина.
Одним из краеугольных аспектов в чине венчания является награждение венчаемого символической реликвией, которая обозначала его вступление на престол. Главная реликвия — шапка Мономаха. Помимо нее были другие инсигнии вроде скипетра или державы. В чине венчания Ивана Грозного 1547 года — это следующий чин после венчания Дмитрия — упоминается гораздо большее количество инсигний. Все они имели символические значения, которые нередко можно связать с религиозным смыслом.
Вы упомянули таинство венчания брачующихся — во время этого чина над головой мужчины и женщины держат венцы. Здесь есть безусловные параллели с венчанием на царство.
— Правда ли, что в традиции русской церкви нельзя быть венчанным несколько раз?
— В православной традиции благословляется брак трижды: после первого венчания человек может быть обвенчан второй и третий раз. Бытует домысел о развенчании: чтобы венчаться повторно, нужно пройти некую процедуру развенчания. Это не так: в таких случаях архиерей дает благословение на повторное венчание. Однако последовательность повторной церемонии отличается от чинопоследования первой.
Об иностранцах как источнике знаний
— По каким источникам историки изучают церемониал?
— Прежде всего по чинам — они сохранились. Есть зарисовки наблюдателей: они появляются в XV веке и становятся массовыми в XVI веке, когда на Русь приезжают путешественники. Большинство из них вели записи не только о жизни государства, но и о религии, придворных традициях. Многих путешественников занимало то, как их представляли царю, что он говорит, как при этом восседает. Им были интересны трапезы: блюда, посуда, на которую их подавали.
Все эти ритуалы были важной частью дипломатической практики. Для Средневековья богатство правителя — знак того, что он достоин правления. Роскошь подарков в Средневековье тоже напрямую связана со статусом человека.
— Почему путешественники не приезжали так массово до XVI века?
— Мы не знаем о более ранних записках иностранцев — возможно, они были, но не сохранились. С другой стороны, если бы путешественников было действительно много, то записок сохранилось бы больше. Мы говорим об отсутствии материалов личного происхождения, но не отрицаем, что контакты и даже династические браки действительно были. Самые известные — северо-западные контакты Руси с Европой. Но все они не носили такой интенсивности, которую имели контакты конца XV столетия.
О христианстве и язычестве
— Что мы знаем о переплетении народного язычества и официальной религиозности?
— В этом контексте сразу вспоминается эпизод, который до сих пор нельзя однозначно интерпретировать. Последние несколько лет он вызывает бурную полемику среди современных исследователей. Этот эпизод связан с тем, как Иван III клялся землей. Мы знаем об этом по записям, но их автор оставляет обстоятельства без комментариев: неизвестно, что это за клятва, почему она возникла и как давалась. Есть точка зрения, согласно которой о клятве можно говорить как о проявлении далекого языческого прошлого, которое глубоко осело в народном сознании и регулярных практиках. Другие исследователи не видят в клятве особенностей языческого миропонимания и считают, что она вполне может быть связана с христианской или иудеохристианской традицией.
Само присутствие язычества — например, вера в домовых и леших — оставалось реальностью вплоть до начала XX века. Оно было особенно распространено среди крестьян. В головах людей, которые считали себя христианами, язычество и магия могли органично уживаться с религиозными идеями.
— Кажется, что и в начале XXI века этот феномен остается актуальным. «Битвы экстрасенсов», колдуны, магия и колдовство — люди продолжают в это верить.
— Действительно. Магия — ключевое слово. Могут меняться определения, но вера в магию остается. Хотя сегодня количество людей, которые искренне верят, что плутают в лесу из шалостей лешего, исчезающе невелико.