7 – 9 февраля 2020 года исторический факультет МГУ совместно с Соловецким морским музеем при поддержке журнала "Вестник Университета Дмитрия Пожарского" и гостевого комплекса "Времена года" (дер. Рауталахти, Питкярантский район Республики Карелия) провели научный семинар на тему "Образы географического пространства в житиях святых Русского Севера". Со стороны истфака его организаторами выступили сотрудники кафедры истории России до начала XIX века к.и.н., доцент А.В. Лаушкин и к.и.н., заместитель заведующего кафедрой, доцент Т.А. Матасова. Это были уже вторые научные чтения по проблемам русской агиографии, проведенные по инициативе сотрудников факультета в Рауталахти. Первые прошли в 2014 году.
Знакомясь с памятниками агиографии, повествующими о подвигах русских северных святых, сложно не обратить внимание на изобилие, яркость и многообразие сведений о географическом пространстве. Они являются неотъемлемой составляющей житийных рассказов о стяжании Духа Святого праведниками Северной Фиваиды.
Исследование смыслов пространственных характеристик и аллюзий позволяет приблизиться к постижению сущностных черт породившей их культуры. Когда и как проявляются свидетельства о географическом пространстве в памятниках русской северной агиографии? Каковы истоки и функции этих свидетельств? К каким художественным и риторическим приемам прибегали русские книжники, описывая пространство и создавая с помощью этих описаний сложный и многообразный фон, на котором проходила жизнь и совершались чудеса святых Русского Севера? Можно ли в данном случае разграничить житийные топосы и реалии?
Итоги своих размышлений над этими и смежными вопросами на семинаре представили 11 исследователей из разных городов Европейской России (Архангельска, Москвы, Петрозаводска, Санкт-Петербурга и Сортавалы). 6 из прозвучавших докладов представили преподаватели, сотрудники и выпускники исторического факультета МГУ.
К.и.н., доцент А.В. Лаушкин выступил с докладом "Морские расстояния в Житии прпп. Зосимы и Савватия Соловецких", в котором показал, что априорное отношение к числовым характеристикам расстояний в памятнике как к условным цифрам, отражающим не столько географическую реальность, сколько литературные задачи авторов текста, оказывается неверным. Докладчик пришел к выводу о сравнительной точности имеющихся в памятнике данных о морских расстояниях, последовательно измеряемых агиографами и их информаторами с помощью русской 500-саженной версты (поприща), определил характер этих данных как передающих маршрутные, а не прямые расстояния между объектами и убедительно интерпретировал имеющуюся в памятнике числовую информацию, относящуюся к морским расстояниям, как свидетельство по-преимуществу каботажного стиля плавания русских мореходов конца XV – начала XVI в. Проведенный анализ, по словам А.В. Лаушкина, "ещё более укрепляет доверие к Житию прпп. Зосимы и Савватия Соловецких как к достоверному источнику по истории морской практики Севера России эпохи позднего Средневековья, содержащему конкретную историческую информацию".
Свое выступление к.и.н., доцент Т.А. Матасова назвала "«Дыханье северных садов»: свидетельства об ароматах как символах преображения пространства в соловецкой средневековой книжности". Автор затронула важную и совершенно не исследованную на материале русского Средневековья научную проблему, связанную с символическим значением ароматов. Свой рассказ Т.А. Матасова построила вокруг анализа известия, содержащегося в составе одного из ранних чудес прп. Зосимы Соловецкого, где праведник уподоблен цветущей финиковой пальме. В этом сравнении заметна не только отсылка к тексту 91 псалма. Аромат цветущего финика издревле трактовался христианскими богословами как райский. Собрав воедино свидетельства об ароматах в текстах житий северных подвижников, автор показала их главные смысловые функции, значимые для агиографов. Внезапное появление дивного аромата представлялось им свидетельством Божественного присутствия. Воспроизведение "райского" аромата каждением становилось не только особым способом обозначить сакральное пространство, но и стремлением подчеркнуть духовный смысл событий. Особое внимание докладчица уделила изображению на рукописных миниатюрах "ароматических" деталей, присутствующих в тексте Жития прпп. Зосимы и Савватия Соловецких, а также рассказу о том, какие именно ароматы окутывали соловецкие храмы времен Средневековья.
К.и.н., старший преподаватель А.Е. Тарасов в докладе "Образы природы в житиях подвижников Русского Севера" коснулся проблемы восприятия окружающего пространства человеком Средневековья. Докладчик отметил существование в историографии полярных суждений. Ряд исследователей считает, что "эстетическое отношение к природе – довольно позднее завоевание человечества", не характерное для Средних веков. Другие, наоборот, полагают – живописность ландшафта, зрительная связь с пространством являлись важными категориями той эпохи, влиявшими, в том числе, на выбор места для основания монастыря. А.Е. Тарасов, проанализировав жития святых, подвизавшихся на Севере, поддержал суждение части исследователей, что понятие "красный" и его производные в отношении географических объектов, окружающих монастыри, не всегда обозначало именно их красоту, но могло свидетельствовать о подходящем, достойном для обители месте. По мнению докладчика, в каждом случае необходимо учитывать контекст, в котором характеризуются образы природы, а также время создания жития.
Сотрудник кафедры истории России до начала XIX в. А.В. Носов в докладе "Формирование сакральной топографии Муромского острова во второй половине XIV в. по Житию Лазаря Муромского" рассмотрел житийные свидетельства о топографии зарождавшегося Успенского Муромского монастыря, основанного на берегу Онежского озера. Автору удалось показать, что процесс выбора места поселения прп. Лазаря и создания первых храмов монастыря в представлениях агиографа был напрямую связан с чудесными явлениями святых и Богородицы, которые не находят прямых аналогий в других литературных памятниках. Было доказано, что Житие достаточно достоверно описывает реальную топографию монастыря и его окрестностей.
Выпускница кафедры истории России до начала XIX в., к.и.н., сотрудник Церковно-Научного центра "Православная энциклопедия" и соведущая программы "Православная энциклопедия" на телеканале ТВЦ Е.В. Романенко представила доклад на тему "«Пустыня» как место духовных и аскетических подвигов русских подвижников". Автор обратила внимание, что несмотря на традиционное представление о том, что русские средневековые отшельники старались выбрать место для своей кельи «зело красно», прп. Нил Сорский полагал, что сугубое восхищение гармонией ландшафта может отвлечь от аскетической жизни, в основе которой должны лежать "умная молитва" и пост, а не наслаждение эстетикой тварного мира. Эти представления нашли отражение в топографии и облике Нило-Сорской пустыни. На материале поздних агиографических текстов, не всегда попадающих в поле зрения исследователей, Е.В. Романенко показала преемственность сакрально-географических представлений о монастырском пространстве и его периферии как в среде монашествующих, так и мирян.
Выпускница аспирантуры кафедры истории России до начала XIX в., сотрудница РГАДА А.А. Богомазова выступила с докладом "Пересекая водное пространство… Изображения морских судов на миниатюрах из Жития прпп. Зосимы и Савватия". В центре внимания докладчицы были конструктивные особенности морских судов, использовавшихся в хозяйстве Соловецкого монастыря. Автор показала, что данные книжных миниатюр хотя и менее информативны для изучении типологии русских судов XVI–XVII вв., нежели данные соловецких икон того же времени, но и они могут привлекаться исследователями древнего русского мореплавания в северных морях России.
Помимо перечисленных на чтениях прозвучали следующие доклады: "Природный камень ладожских островов в архитектуре Валаамского Спасо-Преображенскогомонастыря" (И.В. Борисов, Сортавала), "Олонецкая крепость: итоги археологических исследований (С.И. Кочкуркина, Петрозаводск), "Образ моря в житиях северных святых" (В.Н. Матонин, Архангельск), "Какое место угодно к монастырскому строению?" и "Об изображении островных монастырей Русского Севера на иконах XVI - начала XVIII вв." (М.И. Мильчик, Санкт-Петербург), "Соловецкая обитель глазами заключенных СЛОНа" (В.В. Умнягин, иер., Москва).
Доклады вызывали активную и интересную дискуссию как участников, так и гостей чтений. Среди последних были краеведы, учителя, представители духовенства и журналисты Северной Ладоги.
Важной составляющей программы научного семинара было знакомство с парком "Русская Фиваида", в котором в новейшее время были возведены храмы и часовни, воспроизводящие формы некоторых утраченных памятников деревянного зодчества Русского Севера (см. подробнее: Лаушкин А.В. Путешествие в Золотой век Руси: Парк "Русская Фиваида" в Рауталахти. М., 2019). Многие из этих памятников были запечатлены финским историком архитектуры Ларсом Петтерсоном в 1942-1944 гг. Выставка, посвященная этой уникальной коллекции фотографий, была создана сотрудниками Соловецкого Морского музея в 2018 г. и в ноябре 2019 – январе 2020 г. экспонировалась на историческом факультете МГУ.
К началу работы научного семинара выставка была перенесена в конференц-зал гостевого комплекса "Времена года". Воссозданные в парке "Русская Фиваида" храм и часовни посвящены выдающимся русским святым, трудами и молитвами которых созидалась Северная Фиваида: прпп. Сергию и Герману Валаамским, прп. Сергию Радонежскому, прп. Кириллу Белоозерскому, прп. Арсению Коневскому, прп. Александру Свирскому. На территории парка существует и часовня крестильня, освященная в память равноап. кн. Владимира Святого.