Время: вторник, 10 декабря 2019 г. с 19:30 до 21:30
Место: Пространство творчества и развития «Тверская 15» ул. Тверская, д. 15, Москва, 125009
Лекция курса «Искусство Венеции, Византии, средневековой Руси: точки пересечения» известного искусствоведа Арсения Петрова.
Ренессанс обрёл свою жизнь в венецианской архитектуре несколько позже, чем во Флоренции и в Риме. Вместе с тем венецианские памятники не были эпигонами, а сразу обрели своё индивидуальное лицо, главным отличием которого стала интерпретация византийских архитектурных форм. Вопрос о характере и мотивах подобного обращения будет в фокусе внимания данной лекции.
Среди культурных центров христианского Запада Венеция, несомненно, испытала наибольшее воздействие византийской культуры. Её ключевой памятник – собор Сан Марко – построен по византийскому прототипу, его своды по-византийски украшены мозаиками, а фасады со временем превратились в своеобразные витрины царьградских трофеев. Впоследствии византийская часть своего художественного наследия была осознана венецианцами как собственная древность. Это в огромной степени определило своеобразие венецианского ренессансного искусства.
В русле византийской культуры развивалась и средневековая Русь. И хотя непосредственная встреча этих двух культур произошла уже после исчезновения Византии, именно общность византийского корня помогла принятию и усвоению ренессансных форм, принесенных венецианскими архитекторами.
На каких художественных аспектах строились связи внутри этого культурного треугольника?
Арсений Петров – искусствовед, кандидат искусствоведения, доцент, преподаватель РГГУ.