Алексей Фокин. Что означает имя Бога. Ответ латинских Отцов
События

 

Алексей Фокин. Что означает имя Бога. Ответ латинских Отцов

 

Исход 3:14 в латинской экзегетической традиции

 

Как известно, знаменитые слова книги Исхода, в которых Бог открывает Моисею Свое имя: Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам (Исх 3:14). Хотя древнееврейский оригинал (אֶהְיֶה אֲשֶׁר אֶהְיֶה) допускает разные толкования, о которых мы сейчас не будем говорить, благодаря греческому переводу Семидесяти слова Бога о Самом Себе: ἐγώ εἰμι ὁ ὤν: Я есмь Сущий перекинули своеобразный интеллектуальный мост между библейским откровением и античной философской традицией.

Это хорошо видно уже на примере Филона Александрийского, который впервые в истории религиозно-философской мысли попытался соединить библейский монотеизм с платоновской метафизикой. В самом деле, одно из важнейших определений Бога у Филона – это «Сущее» (τὸ ὄν, ὁ ὤν), или «Бытие» (τὸ εἶναι, ὕπαρξις), в котором удивительным образом совпадают Синайское откровение и философское умозрение об «истинно сущем» (τὸ ὄντως ὄν), идущее от Парменида к Платону и Аристотелю, а от них перешедшее во всю последующую европейскую философию. Согласно Филону, бытие – это единственное, что доступно человеческому познанию о Боге как таковом:

 

    «Бог непознаваем для ума, разве только по бытию (κατὰ τὸ εἶναι μόνον), ибо одно только существование (ὕπαρξις) – вот то, что в Нем познаваемо, а кроме существования – ничего (τῶν δέ γε χωρὶς ὑπάρξεως οὐδέν)»2. «Непостижимую природу Бога (τὴν ἀκατάληπτον θεοῦ φύσιν) нельзя постигнуть, кроме лишь одного бытия (πρὸς τὸ εἶναι μόνον)»3.

 

В связи с этим человек может знать о Боге «не то, каков Он есть (οὐχ οἷός ἐστιν), но только то, что Он есть (ὅτι ἔστιν)»4. При этом Филон имеет здесь в виду не столько сам факт бытия Бога как источника существования мира, сколько онтологическую характеристику самой «природы Бога» (θεοῦ φύσις), Которого Филон часто называет единственно «Сущим» (τὸ ὄν, ὁ ὤν)5, «истинно Сущим» (τὸ ὄντως ὄν)6 и даже «Сущим как таковым» (τὸ ὄν ᾗ ὄν)7. В самом деле, согласно Филону,

 

«Из добродетелей именно добродетель Бога поистине существует как бытие (κατὰ τὸ εἶναι συνεστῶσα), потому что лишь Бог имеет существование в бытии (ἐν τῷ εἶναι ὑφέστηκεν). По этой причине Законодатель должен будет сказать о нем: “Я есмь сущий” (ἐγώ εἰμι ὁ ὤν), – ибо то, что после Него (τῶν μετ᾿ αὐτόν), не существует как бытие (οὐκ ὄντων κατὰ τὸ εἶναι), а имеет лишь мнимое существование (δόξῃ δὲ μόνον ὑφεστάναι)»8.

 

«Сущее есть Сущее само по себе (τὸ γὰρ ὄν, ᾗ ὄν ἐστιν), безотносительно к чему-либо. Ибо оно наполнено самим собой, и довлеет самому себе, и прежде возникновения мира, и после возникновения вселенной оно одно и то же. Ведь оно неизменно и непреложно, оно совершенно не нуждается в чем-то ином, так что все принадлежит ему, а оно в собственном смысле – ничему»9.

 

Именно  это истинно Сущее, которое, по мнению Филона, философы были научены почитать «от природы» (ἐκ φύσεως), а иудеи – из дарованных Богом «священных законов» (τῶν ἱερῶν νόμων), и есть библейский Бог10.

 

Впоследствии мы встретим сходные рассуждения у христианских апологетов, Климента Александрийского, Оригена и многих других греческих отцов Церкви. Но в нашем выступлении мы обратимся к параллельному материалу, который остается малоизученным в этом вопросе – латинской патристике, и посмотрим, имеется ли в ней сходная религиозно-философская интерпретация Синайского откровения.

 

Первым из латинских христианских авторов, у кого встречается толкование Исх 3:14, был римский пресвитер Новациан. Рассуждая о существенных свойствах Бога Отца, Новациан говорит:

 

«То, что Бог есть, это Он есть всегда (quod est, id semper est); и Тот, Кто есть, всегда есть Он Сам (qui est, semper ipse est); и каков Он есть, таков Он есть всегда. Ведь прибавление [чего-либо] указывало бы на начало, а утрата доказывала бы смерть и исчезновение. Именно поэтому Он говорит: “Я есмь Бог и не изменяюсь”, сохраняя всегда Свой статус, ведь то, что не рождено, не может изменяться. И все, что в Нем может быть, есть Бог, и оно необходимо есть всегда (semper sit necesse est), так что Бог есть всегла (semper sit deus), сохраняя Себя Своими силами. И поэтому Он говорит: “Я есмь Тот, Кто есмь” (ego sum qui sum). А “То, Что есть” (quod enim est), потому имеет такое имя, что всегда обладает тем же самым своим качеством (hoc habet nomen, quoniam eandem semper sui obtinet qualitatem). Ведь изменение лишает Его имени “Того, Кто есть” (illud nomen ‘quod est’); а все, что когда-либо изменяется, оказывается смертным именно потому, что оно изменяется. Ведь оно прекращает быть тем, чем было, и соответственно начинает быть тем, чем не было. Таким образом, по справедливости Бог всегда сохраняет Свой статус, поскольку Он без умаления и изменения всегда остается подобен и равен Самому Себе».

 

Текст был опубликован в сборнике VII Международной конференции Русской Православной Церкви «Современная библеистика и Предание Церкви».

 

Полный текст статьи доступен на сайте jesus-portal.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9