Сербия, славянская Македония и отчасти Далмация, входившие в территорию бывшей Югославвии, составляли часть большого мира православной культуры, к которому принадлежала и Древняя Русь и во главе которого стояла Византия.
Когда славяне в VI веке после долгого пути переселений достигли берегов Дуная, на другой стороне реки, на Балканском полуострове, перед ними предстали еще цветущие в ту пору византийские города с грандиозными постройками, украшенными статуями и мозаичными полами, с большими храмами, стены которых были декорированы фресками и мозаиками, с богатыми некрополями, в которых покоились знатные горожане под роскошными памятниками. Перед взорами необразованных пришельцев предстала совершенно незнакомая им цивилизация, хотя и пострадавшая уже от более ранних варварских набегов, но еще стойко боровшаяся за свое существование. После неудач военного сопротивления завоевателям население древних, известных еще с римских времен городов — Сирмиума на Саве, Виминациума и Сингидунума на Дунае, Наисуса на Нишаве, Скупа на Вардаре, Ульпианы на Косовом поле, Доклей на Мораче, Салоны на Сплитском поле и многих других, менее известных, — потянулось на юг, к морю, оставляя пришельцам, окончательно утвердившимся на Балканах в VII веке, свои поселения и имущество.
Долгое время у славян не было ни попыток понять эллинско-римскую культуру, ни почтения к христианским памятникам. Поселяясь в древних городах, среди полуразрушенных дворцов, они наскоро строили себе примитивные жилища из дерева и земли. Славяне принесли с собой обычаи жителей северных равнин и политеистическую, языческую религию. Должно было пройти определенное время, прежде чем, приняв христианство, они смогли включиться в новую для них культуру Средиземноморья, а затем и сами сумели создать такое искусство, которое на протяжении всего Средневековья было основным выражением их духа, а в счастливые периоды развития стало тем наивысшим достижением, на какое они вообще были способны.
Набеги варваров и переселение народов в первых веках нашей эры, завершившееся приходом на Балканы славян и болгар, произвели здесь подлинное разорение. Отрицание христианством произведений античного искусства привело к забвению старой цивилизации. Античные памятники скрылись в речных наносах и лесных зарослях. Археологи и поныне извлекают на свет руины городов римлян и византийцев: величественные театры, в которых некогда игрались произведения античных писателей; языческие храмы и христианские церкви огромных размеров, в которых службы совершались с небывалой пышностью; римские крепости, в которых сражались вывезенные издалека наемники; римские и византийские термы, возведенные по столичным образцам. На стенах этих развалин иногда обнаруживаются остатки фресковых росписей, но изображений христианской тематики с фигурами сохранилось немного, поскольку фрески более, нежели мозаика, страдают от атмосферных осадков и пожаров.
В сущности, только два значительных комплекса, сохранившиеся на территории современной Югославии, свидетельствуют о творчестве христианского населения ранних веков в сфере монументального изобразительного искусства. Это и фрески гробницы IV в. в Нише в Сербии и остатки стенных росписей начала VI века в епископской церкви в Стоби в Македонии.
Нишская гробница представляет собой прямоугольное помещение с коробовым сводом и четырьмя стенными нишами с захоронениями. Гробница находится под землей. С восточной стороны в нее ведет лестница. Внутри на всех поверхностях ее стен сохранилась живопись. В нижнем ярусе, у самых погребений, изображена ограда из перекрещивающихся деревянных брусьев, за которой видны вьющиеся растения, написанные красным и зеленым цветом. В верхнем ярусе в центре восточной и западной стен представлены монограммы Христа в венках, сплетенных из пальмовых ветвей, а ниже, на фоне пейзажа, — попарно фигуры святых, обращенные к символу Христа. Святые одеты в белые туники и паллиумы. Скорее всего, это изображения четырех апостолов. Две фигуры с восточной стороны могут быть определены по характерному типу ликов как апостолы Петр и Павел. Над нижним регистром захоронений на северной и восточной стенах сохранилось еще два яруса живописи. В среднем, так же как и в нижнем, ярусе изображена ограда, только более роскошная, имитирующая мраморную. Ограда расчленена колонками, причем показано, что каждая из них увенчивается скульптурным бюстом-гермой. За оградой поднимаются растения. В самом верхнем ярусе на склонах свода представлена виноградная лоза с листьями и гроздьями, в ее ветвях — птицы, некоторые из них клюют спелые ягоды. Тематика росписи нишской гробницы может быть разъяснена при помощи текстов заупокойных служб и молитв. Очевидно, заказчики этой гробницы пожелали, чтобы на ее стенах был представлен рай с его цветущей растительностью и святыми, с которыми словно сопребывали бы души погребенных. Тематические и стилистические аналогии росписям нишской гробницы мы находим в погребальных помещениях некоторых римских катакомб. Нишским фрескам сродни фрески двух гробниц раннехристианского некрополя в Пече в Венгрии, гробницы некрополя в Софии в Болгарии и не полностью опубликованные фрески гробницы в Салониках. Сходство росписей нишской гробницы с раннехристианской живописью римских катакомб конца IV и самого начала V века свидетельствует о том, что римляне, жившие в Нише, поддерживали тесные связи со столицей. Вплоть до 40-х годов V века, пока гунны во главе с Аттилой не разрушили древний Наисус (Ниш), в нем процветала культура, соединившая в себе влияния Востока и Запада. После нашествия Аттилы город пришел в запустение и несколько оправился только перед приходом славян [1].
Росписи епископской церкви в Стоби сохранились лишь фрагментарно: несколько ликов святых, частично утраченных, два фрагмента с неидентифицированными композициями. Фрагменты найдены на стенах притвора, а один — в наосе. Уцелевшие фрески были переданы в Народный музей Белграда. Цокольный ярус церкви также был богато украшен росписью, но она не сохранилась. Среди дошедших до нашего времени изображений голов святых — одна в натуральную величину. Она, вероятно, принадлежала фигуре в ряду святых нижнего яруса росписи в притворе. Найденные при раскопках остатки греческих надписей на свитках свидетельствуют о том, что у некоторых стоящих фигур были в руках развернутые свитки с текстами из Евангелия. Необычно взволнованный взгляд, широко открытые глаза большинства сохранившихся изображений ликов, которые, в отличие от только что упомянутого фрагмента, имеют небольшие размеры, говорят о том, что они могли принадлежать фигурам из каких-то сцен на религиозные сюжеты. Живописные переходы цвета, быстрый, свободный и смелый мазок кисти в моделировке ликов показывают, что живописцы прекрасно умели пользоваться той «импрессионистической» манерой, которая была свойственна живописи конца V и начала VI века. Широко раскрытые глаза святых, совершенно еще античные типы их ликов находят наиболее близкие параллели в древнейших иконах из монастыря Св. Екатерины в Синае, в некоторых миниатюрах пурпурных кодексов VI века. Эти фрески высокого художественного уровня были созданы, очевидно, до 518 года, когда сильное землетрясение разрушило Стоби, после чего всякая жизнь в этом городе замерла [2].
Новый подъем монументальной живописи начинается после христианизации славянского населения на Балканах во второй половине IX века. Тогда возникают и первые прочные государственные образования славян со своей общественной иерархией, в высших слоях которой выделяются люди, стремящиеся проявлять заботу о строительстве храмов и об их украшении. Хотя в этих первых славянских культовых сооружениях живопись не сохранилась, тем не менее точно известно, что она там существовала.
Памятники, созданные позже (начиная с XI века все более многочисленные), показывают, что славяне — заказчики церковных построек на Балканах — избрали фреску в качестве основной, если не единственной техники для украшения интерьеров своих храмов. Богатый мозаичный декор византийских храмов не мог пустить в славянской среде на Балканах прочных корней — не только в силу бедности этой среды, но и потому, что вплоть до позднего Средневековья здесь, исключая латинские города Приморья, не было больших городов, которые являлись необходимым условием существования мозаичных мастерских с их сложным способом производства. Обстоятельства сложились таким образом, что современная Югославия представляет собой «страну фресок» — то есть такую область в Европе, где находятся сотни храмов с хорошо сохранившейся средневековой монументальной живописью.
Воислав Джурич. Византийские фрески. Средневековая Сербия, Далмация, Славянская Македония.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Нишская гробница с фресками относится к большому раннехристианскому некрополю, в котором находится еще несколько гробниц того же типа, но без живописи. Гробница была открыта случайно в 1953 г. Первые данные о гробнице с росписями в Нише опубликовал Ф. Герке (Gerke F. Die Wandmalereien der Petrus-Paulus-Katakombe in Pecs (Sudungarn) Ц Neue Beitrage zum Kunstgeschichte des 1. Jahrtausends, Zweiter Halb- band: Fruhmittelalterliche Kunst. Baden-Baden, 1954, 148, 169-182). Он дал и истолкование ее иконографии. Однако наиболее полно изучил и сделал убедительные выводы JI. Миркович {Mirkovic L. La necropole paleochretienne de Nis / Archaelogia iugoslavica. Beograd, 1956, 85-100; Он же. Ограда на сликама paja у катакомбама Рима и ранохришЬанским гробницама у IIe4yjy и Нишу / Старинар. Београд, 1959, нов. сер., IX-X, 215). Дж. Бошкович (Бошкович Дж. Еще несколько слов о раннехристианской стенной живописи в нишском склепе / ВВ, 1959, XV, 144-147) пытался доказать, что на стенах гробницы изображены не апостолы, а портреты погребенных. JI. Миркович (МирковиН JI. Да ли на фрескама у HuniKoj гробници (Kpaj IV века) имамо портрете сахран>ених у H>oj? — ЗНМ, 1967, V, 217-235) решительно ему возражал и при этом сделал новые добавления к осмыслению иконографии этой живописи. См. также: НенадовиН С., ПаниН-Суреп М. Заштита ранохрипйганске гробнице са фрескама у Нишу Ц Саоппгген.а, 1956, 1, 143-146 (где описана архитектура гробницы и представлен способ ее консервации); Bourguet du P., s.j. La peinture paleochretienne. Paris, ed. Pont Royal, 1965, 29, pi. 141 (где фрески нишской гробницы включены в антологию раннехристианского изобразительного искусства).
О параллелях живописи нишской гробницы с тематической и стилистической точек зрения см. также: Gerke F. Wandmalereien der neugefundenen Grabka- mmer in Pecs (Fiinfkirchen) Ц Neue Beitrage zum Kunstgeschichte des I. Jahrtausends, Erster Halbband: Spatantike und Byzanz. Baden-Baden, 1952, 115-138 (об одной из гробниц в Пече конца IV в.); Миятев К. Декоративната живопись на софийския некрополь. София, 1925 (об украшенных живописью гробницах в Софии, относящихся к тому же времени, из которых особенно гробницы № 7 и 9 имеют сходство с нишской); Pelekanidis S. Korreferat zum Referat Kollwitz «Die Malerei der Kon- stantinischen Zeit» Ц VII Internationalen Kongress fiir Christliche Archaologie. Trier, 1965, 90-92 (о салоникских расписных гробницах); Gerke F. Spatantike und friihes Christentum. Baden-Baden, 1967, 97.
[2] Остатки этих фресок найдены при раскопках в Стоби в несколько приемов, главным образом вскоре после 1930 г. См.: Capuja Б. Нови наласци у enncKoncKoj цркви у Стобима Ц ГСНД, 1933, 16-17, 27-28 (neue Funde in der Bischofskirche von Stobi / Jahreshefte des Osterreichischen archaologischen Institute in Wien, 1933, XXVI- II/2, 119); ЪуриЛМ. О скидан>у зидних сликарща у Стобима Ц Старинар. Београд, 1932, III сер., VII, 86-87. Результаты детального изучения фресок в Стоби см.: Мано-Зиси Ъ. Фреске у Стобима / Старинар. Београд, 1933-1934, III сер., VIII-IX, 244-248; Kitzinger Е. A Survey of Early Christian Town of Stobi Ц DOP, 1946, III, 108-110; Maksimovic J. Contribution a 1'etude des fresques de Stobi / CA, 1959, X, 207-216. Необходимо отметить, что сильно пострадавшие от транспортировки и военных невзгод фрески в значительной степени реставрированы. Недавно обнаружены фрагменты фресок в крещальне базилики, относящиеся к тому же времени. См. о них: Mano-Zisi Dj. Stratigraphic Problems and the Urban Development of Stobi / Studies in the Antiquities of Stobi. Beograd, 1973, 218, 220.