Сохранившие веру
События
Сохранившие веру
Пережитые десятилетия государственного атеизма — уникальный опыт Русской Православной Церкви, ее трагедия, но и, в значительной степени, ее слава.
Первые годы советской власти дали нам сонм новомучеников и исповедников, но кроме них были еще десятилетия государственного атеизма и тысячи православных христиан, благодаря которым теплилась жизнь в немногих оставшихся открытыми храмах, не прерывались традиции благочестия, передавался опыт нравственности и жизни по Евангелию в миру. Многие из этих «хранителей веры» — священников и мирян — прожили внешне непримечательную жизнь, но чего стоило из года в год отстаивать веру в условиях, которые были очевидно враждебны? Каково было ставить под удар карьеру, терять друзей, терпеть насмешки, пробираться на Литургию тайком?
Пройдет совсем немного времени — и в живых не останется свидетелей тех лет. Тем важнее сохранить их опыт сегодня. Именно эту цель ставила перед собой автор книги «Хранители веры. О жизни церкви в советское время» Ольга Гусакова, которая выходит в издательстве «Никея» уже второй раз. Здесь собраны девять историй очень разных людей: «маститых протоиереев» — Валериана Кречетова, Владимира Тимакова, Сергия Правдолюбова, Иоанна Каледы, Георгия Бреева, — а также мирян — историка А. Б. Зубова и простой прихожанка Феодоры Никитичны Кузовковой.
Все герои книги, кроме профессора Андрея Зубова и протоиерея Георгия Бреева, выросли в верующих семьях, и считают это фундаментом своей веры. Для них религиозность была абсолютно естественной, а враждебная Церкви общественная система не могла заставить их изменять своим убеждениям, более того — мечтать о служении у Алтаря. При этом действительность воспринимали трезво: «Собираетесь священниками быть? Готовьтесь к тюрьме», — говорил отец протоиерея Валериана Кречетова. Сам прошедший северные лагеря и ссылку, он не рассказывал детям подробно об этом времени — чтобы не взращивать ненависть к власти, к стране. При этом всегда призывал честно трудиться, получать светское образование, заниматься физическим развитием: «православный человек должен быть по возможности специалистом высшего класса. Иначе ему в жизни не будет ходу никакого». Отец протоиерея Иоанна Каледы, известный ученый Глеб Каледа, ставший в зрелом возрасте тайным священником, тоже был образцом здравомыслия и осторожности. «Мы над отцом порой подтрунивали, что он очень боязлив. Он, например, абсолютно не терпел всякие политические анекдоты, вообще разговоры “о политике”. Тут же бросался закрывать форточки, — вспоминает протоиерей Иоанн. — Это потом мы осознали, что чего-чего, а страха у отца Глеба абсолютно не было. Он был готов пострадать за ДЕЛО. Потому что если бы он был трусом, то он бы сан тайно не принял. Дома бы храма не было. Но из-за какой-то глупости подставлять под удар самое главное — вот этого он принципиально не хотел». Протоиерей Иоанн Каледа не склонен преувеличивать мужество своей семьи в те годы: он признается даже, что не знает, смог бы он открыто исповедовать веру, если бы это потребовалось: «Помню, мы школьниками с младшим братом шли в храм Ильи Обыденного — и чтобы кто-то не подумал, что мы идем в церковь, мы делали вид, что ищем номера домов».
О том, как взаимодействовали с властью иерархи рассказывает протоиерей Владимир Тимаков, который был иподиаконом архиепископа Кирилла (Поспелова) в годы войны в Ташкенте: «Ночью к архиерею приходили, которые и имени-то не имели, а только клички, — энкавэдэшников, — вспоминает он. — Приходили для того только, чтобы навязать омерзительные условия Церкви. Ничего противного для Церкви епископ Кирилл от них, естественно, не принимал, однако делать это было нелегко. Владыка справлялся как-то, все переводил на патриотизм. Здесь-то вот даже у энкавэдэшников ярость угасала».
Многие из героев вспоминают страшные годы войны как время, когда было очень легко жить по Евангелию. «В плену мы не унывали, имели надежду на Вышнего. Господь с нами и пошлет помощь Свою. И у нас такой был дух, что мы будем живы, и вернемся домой, и будем продолжать жизнь православную», — это слова простой деревенской женщины, Феодоры Никитичны Кузовковой. Действительно, ее семья пережила страшную войну без потерь: отец пришел с фронта живым, она сама и шестеро ее братьев и сестер, а также мама и бабушка, пережили оккупацию, трудовой лагерь и принудительные работы в Германии и вернулись в родную деревню незадолго до конца войны. Это можно считать чудом. « И тогда никто у нас не ссорился. Какие-то люди были, как кропленные Святым Духом. Все мирные, все ждали победы», — говорит Феодора Никитична о последних месяцах войны. Жизнь этой женщины поражает современного горожанина: она тридцать лет проработала в колхозе, одновременно занимаясь собственным хозяйством и воспитывая восьмерых детей, а выйдя на пенсию отдала время и силы храму — тридцать лет прослужила церковной старостой. Феодора Никитична — из тех самых «белых платочков», которые, по слову святителя Тихона, «церковь спасли».
Полная, казалось бы, противоположность этой простой женщине — интеллигент, профессор Андрей Борисович Зубов. Он пришел к вере зрелым человеком и отчасти интеллектуальным путем через экзистенциальный кризис: «Я увидел, что идеал лежит не в какой-то исторической эпохе, не в какой-то стране, а — во Христе». Интересно, что первое сближение с православием произошло у него во время работы над диссертацией, в залах Ленинской библиотеки.
Несомненно, читатели с самыми разными интересами найдут в интервью, собранных в книге, что-то ценное для себя. Матери семейств — примеры домашнего уклада, поддерживающего веру, образы того, как могут выстраиваться отношения детей и родителей. Тем, кто интересуется историей, политикой и социальными проблемами будут интересны фрагменты, посвященные отношениям религиозных людей и советской власти. Верующие подростки смогут найти опору в опыте преодоления насмешек и непонимания сверстников и учителей. Еще один интересный аспект книги — духовное осмысление Великой отечественной войны, которую помнят большинство героев. Наконец, каждому православному человеку будет полезно прикоснуться к духовному опыту исповедников ХХ века.
МАРИЯ ХОРЬКОВА, журнал «Православное книжное обозрение»
ХРАНИТЕЛИ ВЕРЫ
О жизни Церкви в советское время
Гусакова О. В.
М.: Никея, 2018. — 416 с.
ИС 14-321-2593