В работе научного форума приняли участие известные библеисты, богословы и лингвисты из Бельгии, Голландии, Германии, Италии, Австрии, Норвегии, Великобритании, Израиля, США, ЮАР.
На пленарном заседании с докладом выступил председатель коллоквиума профессор библеистики Католического университета в Лёвене Пьер ван Хеке. Темой его выступления была – « Песня песен как сеть метафор: указание путей, переданное метафорически». С вводной лекцией «Какое направление приняли исследования «Песни песней»? Субъективная оценка современных тенденций и направлений» перед участниками выступил заслуженный профессор библеистики Шеффилдского университета Дж. Черил Эксум.
Несколько докладов на коллоквиуме было посвящено вопросам редакторских изменений, которые вводились в текст «Песни Песней» его переписчиками и переводчиками:
– Редакторские тенденции, присутствовавшие в литературном становлении текста «Песни песней» (Торлейф Элгвин, профессор иудаики Норвежского педагогического христианского колледжа, Осло)
– Оригинальный поэт или подражающий графоман? Греческая передача еврейского параллелизма в Песн 7-8 (Брайен Бикман, доцент теологии Лёвенского Католического университета), и др.
– Содержание центральной части «Песни песней» (3:1 – 7:11) (Ролан Мене, профессор экзегетики Ветхого Завета Григорианского университета в Риме), и др.
Как говорится в пресс-релизе научного форума, связь свитка (меггилот) «Песни песней» с ранней раввинской литературой стала, также, предметом огромного внимания в современной научной литературе. Одновременно вопросы восприятия в раннем иудаизме и раннем христианстве продолжают вызывать дискуссии. По этой тематике было представлено несколько сообщений:
– Мистицизм, мученичество и диспуты: Рабби Акибы и «начало» традиции раввинистической интерпретации «Песни песней» (Йонатан Каплан, профессор иудаики Университета Техаса в Остине);
– Между телесностью и духовностью: размышления об истории восприятия «Песни песней» (Жакейс ван Рёйтен, профессор библейской экзегетики Гронингенского университета);
– Богословский характер Песни Песней. Доказательства и следствия (Людгер Швенхорст-Шёнбергер, профессор библеистики Венского университета);
– Оригеновская версия фрагмента Песн 1:8 (LXX) – «…eanmegnosseauton» (Пол Б. Декок, профессор библеистики Университета Квазулу-Натал, ЮАР);
– Антропологическая проблематика в «Песне песней» (Донателла Скайола, Папский Урбанианский университет, Рим);
– «Песнь песней» в сирийской комментаторской традиции (Марион Прагт, Католический университет Лёвена); и т. д.
«Песнь песней» продолжает привлекать читателей своим высоко поэтическим языком, а местами, и довольно сложной метафорикой. Поэтому в библейской науке важную роль играет изучение, с одной стороны, языковых и композиционных особенностей текста, с другой, метафорического характера описаний. Поэтому одну из важнейших задач коллоквиума его организаторы видели в том, чтобы особенно сосредоточиться на метафорическом богатстве книги, на истории её аллегорического толкования. По этой проблематике было несколько докладов:
– Соперничество между буквальным и аллегорическим толкованием «Песни песней» в рамках средневековой «учёной» иудейской и равинистической экзегезой (Эли Ассис, профессор библеистики Университета им. Бар Илана, Израиль);
– О метафорическом прочтении «Песни песней»: места с описанием любовных сцен (Джиане Барбьеро, профессор экзегетики Ветхого Завета Понтификального библейского интститута в Риме);
– “Ешьте, друзья, пейте, опьяняйтесь любовью!“ О литературном оформлении эмоций и усилении их восприятия в «Песни песней» (Мелание Пеетц, Философско-теологический колледж св. Георгия, Франкфурт-на-Майне);
– Раскрывая сокрытую философию»: фрагменты в Септуагинте, содержащие возможности аллегорического восприятия «Песни песней» (Стефан Кох, доктор теологии, пастор Евангелической Лютеранской церкви Германии в г. Штарнберге).
В последние годы появилось немалое количество исследователей, изучающих очень вероятным взаимосвязям «Песни песней» с другими библейскими текстами, в частности, с литературой мудрости и книгами пророков. Всё это стало предметом сообщений последних двух сессий коллоквиума. Вот темы некоторых из них: «Песнь песней» в Септуагинте и греческие версии Пятикнижия»; «Сопоставление центральных образов мужчин в «Песне песней» и «Книге Иова»; «Вот ваш Царь» (Ин 19:14): интертекстуальные аллюзии на Песн 3:11», и т. д.
Источник sedmitza.ru