Сотрудники Музея-усадьбы Пушкина в Больших Вязёмах не могут вспомнить, чтобы храм снимали внутри. В начале 90-х здание передано церкви. Службы ведутся в нижней части - верхняя обычно закрыта. А в 16 веке каждое воскресенье тут молился прежний владелец этих земель - Борис Годунов. Как шутят историки, он сделал самую выдающуюся карьеру в истории российской монархии. И архитектура была для него инструментом пропаганды. «Годунов хотел увековечить восшествие своей династии. А как это сделать? Построить храм. Для того времени это просто невероятная постройка. Потому что все было из дерева. И такие каменные храмы - это всё равно что сейчас небоскрёбы», - говорит старший научный сотрудник Государственного историко-литературного музея-заповедника Пушкина Владимир Сизов.
Зданий в так называемом «годуновском стиле» сохранилось всего четыре. Но внутри этого есть то, что делает храм единственным в своем роде. Здесь сохранились фрески годуновского времени. Они дошли до нас практически без изменений. Так же, как и надписи, которые оставляли на стенах посетители храма. Очень хорошо видна надпись на латыни. Запросто можно разобрать слово «ego» - я. И отчетливо видна дата - 1618 год. Этому граффити 400 лет.
Всего в храме более двухсот граффити. Автографы, сделанные острыми предметами в начале 17 века, - дело рук польско-литовских интервентов. Здесь побывали оба Лжедмитрия. Известно, что в этом храме молилась Марина Мнишек. Большие Вяземы стоят на Смоленской дороге. Стратегическое западное направление. Этим путем ехали послы из Европы и захватчики.
«История деградации человеческого духа» - так с грустной иронией говорят ученые об этих граффити. Польские захватчики писали, что в этом храме молился такой-то. Французы оставляли автографы вроде «здесь был Вася» - в смысле Жан, Поль, Анри. А советские школьники царапали нецензурные слова, вроде тех, что пишут в лифтах или на заборах. Граффити этого периода замазали, ранние сохранили. Есть версия, что этих стен коснулась и рука юного Пушкина. Имение его бабушки - в соседнем Захарове. Сюда Пушкины приезжали на церковные службы. Исследователи уверены: граффити в Преображенской церкви повлияли на творчество поэта.
«Впервые он соприкоснулся с эпохой Бориса Годунова здесь, в Вяземах. И всё благодаря бабушке Марии Алексеевне. Она не любила всевозможные басни, сказки, которые любила Арина Родионовна. Она рассказывала Пушкину славные страницы из истории русского государства. Конечно, коснулась Бориса Годунова», - говорит директор Государственного историко-литературного музея-заповедника Пушкина Александр Рязанов.
Трагедии «Борис Годунов» не было бы, если бы Пушкин не изучал граффити в этом храме, считают в музее. Но полного исследования надписей нет до сих пор. Ни одной монографии. Лишь небольшие статьи. Сотрудники поэтического заповедника мечтают создать тут Музей Смутного времени. Эти стены, наверняка, раскрыли не все свои секреты.
Источник: Телеканал "Культура"