САДУМ как проект по формированию “советского ислама”
События

Бахтияр Бабаджанов. Приглашенный исследователь Института иранских исследований (Австрийская академия), Вена. Профессор, исламовед, историк.В 1996 году защитил PHD диссертацию (Политическая деятельность суфийских шейхов Накшбандия в Трансоксиане). В 2007 докторскую диссертацию (Habilitation) «Кокандское ханство: власть, политика, религия». Научные интересы: Культура ислама и история суфизма в Центральной (Средней) Азии, исламская политика Российской империи в Центральной Азии, исламские институты в бывшем СССР, возрождение ислама в период независимости, религиозные мотивации современной джихадистской идеологии.

САДУМ (Среднеазиатское Духовное Управление Мусульман) – аббревиатура, прилагаемая (с 1962 г.) к Духовному управлению мусульман Средней Азии и Казахстана. Об основании объявлено на Съезде (Курултае) представителей мусульман Средней Азии и Казахстана (Ташкент, 20-23.10. 1943).

Руководители делегаций от республик: Председатель – Эшон Бабахан (Узбекистан), Абдулгафар Шамсутдинов (Казахстан), Солих Бобокалнов (Таджикистан), Алимхон-тора Шокиров (Киргизия), Шейх Анна-Эшан (Туркмения). Приглашённые делегаты: Председатель Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири Абдурахман Расули, имам-хатиб московской мечети Халил Рахман, имам-хатиб соборной мечети Казани Киямуддин аль-Кадири.

«Муфтием пяти союзных республик региона» (Средней Азии) единогласно избран Эшон Бабахан. Его заместителем избран Салих Мирод-хаджа Салихов, Ответственным секретарем – З. Бобохонов. САДУМ состоял из: Управление (хайат; 11 человек), Ревизионная комиссия (тафтиш хайати) из 5 человек. В республиках созданы кадийаты, председателями которых были назначены упомянутые главы делегаций (в Узбекистане – З. Бабаханов). Одновременно определен штат служащих, подразделения внутри Управления (Отдел фетв, Отдел деятельности мечетей и др.).

Позже при Управлении были основаны медресе Мир-и ‘Араб (1946), а позже медресе Баракхан (1956-1962, Ташкент) и Высший исламский институт (с 1971). Для того, чтобы выносимые фетвы не противоречили существующим законам и Конституции СССР, был введен штат Консультанта по юридическим вопросам.

Студенты четвертого курса в медресе Мир-и ‘Араб, Бухара, 1948 г.

Первая фетва (1943) Эшона Бабахана была названа «О дозволенности есть пишу Людей Книги [иудеев и христиан] во время путешествий и военных действий» (Safar va jang-u jadalda Ahli Kitob ta‘omin isti‘moli haqinda fatvo), которую перевели на несколько языков мусульман бывшего СССР. Причина была в том, что на фронтах солдаты из мусульман отказывались есть консервы из свинины (в частности, консервы, поступавшие из США по лендлизу), что приводило к случаям дистрофии и истощения. Фетва допускала есть солдатам из мусульман «пищу Людей Книги» и это сняло проблему.

Другая фетва Эшона Бабахана (1944) объявляла легитимным с точки зрения шари‘ата джихад (!) против фашистов. Эти фетвы не были опубликованы официально, однако их тексты на разных языках были розданы солдатам-мусульманам на фронте.

С 1947 г. при Управлении начато печатание журнала «Siviet Sharq Musulmonlari» (Мусульмане Советского Востока), регулярное издание которого началось только в 1968 г. и переводилось на ряд языков (английский, французский, арабский и др.) В нем печатались фетвы и распоряжения Управления (в сокращенном виде), комментарии правительственным постановлениям, имеющим отношение к религиозной политике правительства, статьи имамов, ответы на вопросы верующих и т.п.

Пятый и шестой выпуски журнала САДУМа, Ташкент, 1947 г.

Бюджет САДУМ формировался из добровольных пожертвований мусульман и традиционных подношений, собираемых в мечетях (фитр, хайр-эхсон). Самой солидной статьёй дохода стали подношения, собираемые на погребальных комплексах – мазарах (Бахауддина Накшбанди, Кусама ибн Аббаса и др.), бывших тогда в ведении САДУМ.

Своеобразной легитимацией этого источника дохода стала фетва (1948 г.) с ханафитской (и, в известной мере, «суфийской») аргументацией регламента паломничества (зиярата) к лицам, достигшим степени «святого» (аулие). Однако внутри САДУМ были богословы, кто инициировал борьбу против зиярата. В 1952 году упомянутый казий Киргизской ССР Алимхон-тора Шокирова обращается с официальным письмом к муфтию Эшону Бабахану по поводу «недозволенных исламом ритуалов на мемориальном комплексе «Тахт-и Сулайман» в городе Ош (юг Киргиской ССР). В результате был выпущен ряд фетв против зиярата, который классифицировался как «худший вид политеизма».

Эшон Бабахан

1957 г. Комитет по делам религиозных культов при Кабинете министров Уз ССР, усмотрев в массовом возрождении ритуалов паломничества «опасные признаки возрождения религии» и «несанкционированное скопление верующих», добился официального решения закрыть все объекты паломничества и признать их в качестве архитектурных памятников прошлого.

САДУМ проявил чудеса лояльности к властям и готовность сотрудничать с ними

Управление всегда вынуждено было реагировать на все специальные постановления партийных и правительственных органов в их стремлении бороться с традиционными ритуалами (или, пользуясь неуклюжим клише того времени, «пережитками прошлого»), которые и без того на протяжении многих столетий были предметом критики пуристически настроенных богословов – сторонников «чистого ислама» времен Пророка. Аргументы богословов прошлого нередко использовались в фетвах САДУМ, которые на протяжении почти всего существования Управления составлялись на узбекском и реже на таджикском языках (с обязательным переводом на русский).

Кроме того, САДУМ выпустило ряд фетв, с делигитимацией Дня рождения Пророка и других традиционных ритуалов. Так появилась целая серия фетв и распоряжений имам-хатибам мечетей, объявивших «нешари‘атскими», «противоречащими исламу» названные и другие ритуалы, особенно те, которые были связаны с коллективными ритуальными действиями общины, которая продолжала их практику и воспринимая их как исламскую традицию. Известны анти-суфийские фетвы САДУМ, в которых суфизм (в местной форме – «ишанизм») признан явлением, противоречащим сунне.

В теологической аргументации выводимых решений муфтии САДУМ обращались в основном к Корану и хадисам, реже – к ханафитским сборникам фетв. Наряду с этим, для обоснования некоторых богословских заключений, составители фетв прибегали к произведениям средневековых и современных богословов других мазхабов и богословов фундаменталистов

Комитет по религиозным культам (как представитель власти) поддерживал такой курс САДУМ, тоже стараясь пресечь коллективное и интегрирующее начало местных традиционных обрядов и ритуалов, усмотрев в них опасные признаки перманентной реисламизации и вовлечения в этот процесс молодёжи. Одновременно САДУМ проявил чудеса лояльности к властям и готовность сотрудничать с ними. Они приняли на себя функции медиатора некоторых реформ советской власти, а в первую очередь именно в вопросе эмансипации женщин.

Однако САДУМ не удалось навязать собственное понимание правильной религиозности. Даже открытое давление на верующих со стороны САДУМ с использованием серьезных административных инструментов и ресурсов, а также символического капитала не давало им возможность унифицировать понимание правильного ислама и делегитимировать традиционные формы ритуальных и социальных практик, сохраняющихся в среде простых верующих. Их идентичность вполне совмещала традиционный ислам (в том виде, каком они его понимали) и реалии советской идеологии.

Еще до развала СССР казияты республик стали вести свои дела самостоятельно

При последнем муфтии САДУМ Мухаммад Содик Мухаммад Йусуфе (1989-1993; ум в 2015) стиль работы Управления стал меняться. Ответственные лица Комитета по религиозным культам уже не могли жестко контролировать действия САДУМ. Например, принимаемые фетвы не передавались для утверждения в Комитет по религиозным культам и в большинстве случаев составлялись на арабском языке без перевода на узбекский и русский языки. САДУМ стал самостоятельно решать вопрос об открытии мечетей и новых учебных заведений, количество которых резко возросло во время горбачовской “перестройки” (например, к 1991 г. в Узбекистане было: мечетей – 4 878, медресе – 10). В ведение САДУМ были переданы множество старых мечетей, мемориальные комплексы. Были составлены соответствующие фетвы и распоряжения с предписаниями регламента паломничества могил в строго ханафитском духе. Тогда же начала печататься газета Управления “Ислом нури” (Свет Ислама), появились ряд изданий, специализирующихся на печатании религиозной литературы, в основном популярного содержания.

Конец 80-х – нач. 90-х гг. – довольно сложный период в истории САДУМ. Еще до развала СССР казияты республик стали вести свои дела самостоятельно и к концу 1991 распад САДУМ стал свершившимся фактом. Помимо политических факторов, распад САДУМ был стимулирован набиравшим силу расколом среди мусульман (между так называемыми «ваххабитами» и традиционалистами). В настоящее время между Духовными управлениями мусульман Центральной Азии связей не существует.

Источник caa-network.org

Другие публикации на портале:

Еще 9