В начале своей лекции кардинал Шёнборн указал три фактора, которые он считает основополагающими для христианской культуры Запада. Это интуиция нравственной цельности, принадлежность к которой христиане демонстрируют как тем, что они делают, так и тем, что они не делают; восприятие всего человечества как одной большой семьи; убежденность в том, что именно личная свобода больше всего уподобляет человека Богу и является его самым большим достоянием.
Далее кардинал сформулировал главный вопрос: «Верно ли то, что человек Нового времени отстоял свою свободу в борьбе не на жизнь, а на смерть против Церкви? Верно ли, что именно эпоха Просвещения, а не христианство, принесла человеку сознание его высокого достоинства и свободы личности?» Да, это аксиома, которой определяется понимание современной истории. Но насколько верна эта аксиома?
Кардинал Шёнборн выдвинул тезис, согласно которому раннехристианская Церковь обязана своим существованием прежде всего плюралистическому греко-римскому миру. Она же предложила этому миру иную перспективу. Точно так же сегодня христианство способно предложить захватывающую альтернативу современной светской цивилизации.
«Положение христианства в современной Европе в высшей степени парадоксально, — продолжил свою мысль кардинал. — Для Европы оно — и инородное тело, и корень ее цивилизации. В нем видят "нежелательного иностранца", но в то же время оно вызывает у многих европейцев чувство ностальгии, к нему возвращаются, как возвращаются домой. В Европе обнаруживается всё большее и большее число людей, которые, ведя целиком и полностью светский образ жизни, находят свой путь к сознательной христианской вере. И они описывают это свое открытие христианства, как "путь домой" или "поиск дома"».
Далее, ссылаясь на св. Августина, кардинал пояснил, что именно здесь становится осязаемой «главная специфическая черта христианства — его двойное гражданство. В этом-то и заключена его сила. Будучи одновременно и земным, и небесным, христианство побуждает к общественной активности, к тому, чтобы взять на себя ответственность за "град земной" и за проживающего в нем человека, не разрушая при этом существующего общественного порядка ради абстрактной утопии. С другой стороны, эта лояльность к временному становится возможной потому, что христиане ощущают себя гражданами неба, и этого гражданства они никоим образом не могут быть лишены».
Кардинал Шёнборн дал ясно понять, что как раз «двойное гражданство христианина», его принадлежность и к «граду земному», и к «граду небесному» делает христианство совершенно неприемлемым, ненавистным для тоталитарных систем, особенно для тех из них, которые проявили себя в ХХ веке. «Христианин свободен, продолжил свою мысль архиепископ. — Он свободен по отношению к государству, потому что он — не только гражданин земного государства. И никогда эта свобода не проявлялась так отчетливо, как в условиях фашизма, коммунизма и нацизма в прошлом столетии, когда подлинное христианское свидетельство было оплачено кровью миллионов и миллионов мучеников». Вот этот-то «фонд свободы» христианство и может предложить современной Европе. Речь идет о «свободе от навязываемых тенденций, от политического конформизма или просто от давления последнего крика моды. Христианство — это свобода», — констатировал кардинал Шёнборн.
В качестве свидетельства силы христианской свободы в истории кардинал указал великие движения духовного пробуждения, которые определили характер целых эпох в культуре Западной Европы. «В этом году мы будем отмечать 1 100-ю годовщину великой монастырской реформы в Клюни, — напомнил Шёнборн. — И эта реформа дала Европе более 4 тысяч монастырей за 200 лет. Эта фантастическая сеть покрыла всю Европу и наделила ее огромной экономической энергией, как и энергией художественного творчества и духовных свершений».
«А когда импульс Клюни иссяк, пламя еще одного духовного обновления было зажжено св. Бернардом Клервосским и поддерживалось цистерцианцами, а потом история опять повторилась в лице нищенствующих орденов Франциска и Доминика. И каждое из таких духовных обновлений внесло свой огромный вклад в культурную и гражданскую жизнь общества своего времени».
«Достаточное ли внимание уделялось исследователями той свободе, которая возникала в результате вышеуказанных движений духовного обновления, как и определению степени влияния этих движений на Европу?», — поставил риторический вопрос кардинал Шёнборн. «С самого начала своего существования христианство позволило людям выйти за пределы временного, политического порядка. Идея о том, что человек должен быть послушен Богу в большей степени, чем другому человеку, привнесла огромный потенциал свободы в общество», — продолжал он. По его убеждению, «на протяжении столетий призыв к радикальному и свободному следованию за Христом высвобождал громадную творческую свободу во всём Западном мире и стал «одним из постоянных источников европейской живучести».
Кардинал Шёнборн также выразил радость по поводу всплеска движений духовного пробуждения в современной Церкви. «Почему бы истории не повториться еще раз? — спросил он. — Почему бы нас и сегодня не ожидал сюрприз, невообразимый сюрприз, подобный тому, каким св. Франциск удивил Европу 800 лет тому назад?». Кардинал охарактеризовал современные движения в Католической Церкви как «знамение ее жизненной силы». Он видит в них проявление творчества всё того же Духа Святого, который инспирировал духовное и культурное обновление прошедших столетий. В качестве примера, Шёнборн указал движения «Опус Деи», «Неокатехуменат», «Коммунионе ет Либерационе».
Вместе с тем, кардинал Шёнборн не преминул подчеркнуть, что актуальные отношения между атеизмом и христианством должны служить очищению самого христианства. «Христианство несомненно нуждается в критическом голосе светской Европы, которая формулирует трудные вопросы, иногда неприятные вопросы, которых мы не должны избегать или игнорировать. Христианству только пойдет на пользу, если оно услышит претензии светского общества и ответит на брошенный ему вызов. Общество подвергает сомнению достоверность христианства? Что ж, христианство и должно быть подвергнуто сомнению...»
По убеждению Венского иерарха, тот критический напор, которому подвергается христианство со стороны секулярного мира, должно в конечном счете помочь ему стать тем, чем оно призвано стать, преодолеть разлад между словами и делами. «Для чего? — продолжил кардинал. — А для того, что секулярный Запад где-то в потаенных уголках своей души жаждет подлинного христианства, надеется на христианство, которое смогло бы обосновать свою достоверность на примере своей собственной жизни».
Свое выступление кардинал Шёнборн завершил призывом к вере. «У христианской свободы — неистощимый источник. Он заключен в словах Христа: "Се, Я с вами во все дни до скончания века". В этих словах — самый мощный ресурс христианства! — воскликнул архиепископ. — И этим объясняется неистощимая способность христианства к обновлению: оно раз за разом восстает из пепла волею Того, Кто однажды воскрес».