Условный Север от Новгорода до Сибири
Наша сегодняшняя тема – региональные школы русского Севера: Вятки, Урала, и Сибири. Это первый раз, когда мы в рамках нашего курса вдруг начинаем говорить про географию и отходить от Москвы и центральных областей, посвящая этому целую тему. Казалось бы – почему? Как я уже говорил, петровская эпоха с самого раннепетровского времени – время огромных, очень важных перемен в русской архитектуре, когда, особенно в столице, постоянно придумываются и разрабатываются новые типы храмов, осваиваются новые типы декоров, возникают разные новые архитектурные идеи и практики. Важно отметить, что это момент, когда каменное строительство очень широко распространяется по территории всей России. Начинают строить очень много, и сочетание этой массовости строительства с его очень большой изобретательностью порождает не только в столице, но и в провинции очень важные явления.
Почему я вдруг выделил в отдельную лекцию именно те регионы, которые здесь заявлены? На самом деле это по сути в каком-то смысле один гигантский регион. Его главное отличие от Центральной России состоит в том, что он, как когда-то говорил поэт, «и от Цезаря далеко, и от вьюги». Вьюги здесь как раз сколько хочешь, но от цезаря действительно далеко, и это территория, где практически нет дворянского землевладения. Ни боярского, ни дворянского – живут свободные люди, крестьянские общины, купечество, которое как раз в петровское время начинает процветать еще больше, чем в середине XVII в. И, соответственно, создается архитектура, которая, в общем-то, не ориентируется на столичную. Она может часто учитывать ее достижения, в некоторые ключевые места часто приезжают артели мастеров прямо из Москвы или, предположим, из Ярославля и каких-то еще важных центров, но часто все строится местными мастерами.
Иногда и даже часто это бывает деревянная архитектура, и возникает целая школа деревянной архитектуры. Об этом мы поговорим в специальной лекции, посвященной дереву. А часто возникают и школы каменной архитектуры. Одни из них могут быть очень консервативными – это, как правило, когда работают местные мастера. Другие могут быть весьма, условно говоря, продвинутыми и похожими на столицу, если вдруг приехали столичные мастера, которые обучили местных. Но главная идея в том, что все они развиваются достаточно самостоятельно, и их нельзя назвать провинциальными в том смысле, что каждый раз они порождают какие-то реплики столичных вещей. Вовсе нет! Иногда туда попадают столичные вещи, а затем местная традиция начинает из них лепить те образы, которые ей близки. Ну, и к тому же это места суровые. Это все, фактически, русский Север и Северо-Восток.
Дело в том, что и Вятка, и Урал, и Сибирь были связаны едиными торговыми путями, которые шли от Москвы, потом в Ярославль и Вологду. Важнейшим центром Севера был Великий Устюг, потому что оттуда в одну сторону уходил по реке Двине важнейший торговый путь на Архангельск, а затем в Западную Европу — до основания Санкт-Петербурга это был главный путь торговли с Англией и другими странами Европы. А в другую сторону уходил путь в Сибирь – он шел по верховьям реки Камы, переваливал через Уральский хребет в районе города Верхотурье в верховьях реки Туры и затем шел через Тюмень и уже по Сибири вплоть до Байкала и даже Забайкалья, которые в это время как раз осваивались. Напомню, что южные части Дальнего Востока вошли в состав России только в середине XIX в., поэтому здесь никакой старой архитектуры нет.
Интересно, что в этих регионах очень много всего сохранилось. И поскольку в большинстве из этих пунктов каменное строительство началось довольно рано – иногда в 40-е, 50-е, 60-е годы XVII в. – то как раз к петровскому времени уже сложились вполне полноценные и яркие архитектурные школы. Именно поэтому хотелось бы про них рассказать, чтобы это бесценное и очень качественное наследие не выпадало из общего представления о русской архитектуре, без него оно будет исключительно однобоким.
Читать статью полностью на сайте magisteria.ru