Происхождение евангелий и синоптическая проблема. Александр Ткаченко
События

Евангелие в церковном предании

Происхождение Евангелия, евангельской традиции – одна из сложнейших научных проблем. Она не имеет однозначного решения до сих пор, несмотря на то, что научная библеистика насчитывает уже более двухсот лет. При этом в церковном предании есть вполне однозначные ответы на вопросы о том, кто, как, при каких обстоятельствах и когда написал евангельские тексты. Известны не только жития каждого из евангелистов, но имеются также и достаточно подробные рассказы, где и как они написали свои тексты. В научной традиции принято говорить о том, что евангелисты Матфей, Марк и Лука представляют так называемую синоптическую традицию Евангелия.

Само слово «синопсис» появилось в употреблении еще в XVI в., однако в научной библеистике оно стало использоваться после издания, подготовленного Грисбахом в XVIII в. Что такое синопсис? Синопсис – это евангельские тексты, поставленные в параллельные колонки, чтобы их удобнее было сравнивать. Появление этого синопсиса, по сути, и дало рождение критической библеистике. Пока эти тексты не сопоставлены, достаточно трудно уловить степень их расхождения и близости.

Поскольку критическая библеистика развивалась в полемике с церковным преданием, то долгое время церковное предание рассматривалось как отправная точка, но не окончательное решение проблемы. Между подходом древних святых отцов к проблеме происхождения, сходства и различия между евангелиями и подходом современных библеистов есть одно фундаментальное расхождение. Никто из святых отцов, за одним-единственным исключением, о котором я скажу дальше, не говорил о том, что евангельские тексты могут иметь некий общий источник, который им предшествовал, или источники, письменные источники, и никто из них не рассматривал вопрос с точки зрения литературной зависимости одних евангельских текстов от других.

Для большинства святых отцов, которые касались этого вопроса, каждый евангельский текст уникален, боговдохновенен и имеет происхождение либо от апостола, либо от ученика апостола, который видел Иисуса и происходившие события своими глазами. Хотя святые отцы указывают на то, что тот или иной евангелист писал для какой-то конкретной общины, они всегда отмечают, что они написали эти тексты, даже если один писал раньше, а другой позже, не сговариваясь, не сходясь в одно место и не согласовывая тексты между собой. С точки зрения святоотеческой традиции само наличие разночтений, расхождений между евангелиями подтверждает их достоверность. Т.е. апостолы согласны между собой в основных моментах священной истории и в передаче слов Спасителя, но различаются в частностях, что связано с их личным восприятием либо с той общиной, для которой они эти евангелия написали, той церковью, которой они адресованы.

Читать полный текст статьи на сайте magisteria.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9